Анализ статистики показателей дорожного травматизма за 2021 и 2022 гг. в Иркутском регионе

Авторы

  • Вера Сергеевна Асламова Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Анастасия Александровна Мелентьева Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Александр Анатольевич Асламов Ангарский государственный технический университет

Ключевые слова:

дорожно-транспортное происшествие, значимые факторы, количественный анализ, суммарный показатель

Аннотация

В статье по данным статистики Госавтоинспекции дан сопоставительный анализ суммарных показателей дорожно-транспортных происшествий на иркутских автомобильных дорогах за октябрь и ноябрь 2021 и 2022 гг. В 2022 г. наблюдается снижение основных показателей дорожного травматизма, в том числе и детского. Выявлены влияющие на травматизм факторы, причины и условия. Подтверждено, что динамика численности дорожно-транспортных происшествий и смертности носит сезонный характер. Из-за ненадлежащего состояния иркутских автодорог произошло 45,4 % происшествий. Показано, что в 2022 г. в регионе в дорожно-транспортных происшествиях с летальными исходами погибли: водители – 41,6 %; пассажиры – 30,6 %; пешеходы – 25,2 %. Существенно в 2022 г. возросло число происшествий, в которых погибли другие участники движения. В 2,3 раза вырос коэффициент тяжести по числу происшествий. Больше смертельных исходов в происшествиях было в апреле, мае и июле, пик смертности наблюдался в июле 2022 г. Однако за указанный период времени суммарное количество смертельных исходов в происшествиях (243 чел.) в 2022 г. по сравнению с 2021 г. уменьшилось в 1,16 раза, а суммарное число раненых сократилось в 2,31 раза и составило 1 193 чел. Пик числа происшествий (16,45 %) и раненых в них (17,8 %) приходится на субботу. Минимальное число смертельных исходов (9,1 %) в результате реализации происшествия в среду, но они имеют тяжелые последствия с коэффициентом тяжести 0,1434. Наибольшее число происшествий (26,6 %) реализуется с 17 до 21 ч., что объясняется ростом интенсивности движения транспортных средств по окончании рабочего дня и наступлением сумерек. Следует добавить, что в темное время дня совершается 29,8 % происшествий. Выявлены критические промежутки времени суток, в которые реализуются происшествия с тяжкими последствиями: с 2 до 3 ч (коэффициент тяжести 0,2667, в аналогичном периоде прошлого года равен 38,67 %), с 3 до 4 ч (коэффициент тяжести 0,280, в аналогичном периоде прошлого года равен 22,22 %) и с 5 до 6 ч (коэффициент тяжести 0,2727, в аналогичном периоде прошлого года равен 13,64 %). Происшествия с наездом на пешеходов составили 28,3 % от общего количества происшествий, из них 32,8 % происшествий произошло в темное время суток. В 43,9 % происшествий виновны сами пешеходы, в 54,9 % – водители машин. Наиболее значимыми видами реализации происшествий стали: столкновения транспортных средств (39,67 %), наезды на пешеходов (28,36 %). По сравнению с 2021 г. участились наезды на стоящее транспортное средство в 1,09 раз, на препятствие в 1,12 раз и увеличилось число происшествий на пешеходных переходах в 1,12 раз. Существенно снизилась техническая неисправность машин (в аналогичном периоде прошлого года этот показатель составлял 82,12 %). Главной причиной происшествий на иркутских дорогах остается нарушение водителями правил дорожного движения (83,4 %). Чаще правила нарушают водители легковых транспортных средств – 78,31 %, реже грузовых – 9,14 %, причем в состоянии опьянения находятся 14,4 и 8,97 % водителей соответственно.

Биографии авторов

Вера Сергеевна Асламова, Иркутский государственный университет путей сообщения

Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры техносферной безопасности

Анастасия Александровна Мелентьева, Иркутский государственный университет путей сообщения

Магистрант кафедры техносферной безопасности

Александр Анатольевич Асламов, Ангарский государственный технический университет

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры машин и аппаратов химических производств

Библиографические ссылки

Николаева Р.В., Валиев Р.Ф. Безопасность дорожного движения, как мировая проблема // Техника и технология транс-порта. 2022. № 3 (26). URL: http://transport-kgasu.ru/files/N26-03BDD322.pdf (Дата обращения 20.10.2022).

Воротынова О.В. Исследование факторов, влияющих на безопасность движения на автомобильных дорогах // Актуаль-ные вопросы строительства: взгляд в будущее : сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию создания Инженерно-строительного института. Красноярск, 2022. С. 14–18.

Хабибуллин Д.Р., Ильдарханов Р.Ф. Современные проблемы безопасности дорожного движения // Организация и без-опасность дорожного движения : материалы ХII Национ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень, 2019. Т. 2. С. 101–108.

Аземша С.А., Карасевич С. Н. Учет динамики аварийности при разработке мероприятий по повышению безопасности дорожного движения // Организация и безопасность дорожного движения : материалы ХII Национ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень : Изд-во ТИУ, 2019. Т. 2. С. 8–14.

Асламова В.С., Кузнецова П.A., Асламов А.А. Сравнительный анализ дорожно-транспортных происшествий в Иркут-ской области и России // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2021. № 15. С. 127–130.

Пьянкова А.И., Фаттахов Т.А. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в России: подходы к оценке, тен-денции и перспективы // Демографическое обозрение. 2019. № 6 (3). С. 58–84.

Салахутдинов Ю.Р. Статистика факторов риска дорожно-транспортных происшествий в мире // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : сб. науч. ст. 3-й Всерос. молодеж. науч. конф. Курск, 2022. Т. 2. С. 273–276.

Малешина Л.М., Хорошева А.В. Внедрение интеллектуальных транспортных технологий как инструмент повышения безопасности транспортной среды // Транспортное право и безопасность. 2022. № 2 (42). С. 164–172.

Прудникова А.Д., Симоненко Е.Ю., Литвинов А.В. Проблемы детского дорожно-транспортного травматизма в Россий-ской Федерации // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее : сб. науч. ст. 5-й Всерос. науч. конф. В 4 т. Курск, 2022. Т. 2. С. 164 – 167.

Асламова В.С., Минко А.А., Асламов А.А. Прогнозные модели травматизма с участием подростков на автомобиль-ных дорогах общего пользования // Математические методы в технике и технологиях. 2021. № 1. С. 174–177.

Минко А.А., Асламова В.С. Сравнительный анализ травматизма с участием детей на автомобильных дорогах России // Молодая наука Сибири. 2021. № 2 (12). С. 417–421.

Асламова В.С., Минко А.А., Асламов А.А. Регрессионные модели травматизма на автомобильных дорогах России // Образование – Наука – Производство : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Чита, 2020. Т. 2. С. 109–113.

Малолеткина Н.С., Королева К.А. Детский дорожно-транспортный травматизм: причины в России и зарубежный опыт профилактики // Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17. № 1. С. 85–90.

Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция : офиц. сайт Министерства внутренних дел Рос. Федераци. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения 20.10.2022).

Тяжесть последствий ДТП определение // Справочник водителя : сайт. URL: https://ukstrela.com/tyazhest-posledstviy-dtp-opredelenie/ (Дата обращения 12.10.2022).

Паршина К.С., Печатнова Е.В. Снижение риска ДТП на основе анализа аварийности по месяцам года // Экология и без-опасность в техносфере: современные проблемы и пути решения : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. Томск : Изд-во ТПУ, 2017. С. 623–625.

Березин Н.А. Влияние неудовлетворительных дорожных условий на безопасность движения // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности: материалы IX Всерос. с междунар. участием науч.-техн. конф. молодых иссле-дователей. Волгоград, 2022. С. 16–18.

Гончарук Д.В. Анализ статистики ДТП в России // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное разви-тие общества : сб. науч. ст. 3-й Всерос. молодеж. науч. конф. Курск, 2022. Т. 3. С. 187–190.

МВД назвало самые частые причины аварий в России // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/mvd-nazvalo-samye-chastye-prichiny-avariy-v-rossii/ (Дата обращения 18.10.2022).

В России подготовлены масштабные поправки в ПДД // auto.ru журнал : сайт.. URL: https://mag.auto.ru/article/mintransannounsednewpdd/ (Дата обращения 18.11.2022).

Число аварий с электросамокатами в России выросло более чем вдвое // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/chislo-avariy-s-elektrosamokatami-vyroslo-bolee-chem-vdvoe/ (Дата обращения 18.10.2022).

В России разработали новый ГОСТ для электросамокатов // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/novyy-gost-vvodit-ogranicheniya-dlya-elektrosamokatov/ (Дата обращения 18.10.2022).

В России хотят ввести ограничение скорости для электросамокатов // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/evscooterrules/ (Дата обращения 18.10.2022).

В России готовят дорожные знаки для самокатов и моноколес // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/newroadplatesnov/ (Дата обращения 18.10.2022).

Квашис В.Е. К проблеме культуры противодействия преступности // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2 (32). С. 13–20.

Опубликован

2023-04-28

Как цитировать

Асламова, В. С., Мелентьева, А. А., & Асламов, А. А. (2023). Анализ статистики показателей дорожного травматизма за 2021 и 2022 гг. в Иркутском регионе. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (1(77), 194-206. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1024

Выпуск

Раздел

Информационные технологии, управление и обработка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)