Анализ факторов, влияющих на коэффициент трения тормозной колодки подвижного состава

Авторы

  • Антон Александрович Корсун Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Павел Юрьевич Иванов Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Дмитрий Валерьевич Осипов Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Дмитрий Андреевич Тихонов Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

подвижной состав железных дорог, коэффициент трения колодки о колесо, коэффициент сцепления колеса с рельсом, тормозная эффективность

Аннотация

На сегодняшний день одним из ограничивающих факторов в увеличении участковой и максимальной скоростей движения поездов, которые напрямую влияют на прибыль железнодорожной компании, является тормозная эффективность. Колодка в тормозной системе является первым непосредственным элементом, образующая трение на поверхности катания вращающегося колеся, а тормозная рычажная передача и тормозные цилиндры, служат исключительно для обеспечения прижатия тормозной колодки с требуемой силой. При отсутствии тормозных колодок трение неосуществимо и все остальные устройства предназначены непосредственно для управления силой трения в отношении ее величины и времени действия. В образовании тормозной силы большую роль играет коэффициент трения, который также определяет ее величину. В данной статье мы рассмотрели различные методы определения коэффициента трения, в результате которых были выявлены зависимости влияния таких факторов, как сила нажатия колодки на колесо; химический состав колодки; форма колодки; степень влажности колодки; износ колодки; начальная продолжительности трения; температуры колодки и поверхности катания колеса на величину коэффициента трения. Данными вопросами занимались как отечественные ученые, такие как: М. Мецков, В.Ф. Егорченко, так и иностранные ученые, наиболее видным представителем является Гальтон. Не смотря на значимый вклад, внесенный представленными учеными, необходимо продолжать исследование в данной области с целью увеличения скоростей движения подвижного состава и связанных с ними других эксплуатационных показателей, что непосредственно повлияет на увеличение прибыли компании ОАО «РЖД» и снижение различных экономических потерь.

Биографии авторов

Антон Александрович Корсун , Иркутский государственный университет путей сообщения

Аспирант кафедры электроподвижной состава

Павел Юрьевич Иванов, Иркутский государственный университет путей сообщения

Канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры электроподвижного состава

Дмитрий Валерьевич Осипов, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кафедра электроподвижного состава

Дмитрий Андреевич Тихонов, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кафедра электроподвижного состава

Библиографические ссылки

Карвацкий Б.Л. Общая теория автотормозов. М. : Трансжелдориздат, 1947. 300 с.

Распоряжение ОАО «РЖД» 867р от 12.05.2016 (ред. 02.02.2018) «Об утверждении правил тяговых расчетов для поезд-ной работы». М. : ОАО «РЖД», 2016. 515 с.

Иванов П.Ю., Корсун А.А., Емельянов Д.О. Существующие способы управления тормозным нажатием с повышенной эффективностью // Сборник статей XV Международной научно-практической конференции «Научные междисциплинарные иссле-дования». Саратов, 10 июня 2021 года. Москва: «КДУ», «Добросвет», 2021. С. 28-36.

Исследование работы стабилизатора крана машиниста / П.Ю. Иванов, Е. Ю. Дульский, Н.И. Мануилов, А.М. Худоногов // Материалы II Всероссийской научно-технической конференции «Инновационные проекты и технологии машиностроительных производств». Омск, 19–20 октября 2017 г. Омск: ОмГУПС, 2017. С. 62-69.

Исследование температуры тормозных колодок с разной степенью износа в процессе фрикционного торможения /

П.Ю. Иванов, А. М. Худоногов, Е. Ю. Дульский [и др.] // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2020. № 3(47). С. 27-34. DOI 10.20291/2079-0392-2020-3-27-34.

Иванов П.Ю., Хамнаева А.А., Худоногов А.М. Снижение энергопотребления электровоза при управлении пневматиче-скими тормозами грузового поезда // Материалы III международной научно-практической конференции «Разработка и эксплуата-ция электротехнических комплексов и систем энергетики и наземного транспорта». Омск, 06 декабря 2018 года. Омск: ОмГУПС, 2018. С. 143-151.

Abbasia S., Teimourimaneshb Sh., T. Vernerssonb,c, Ulf. Sellgrena, Ulf. Olofssona, R. Lundénb, “Temperature and thermoelas-tic instability at tread braking using cast iron friction material”, Wear, vol. 314, pp. 171-180, 2013

A. Hamdaoui, El.H. Jaddi, “Effects of the brake shoe friction material on the railway wheel damage”, MATEC Web of Confer-ences, vol. 149, pp. 1-4, 2018

Evtushenko O.O., Ivanyk E.H., Horbachova N.V., «Analytic methods for thermal calculation of brakes (review)», Materials Sci-ence, vol. 36, No. 6, pp. 857-862, 2000.

M. Petersson, «Two-dimensional finite element simulation of the thermal problem at railway block braking», Mechanical Engi-neering Science, vol.216, pp. 259-273, 2015.

Z. Li, J. Han, Z. Yang, L. Pan, “The effect of braking energy on the fatigue crack propagation in railway brake discs", Engineer-ing Failure Analysis, vol. 44, pp. 272-284, 2014

A. Esmaeili, M.S. Walia, K. Handa, K. Ikeuchi, M. Ekh, T. Vernersson, J. Ahlström, “A methodology to predict thermome-chanical cracking of railway wheel treads: from experiments to numerical predictions”, International Journal of Fatigue, vol. 105, pp. 71-85, 2017

P. Wasilewski, «Frictional heating in railway brakes: a review of numerical models», Archives of Computational Methods in Engineering, vol. 58, pp. 45-58, 2020.

J.G. Balotin, P.D. Neis, N.F. Ferreira, “Analysis of the influence of temperature on the friction coefficient of friction materials”, ABCM Symposium Series in Mechatronics, vol. 4, pp.898-906, 2010

F. Talati, S. Jalalifar, “Analysis of heat conduction in a disk brake system”, Heat Mass Tranfer, vol. 45, pp. 1047-1059, January 2009.

L. Cantone, A. Ottati, “Modelling of friction coefficient for shoes type LL by means of polynomial fitting”, The Open Transpor-tation Journal, vol. 12, pp. 114-127, 2018.

N. Meysam, A.Z. Jabbar, Sh. Morad, E. Morteza, “3D dynamic model of the railway wagon to obtain the wheel–rail forces un-der track irregularities”, Proc. IMechE Part K: journal of Multi-Bodies Dynamics, pp. 1-13, vol. 252, 2015.

Y.P. Wei, Y.P. Wu, “Thermal and mechanical characteristics of contact friction pair based on 3-D wheel/rail-foundation contact vertical system”, IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, vol. 657, pp.1-9, August 2019.

O. Polach, “Influence of locomotive tractive effort on the forces between wheel and rail”, Vehicle System Dynamics Supple-ment, vol. 35, pp. 7-22, 2001.

A. Tudor, C. Radulescu, I. Petre, “Thermal effect of the brake shoes friction on the wheel/rail contact”, Tribology in industry, vol. 25, pp. 27-32, 2003.

Дульский Е.Ю. Энергоаудит безразборной технологии ремонта // Мир транспорта. 2012. Т. 10. № 3(41). С. 168-171.

Опубликован

2022-08-01

Как цитировать

Корсун , А. А., Иванов, П. Ю., Осипов, Д. В., & Тихонов, Д. А. (2022). Анализ факторов, влияющих на коэффициент трения тормозной колодки подвижного состава. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (2(74), 91-100. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/593

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)