О взаимодействии пути и подвижного состава на участках скоростного движения в зависимости от очертания профилей рельсов и колес

Авторы

  • Анатолий Юрьевич Абдурашитов проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре – филиал ОАО «РЖД»
  • Юлия Николаевна Юркова Российский университет транспорта (МИИТ)

Ключевые слова:

скоростное движение, очертание профилей рельсов, взаимодействие пути и подвижного состава, износ рельсов, прокат колес, контактное давление, вертикальные силы, техническое обслуживание рельсов и колес

Аннотация

В статье представлены результаты анализа проблемных вопросов по взаимодействию в системе «колесо – рельс». Рассмотрены основные виды контактов колес и рельсов, в частности одноточечный и конформный. Отмечается, что колесам и рельсам такой профиль можно придавать в процессе текущего содержания, а рельсы могут профилироваться сразу после укладки в путь. Приводятся данные по измерению профилей рельсов на участках скоростного движения и колес поездов «Сапсан» и «Ласточка», а также расчетов по определению сил и напряжений при взаимодействии подвижного состава и пути на выбранных участках скоростного движения (Горьковская железная дорога) и высокоскоростного движения (Октябрьская железная дорога). Оценивается влияние очертания поперечного профиля рельсов и профиля новых и изношенных колес поездов «Сапсан» и «Ласточка» на уровень их взаимодействия, при этом принимается во внимание подуклонка рельсов и ширина колеи. На основании результатов моделирования проводится анализ сил и напряжений в контакте «колесо – рельс» в зависимости от очертания поверхности катания колес и рельсов. Приводятся значения эквивалентной конусности при взаимодействии в системе «колесо – рельс» на участках высокоскоростного и скоростного движения. На основании полученных результатов сделаны выводы о рекомендуемых скоростях движения на исследуемых участках пути. Показано, что результаты моделирования послужат базой для разработки плана мероприятий по оптимизации очертания профилей колес и рельсов и позволят внести корректировки в систему их технического обслуживания.

Биографии авторов

Анатолий Юрьевич Абдурашитов, проектно-конструкторское бюро по инфраструктуре – филиал ОАО «РЖД»

Канд. техн. наук, доцент, начальник отдела рельсов

Юлия Николаевна Юркова, Российский университет транспорта (МИИТ)

Аспирант кафедры пути и путевого хозяйства

Библиографические ссылки

Коган А.Я., Абдурашитов А.Ю., Полещук И.В. Дополнительные требования к прямолинейности рельсов в зоне стыков // Железные дороги мира. 2003. № 3. С. 66–71.

Коган А.Я., Пейч Ю.Л. Расчет напряженно-деформированного состояния элементов конструкции пути в зоне стыка рельсов // Вестник ВНИИЖТ. 2000. № 2. С. 31–39.

Горячева И.Г., Захаров С.М., Коган А.Я. и др. Комплексный подход к прогнозированию работоспособности и ресурса рельсов нового поколения // Бюл. Объедин. ученого совета ОАО «РЖД». 2017. № 5-6. С. 16–26.

Погорелов Д.Ю. Компьютерное моделирование динамики технических систем с использованием программного комплекса «Универсальный механизм» // Вестн. компьютер. и информац. технологий. 2005. № 4. С. 27–34.

Оценка эволюции профилей колёс железнодорожного экипажа на основе применения трибодинамической модели / С.М. Захаров, И.Г. Горячева, Д.Ю. Погорелов и др. // Тяжёлое машиностроение. 2007. № 3. C. 19–24.

Лисицын А.И., Абдурашитов А.Ю. О взаимодействии в системе «колесо-рельс» на участках высокоскоростного движения // Путь и путевое хозяйство. 2020. № 3. С. 2–6.

Абдурашитов А.Ю. О влиянии особенностей профилей колес и рельсов на их взаимодействие // Путь и путевое хозяйство. 2015. № 11. С. 2–7.

Программный комплекс «Универсальный механизм» // Лаборатория вычислительной механики : сайт. URL: http://www.umlab.ru (Дата обращения: 27.12.2021).

Алехин А.Л. Прогнозирование одиночного выхода рельсов, сваренных алюминотермитным способом // Изв. Петербург. ун-та путей сообщ. 2010. № 2 (23). С. 51–56.

Аманова М.В. Оценка суммарного одиночного выхода рельсов при обращении по ним разнотипного подвижного состава // Промышленный транспорт Казахстана. 2012. № 3. С. 14–18.

Интенсивность накопления остаточных деформаций пути при воздействии вагонной нагрузки 250 кН/ось. Ленингр. ин-т инж. ж.-д. трансп / С.В. Амелин, Л.С. Блажко, М.П. Смирнов и др. Л. : 1982. Деп. в ЦНИИТЭИ МПС 30.08.82, № 1797-жд.

Бельтюков В.П. Планирование ремонтов пути в условиях интенсивной его эксплуатации : дис. ... канд. техн. наук. Л., 1990. 275 с.

Бельтюков В.П. Разработка методик прогнозирования технического состояния пути, затрат на содержание пути и оптимизации содержания пути по экономическим критериям // Путь XXI века : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2012. С. 25–32.

Бельтюков В.П. Среднесрочное планирование работ по ремонту верхнего строения пути // Путь и путевое хозяйство. 2013. № 2. С. 23–25.

Блажко Л.С. Технико-технологическая оценка усиления конструкции пути на участках обращения подвижного состава с осевыми нагрузками до 300 кН : дис. ... д-ра тех. наук. СПб., 2003. 331 с.

Сенникова А.В. Влияние скорости движения поездов на одиночный выход рельсов в пути // Путь XXI века : сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2013. С. 82–84.

Куклин С.А. Контактные задачи при качении // Современные проблемы теории машин : материалы II Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2014. С. 33–40.

Сычев В.П. Методы оценивания железнодорожного пути характеристиками случайных процессов // Наука и техника транспорта. 2007. №3. С. 84–88.

Опубликован

2022-03-31

Как цитировать

Абдурашитов, А. Ю., & Юркова, Ю. Н. (2022). О взаимодействии пути и подвижного состава на участках скоростного движения в зависимости от очертания профилей рельсов и колес. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (1(73), 170-177. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/542