Совершенствование системы поддержки жизненного цикла локомотивов

Авторы

  • Юрий Анатольевич Давыдов Дальневосточный государственный университет путей сообщения
  • Олег Олегович Мухин Дальневосточный государственный университет путей сообщения
  • Владимир Владимирович Заболотный Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

контракт жизненного цикла, жизненный цикл, локомотив «Ермак», среднесуточный пробег, организация ремонта, программа ремонта, метод Фурье, прогнозирование

Аннотация

В настоящее время в России распространяется практика применения контракта жизненного цикла, который предусматривает проектирование, строительство, закупку продукции, ее дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию. 80 % всех реализуемых проектов на основе контракта жизненного цикла относятся к транспортной отрасли, однако также контракт успешно применяется в сферах здравоохранения, культуры и спорта. Один из первых проектов с использованием новой концепции – закупка ОАО «РЖД» высокоскоростных поездов «Сапсан» у компании Siemens. Еще одним примером может стать – Московский метрополитен, заключивший договор с ПАО «Метровагонмаш» на поставку подвижного состава. Как показывает мировой опыт применение долгосрочного контракта позволяет лучше планировать свою деятельность, дает возможность оптимизировать издержки, делает предсказуемой инвестиционную программу и сроки ее окупаемости. Кроме того, появляется возможность поступательно и планомерно развивать свою инженерную компетенцию, поскольку по мере анализа статистики отказов происходят обновление и модернизация поставляемой продукции. Данная концепция применена и в локомотивном комплексе, в рамках договора на поставку локомотивов с обязательством обеспечение их сервисного обслуживания, заключенного между АО «Рослокомотив» и ОАО «РЖД», организован ввод в эксплуатацию новых электровозов серии «Ермак». Контрактом предусмотрено участие ремонтной компании и завода-изготовителя с целью поддержки качества продукции. В статье рассмотрена текущая организация системы поддержки жизненного цикла локомотивов, предложено направление совершенствования – разработка научно обоснованной методики долгосрочного планирования программы ремонта. С применением информационных систем ОАО «РЖД» проведен анализ динамики среднесуточного пробега 3ЭС5К приписки эксплуатационных локомотивных депо Дальневосточной дирекции тяги – рассмотрены влияющие сезонные факторы, определена тенденция роста. Произведен гармонический анализ методом Фурье и предложена функция, описывающая динамику среднесуточного пробега с учетом сезонных колебаний. Разработанная методика позволит более точнее определить потребность локомотивов в сервисном обслуживании.

Биографии авторов

Юрий Анатольевич Давыдов, Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Доктор технических наук, профессор

Владимир Владимирович Заболотный, Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Аспирант, преподаватель кафедры «Транспорт железных дорог»

Библиографические ссылки

ГОСТ Р 83791-2010. Ресурсосбережение. Стадии жизненного цикла изделий производственно-технического назначения. Общие положения. Введ. 2011–01–01. М. : Стандартинформ, 201815 с.

ГОСТ 31539-2012. Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения. Введ. 2014–01–01. М. : Стандартинформ, 201414 с.

ГОСТ Р 56136-2014. Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Термины и определения. Введ. 2015–09–01. М. : Стандартинформ, 201634 с.

Свод правил моделирования бизнес-архитектуры и бизнес-процессов ОАО «РЖД» : утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 8 окт. 2019 г. № 2227р.

Регламент взаимодействия дежурного по эксплуатационному локомотивному депо, приемщика локомотивов дирекции тяги и диспетчера сервисного локомотивного депо в информационных системах ОАО «РЖД» : утв. распоряжением от 20 нояб. 2018 г. № 2438р.

Бернгард К.А., Фельдман Э.Д. Комплексная оценка развития пропускной и провозной способности сети железных дорог // Вестник ВНИИЖТ. 1983. № 4. С. 1–4.

Белецкий А.Н. Перевозочному процессу – высокую ритмичность // Железнодорожный транспорт. 1984. № 12. С. 17–21.

Баранов А.Л. Управление тяговыми ресурсами на Восточном полигоне // Железнодорожный транспорт. 2014. № 6. С. 25–31.

Сажин Ю.В. Катынь А.В., Сарайкин Ю.В. Анализ временных рядов и прогнозирование. Саранск : Мордов. ун-т. 2013. 192 с.

Химмельблау Д. Анализ процессов статическими методами М. : Мир. 1973. 957 с.

Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М. : Наука. 1968. 289 с.

Теория прогнозирования и принятия решений / С.А. Саркисян, В.И. Каспин, В.А. Лисичкин и др. М. : Высшая школа. 1997. 351 с.

Фенкель А.А. Математические методы анализа динамики и прогнозирования производительности труда. М. : Экономика, 1972. 190 с.

Shmueli, G. Kenneth C., Lichtendahl Jr. Practical Time Series Forecasting with R: A Hands-On Guide (Practical Analytics). International Kindle paperwhite, 2016. 232 p.

Chatfield C. Time-Series Forecasting. USA : Chapman and Hall/CRC, 2001. 280 p.

Bisgaard S. Kulahci M. Time Series Analysis and Forecasting by Exampl. USA : Wiley, 2011. 400 p.

Harvey A. Forecasting, Structural Time Series Models and the Kalman Filter. London : Cambridge University Press. 2014. 676 p.

Дьяконов В.П. Maple 10/11/12/13/14 в математических расчетах. М. : ДМК Пресс. 2011. 800 с.

Дьяконов В.П. Энциклопедия компьютерной алгебры. Mathcad, Maple, Mathematica, Drive, MuPAD. Аналитические и численные вычисления и их визуализация. Сотни примеров математических расчетов. М. : ДМК Пресс. 2010. 1268 с.

ОАО «РЖД» Нормы межремонтных пробегов железнодорожного подвижного состава, эксплуатируемого на инфраструктуре: утв. распоряжением 11 августа 2016 г. № 1651/р.

Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К, 4ЭС5К). Руководство по эксплуатации. Кн. 8. Техническое обслуживание и ремонт. Новочеркасск. 2019. 291 с.

Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К, 4ЭС5К). Руководство по эксплуатации. Кн. 1. Описание и работа. Электрические схемы. Новочеркасск. 2006. 251 с.

Методика расчета потребности в заводских и деповских ремонтах локомотивов ОАО «РЖД». Расчет Р1881 РР : утв: распоряжением от 6 февр. 2019 г. № 198р.

Опубликован

2021-09-30

Как цитировать

Давыдов, Ю. А., Мухин, О. О., & Заболотный, В. В. (2021). Совершенствование системы поддержки жизненного цикла локомотивов. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (3(71), 92-101. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/186