Методика и алгоритмы построения оптимальных программ диагностирования технических систем

Авторы

  • Виктор Владимирович Кашковский Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Владимир Валентинович Устинов Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации
  • Лусине Геворговна Чобанян Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

Ключевые слова:

программы диагностирования, отказы в технической системе, методы контроля и диагностирования, алгоритмы диагностирования, оптимизация диагностических тестов, дерево поиска отказа, технологические карты, метод ведущей функции, квадратные матрицы

Аннотация

В работе предложена усовершенствованная методика оптимизации диагностических тестов для поиска отказов в технической системе с глубиной поиска до съемного блока, а также методики поиска отказов непосредственно в блоках с глубиной поиска до элемента. Исходным является метод ведущей функции, который применяется для квадратных матриц «признаки – состояния». В предлагаемом усовершенствованном методе ведущей функции рассматриваются прямоугольные матрицы «признаки – состояния», в которых число признаков заведомо больше числа состояний, что характерно для перехода от экспериментальных и испытательных моделей к серийным образцам. Такие матрицы используются при переходе от экспериментальных образцов к серийному производству авиационной техники. При этом возникает актуальная практическая задача минимизации числа измерительных приборов на борту авиационной техники. Ранее автоматизированное решение подобных задач не рассматривалось. Апробация алгоритмов, представленных в виде дерева и технологических карт поиска отказа, проведена на примере учебно-лабораторного стенда контроля работоспособности противопожарной системы ССП-2А и блока БИ-2АЮ. Предлагаемая методика применима для диагностирования любых технических систем и объектов эксплуатации. Кроме того, предложенные алгоритмы расчета количества требуемых проверок и их заданной последовательности могут быть использованы как для бортовых, так и для наземных автоматизированных систем контроля, что позволит определить минимальное количество установленных датчиков и, следовательно, снизить массово-габаритные характеристики бортовых систем и повысить их надежность.

Биографии авторов

Виктор Владимирович Кашковский, Иркутский государственный университет путей сообщения

Доктор технических наук, доцент, профессор кафедры информационных систем и защиты информации

Владимир Валентинович Устинов, Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

Старший преподаватель кафедры авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов

Лусине Геворговна Чобанян, Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации

Кафедра авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов

Библиографические ссылки

Инженерно-авиационная служба и эксплуатация авиационного оборудования / А.Е. Акиндеев, В.Д. Константинов, С.В. Крауз и др. М. : ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1970. 513 с.

Румянцев Е.А., Осовский В.П., Протопопов В.А. Инженерно-авиационное обеспечение боевых действий частей авиации вооруженных сил и эксплуатация авиационного оборудования. М. : ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1989. 397 с.

Диагностирование и прогнозирование технического состояния авиационного оборудования / В.Г. Воробьев, В.В. Глу-хов, Ю.В. Козлов и др. М. : Транспорт. 1984. 191 с.

Воробьев В.Г. Техническая эксплуатация авиационного оборудования / В.Г. Воробьев, В.Д. Константинов, В.Г. Денисов и др. М. : Транспорт, 1990. 296 с.

Авиационные цифровые системы контроля и управления / О.А. Артюховский, С.Н. Беляшевский, Ю.И. Валов и др. Л. : Машиностроение. Ленинградское отделение, 1976. 608 с.

Барзилович Е.Ю. Савенков М.В. Статистические методы оценки состояния авиационной техники. М. : Транспорт, 1987. 240 с.

Гуляев В.А., Чаплыга В.М., Кедровский И.В. Методы и средства обработки диагностической информации в реальном времени. Киев : Наукова думка, 1986. 219 с.

Диагностические комплексы систем автоматического самолетовождения / В.А. Игнатов, С.М. Паук, Г.Ф. Конахович и др. М. : Транспорт, 1975. 272 с.

Дмитренко И.Е. Техническая диагностика и автоконтроль систем железнодорожной автоматики и телемеханики. М. : Транспорт, 1986. 141 с.

Пархоменко П.П., Согомонян E.С. Основы технической диагностики (Оптимизация алгоритмов диагностирования, ап-паратурные средства). М. : Энергоиздат, 1981. 319 с.

Техническая эксплуатация летательных аппаратов / Н.Н. Смирнов, Н.И. Владимиров, Ж.С. Черненко и др. М. : Транс-порт, 1990. 423 с.

Техническая эксплуатация летательных аппаратов / А.И. Пугачев, М.Л. Бураков, Н.Т. Домотенко и др. М. : Транспорт, 1969. 480 с.

Тоценко В.Г. Алгоритмы технического диагностирования дискретных устройств. М. : Радио и связь, 1985. 238 с.

Allan F.J., Kameda T., Toida S. An Approach to the Diagnosability Analysis of a System // IEEE Transactions on Computers. 1975. Vol. C-24, Is. 10. P. 1040–1042.

Вarsi F., Grandoni F., Maestrini P. A Theory of diagnosability of digital systems // IEEE Transactions on Computers. 1976, Vol. С-25, Is. 6. P. 585–593.

Fujiwara H., Kinoshita K. Connections assignments for probabilistically diagnosable systems // IEEE Transactions on Comput-ers. 1978. Vol. C-27, Is. 3. P. 280–283.

Fujiwara H., Kinoshita K. Some existence thеоrеms for probabilistically diagnosable systems // IEEE Transactions on Comput-ers. 1978. Vol. C-27, Is. 4. P. 379–384.

Kime С.R. An Abstract model for digital system diagnosis // IEEE Transactions on Computers. 1979. Vol. C-28, Is. 10. P. 754–767.

Mallela S., Masson G.M. Diagnosis without repair for hybrid fault situations // IEEE Transactions on Computers. 1980. C-29, Is. 6. P. 461–470.

Mallela S., Masson G.M. Diagnosable systems for intermittent faults // IEEE Transactions on Computers. 1978. C-27, Is. 6. P. 560–566.

Preparata F.P., Metze G., Chien R.T. On the соnnection assignment problem of diagnosable systems // IEEE Transactions on Electronic Computers. 1967. Vol, EС-16, Is. 6. P. 848–854.

Russel J.D., Kime C.R. System Fault Diagnosis: Closure and Diagnosability with Repair // IEEE Transactions on Computers. 1975. Vol. C-24, Is. 11. P. 1078–1089.

Тихий И.И., Кашковский В.В. Испытания и эксплуатация авиационной техники. Ч. 1. Иркутск : ИВВАИУ, 2009. 308 с.

Устинов В.В., Журавлева В.Б. Разработка методики, алгоритма и программы диагностирования бортового оборудова-ния летательных аппаратов на этапах проектирования и испытаний // Актуальные проблемы развития авиационной техники и ме-тодов ее эксплуатации : сб. тр. V науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. Иркутск, 2012. С. 46–51.

Устинов В.В., Кузаков О.Л. Методика диагностирования отдельных блоков авиационного оборудования с глубиной поиска отказа до элемента // Актуальные вопросы исследований в авионике: теория, обслуживание, разработки : сб. тезисов докл. II Всерос. науч.-практ. конф. «Авиатор». Воронеж, 2015. С. 280–282.

Опубликован

2023-04-28

Как цитировать

Кашковский, В. В., Устинов, В. В., & Чобанян, Л. Г. (2023). Методика и алгоритмы построения оптимальных программ диагностирования технических систем. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (1(77), 181-193. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1053

Выпуск

Раздел

Информационные технологии, управление и обработка

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)