ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЭП СВЕРХВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Авторы

  • Елена Юрьевна Пузина Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Виталий Владимирович Светимский Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Илья Андреевич Серебренников Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Никита Евгеньевич Куксов Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Валерий Александрович Безгубов Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Дмитрий Васильевич Игнатко Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Александр Юрьевич Бардушко Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

система электроснабжения, линии электропередачи, сверхвысокое напряжение

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальная проблема энергосистемы – снижение потерь и затрат при передаче мощности на большие расстояния. В статье проводится технический, экономический и эксплуатационный анализ двух технологий: передачи переменного тока HVAC напряжением 500 кВ и 750 кВ и передачи постоянного тока HVDC напряжением 400 кВ для линии длиной 550 км и мощностью 1000 МВт между НВ АЭС и МС энергокольцом. Анализ характеристик указанных технологий передачи электроэнергии позволил выявить достоинства и недостатки обеих систем. Электрические расчеты обеспечили возможность выбора силового оборудования для подстанций и также марки и количество проводов линий электропередачи. Анализ рынка силового оборудования для передачи постоянного тока показал, что в России требуемое оборудование в настоящее время не производится. С целью развития отечественной промышленности по производству такого оборудования сформировано техническое задание с указанием основных параметров преобразовательных трансформаторов, выпрямителей, инверторов. Также рекомендовано использовать тиристорные регуляторы напряжения на 400 кВ. На основании технико-экономических расчетов удалось установить граничную длину линии, до которой наиболее выгодно применять переменный ток в ЛЭП сверхвысокого  напряжения, а свыше которой оптимальным является использование ЛЭП постоянного тока. Для обоснования выбора приводятся результаты  расчёта электрических параметров, сравниваются инвестиционные и операционные затраты, оцениваются надёжность, управляемость и интеграция в сеть. На основе результатов исследования сформулированы рекомендации для выбора оптимальной технологии.

Библиографические ссылки

Крапивин М.И., Пузина Е.Ю. Разработка предложений по устранению лимитирующих межподстанционных зон при развитии Восточного полигона // Исследование и развитие рельсового и автомобильного транспорта: сборник трудов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2024. С. 61–65.

Куцый А.П., Овечкин И.С., Галков А.А. Анализ эффективности применения организаци-онных и технических способов повышения пропускной способности тяговой сети двухпут-ного горно-перевального участка // Молодая наука Сибири. 2022. № 3 (17). С. 56-63.

Puzina E.Yu., Krapivin M.I. Modeling The Power Supply System of The Eastern Polygon to De-sign Technical Solutions for The Development of a Throughput Capacity // Устойчивое развитие энергетики Республики Беларусь: состояние и перспективы / Сборник докладов III Между-народной научной конференции. Минск. 2025. С. 239-245.

Бардушко А.Ю., Куцый А.П. Повышение пропускной способности электрифицированного участка железной дороги Якурим-Киренга на перспективу // Молодая наука Сибири. 2023. №4 (22). С. 182-193.

Крапивин М.И., Урлапов С.С., Пузина Е.Ю. Модернизация системы электроснабжения участка Порт Байкал – Маритуй Кругобайкальской железной дороги // Повышение эффек-тивности производства и использования энергии в условиях Сибири / Материалы Всерос-сийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск. 2024. С. 164-168.

Урлапов С.С., Крапивин М.И. Анализ повреждаемости электрооборудования тяговых под-станций на Восточно-Сибирской железной дороге. // Молодая наука Сибири. 2023. №2 (20). С. 106-114.

Пузина Е.Ю., Крапивин М.И., Урлапов С.С. Предложения по внедрению системы автома-тического пожаротушения лафетного типа для цифровой тяговой подстанции // Образование – наука – производство. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Чита, 2023. С. 285-292.

Мисриханов М.Ш., Седунов В.Н. К 45-летию начала освоения электропередач сверхвысо-кого напряжения // Повышение эффективности работы энергосистем. Труды ИГЭУ. Вып. 4. М: Энергоатомиздат, 2001. С. 5-8.

Кочкин В.И., Шакарян Ю.Г. Применение гибких (управляемых) систем электропередачи переменного тока в энергосистемах. – М.: Торус-Пресс, 2011. – 312 с.

Пузина Е.Ю., Крапивин М.И., Урлапов С.С., Макаренко Ю.Н. Применение искусственно-го интеллекта в железнодорожной электроэнергетике // Трансформация транспорта и образо-вания: труды Всероссийской научно-практической конференции КрИИЖТ ИрГУПС, посвя-щенной 130-летию транспортного образования в Сибири. – Красноярск, 2024. – С. 361-365.

Справочник по проектированию электрических сетей / под ред. Д. Л. Файбисовича. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЭНАС, 2012. – 376 с.

Крысанов В.Н., Гамбург К.С. Выбор силовой части высоковольтных тиристорных регуля-торов напряжения URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-silovoy-chasti-vysokovoltnyh-tiristornyh-regulyatorov-napryazheniya/viewer (дата обращения: 23.05.2025).

Паспорт Программы инновационного развития ПАО «Федеральная сетевая компания – Россети» на период 2024-2029 г.г. с перспективой до 2035 года. URL: https://meganorm.ru/mega_doc/norm_update_26042025/perechen/0/skhema_i_programma_razvitiya_elektroenergeticheskikh_sistem.html (дата обращения: 25.05.2025).

ПАО «Россети» http://www.rosseti.ru/ (дата обращения: 03.05.2025).

Минэнерго РФ. Официальные тарифы и справочные данные по стоимости оборудования (доступ 2025). URL: https://minenergo.gov.ru/(дата обращения: 25.05.2025).

Зотин О. В предверии возрождения постоянного тока // Силовая электроника. 2013. № 4. С. 15-20.

Загрузки

Опубликован

2025-08-26

Как цитировать

Пузина, Е. Ю., Светимский , В. В. ., Серебренников , И. А. ., Куксов , Н. Е. ., Безгубов , В. А. ., Игнатко , Д. В. ., & Бардушко , А. Ю. . (2025). ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЭП СВЕРХВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ . Электронный научный журнал "Молодая наука Сибири", (2 (28). извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2310

Выпуск

Раздел

Энергетика, электрификация железных дорог

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>