Автоматизация расчета толщины подбалластного защитного слоя

Авторы

  • Вячеслав Анатольевич Подвербный Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Константин Михайлович Титов Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Пётр Николаевич Холодов Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Ольга Анатольевна Гнездилова Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

подбалластный защитный слой, прочность подстилающего слоя, автоматизация расчета толщины защитного слоя, железнодорожная линия третьей категории

Аннотация

В статье рассмотрена проблема обеспечения стабильности подбалластной зоны железнодорожного пути, приведен обзор нормативных документов и научных работ по теме исследования, показана ее значимость для строительства и эксплуатации железнодорожных путей в России и за рубежом. Проанализирована методика определения толщины подбалластного защитного слоя по условию ограничения величины морозного пучения его основания и обеспечения необходимой прочности подстилающего слоя, изложенная в СП 32-104-98. Разработана программа RASCHET_PZS.xlsx, с помощью которой проведен тестовый расчет толщины подбалластного защитного слоя для насыпи проектируемой железнодорожной линии третьей категории, сооружаемой из глинистых грунтов. Выполнена аппроксимация графика зависимости толщины дренирующего слоя Hдр = f(f) для метеостанций Красноярска при сумме градусо-суток отрицательных температур наружного воздуха (Ω) 1 830°C ∙ сут. и Иркутска при 2 364°C ∙ сут., а также аппроксимация графика σ = f(h) – суммарной кривой нормальных напряжений для четырехосных вагонов при перспективной нагрузке на ось 294 кН/ось (30 тс/ось). Разработаны блоки полуавтоматического и автоматического поиска координаты hз(проч), м. В программе RASCHET_PZS.xlsx определена толщина защитного слоя для Красноярска hз(пуч) = 0,91 м и Иркутска hз(пуч) = 1,65 м. Сделан вывод, что следует продолжить работу над программой и создать базу расчетов для различных метеостанций Сибирского региона. С целью проработки множества вариантов проектируемой линии на предварительном предпроектном этапе с учетом потребности в дренирующем грунте необходимо использовать автоматизацию расчетов толщины подбалластного защитного слоя. При этом показатель объема потребного дренирующего грунта по вариантам трассы с учетом удаленности от разведанных карьеров может стать одним из важных критериев при многокритериальной оптимизации множества альтернатив.

Биографии авторов

Вячеслав Анатольевич Подвербный, Иркутский государственный университет путей сообщения

Доктор технических наук, доцент, профессор кафедры строительства железных дорог, мостов и тоннелей

Константин Михайлович Титов, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой строительства железных дорог, мостов и тоннелей

Пётр Николаевич Холодов, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры строительства железных дорог, мостов и тоннелей

Ольга Анатольевна Гнездилова, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент кафедры строительства железных дорог, мостов и тоннелей

Библиографические ссылки

Ковенькин Д.А., Подвербный В.А. Этапы жизненного цикла верхнего строения железнодорожного пути // Проектирование развития региональной сети железных дорог. 2015. № 3. С. 151−156.

Подвербный В.А.. Казарина В.В., Подвербная О.В. Проектирование скоростного пассажирского рельсового транспорта иркутской агломерации // Проектирование развития региональной сети железных дорог. 2016. № 4. С. 308−326.

Проектирование трассы железной дороги на участке ВСЖД Гончарово – Слюдянка в программном комплексе INVEST / Е.О. Попова, О.Ю. Попов, В.А. Бучкин и др. // Проблемы и перспективы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог : тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск, 2009. Т. 1. С. 41−46.

СП 119.13330.2017 Железные дороги колеи 1520 мм (с изменением № 1 от 24.12.2019) : утв. приказом Минстроя РФ № 1648/пр от 12.12.2017 г. Введ. : 2018–06–13. М. : Минстрой России, 2017. 41 с.

СП 32-104-98 Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм : Одобрен Письмом Минземстроя РФ № 13-498 от 8.09.1998 г. Введ. : 1999–01–01. М. : Госстрой России, 1999. 160 с.

Об утверждении инструкции по устройству подбалластных защитных слоев при реконструкции (модернизации) железнодорожного пути : распоряжение ОАО «РЖД» № 2544р от 12.12.2012. М. : ОАО «РЖД», 2012. 47 с.

Об утверждении и введении в действие технических условий на щебеночно-гравийно-песчаную смесь : распоряжение ОАО «РЖД» от 20.12.2012 г. № 2640р. М. : ОАО «РЖД», 2012. 15 с.

Временные технические условия на нормативы и методы определения модуля деформации подбалластного основания при реконструкции пути : утв. Департаментом пути и сооружений ОАО «РЖД» 30.11.2009. Доступ из справ.-прав. системы «АСПИЖТ» в локальной сети.

Методические рекомендации по проектированию земляного полотна железных дорог на пучинистых грунтах в суровых климатических условиях. М. : ЦНИИС, 1986. 49 с.

Ведомственные строительные нормы ВСН 61-89 Изыскания, проектирование и строительство железных дорог в районах вечной мерзлоты. М. : ЦНИИС, 1990. 189 с.

ЦПИ 24 Технические указания по устранению пучин и просадок железнодорожного пути. М. : Транспорт, 1998. 74 с.

Ашпиз Е.С., А.В. Замуховский. Обоснование нормативов деформативности подрельсового и подшпального оснований // Мир транспорта. 2012. № 5. С. 112–119.

Котова И.А., Чижов А.В., Юдин О.Г. Технико-экономическое сравнение технологических вариантов устройства подбалластных защитных слоев с использованием объемной георешетки // Вестн. Сибир. гос. ун-та путей сообщ. 2017. № 1 (40). С. 36−45.

Казарина В.В., Подвербный В.А. Принятие решения по выбору варианта трассы железнодорожной линии // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 140−151.

Временные технические условия для опытного применения объемных георешеток Неовеб при устройстве защитного подбалластного слоя. М. :ОАО «РЖД», 2009. 11 с.

Инновации и долговечность объектов транспортной инфраструктуры (материалы, конструкции, технологии) : материалы науч.-практ. конф. / под ред. М. П. Клековкиной и др. СПб., 2019. 149 с.

Косенко С.А., Котова И.А., Акимов С.С. Технико-экономическое обоснование устройства защитных подбалластных слоев из грунтобетона при тяжеловесном движении поездов // Вестн. Томск. гос. архитектур.-строит. ун-та. 2021. Т. 23. № 1. С. 161–174.

Акимов С.С., Косенко С.А. Ресайклинг как альтернативный способ повышения прочности подбалластного основания железнодорожного пути // Наука, образование, кадры : материалы нац. конф. в рамках IX Междунар. Сиб. трансп. форума. Новосибирск, 2019. С. 204–212.

Полевиченко, А.Г., Жданова С.М. Противодеформационные конструкции для стабилизации земляного полотна. Хабаровск : ДВГУПС, 2005. 82 с.

Анализ способов повышения несущей способности грунтов основной площадки земляного полотна / Л.С. Блажко, С.Н. Чуян, В.Б. Захаров и др. // Известия ПГУПС. 2016. № 3. С. 328−336.

Путевая машина AHM 800R // auto-instructors.ru : сайт. URL: https://auto-instructors.ru/articles/putevaya-mashina-ahm-800r (Дата обращения: 16.05.2022).

Машины для укладки ПЗС // Группа ПТК АО «Тулажелдормаш» : сайт. URL: https://www.tulazdm.ru/mr-100 (Дата обращения 16.05.2022).

ООО «ИнфраТех» - передовые решения при строительстве и ремонте // Евразия Вести : сайт. URL: http://eav.ru/publ1.php?publid=2010-08a19 (Дата обращения: 16.05.2022).

Применение комплекса по формированию защитного подбалластного слоя (ЩОМ-2000, МР-100) при реконструкции (модернизации) железнодорожного пути на сети железных дорог Российской Федерации : технология ОАО «РЖД» от 06.07.2016 № 447. М. : ОАО «РЖД», 2016. 48 с.

Дудкин Е.П., Петряев А.В. Влияние подбалластных матов на величину упругих деформаций пути // Путь и путевое хозяйство. 2022. № 7. С. 16−18.

Петряев А.В., Парамонов В.Н. Расчетный анализ поведения подшпального основания при его стабилизации геосинтетическими материалами // Транспорт Урала. 2022. № 1 (72). С. 62−67.

Третьяков В.В. Влияние характеристик подбалластного основания на интенсивность накопления расстройств пути в вертикальной плоскости : дис. ... канд. техн. наук. М., 2008. 163 с.

Акашов А.Н. Конструктивно-технологические и организационные решения по повышению стабильности геометрии рельсовой колеи на участках обращения поездов повышенного веса и длины : дис. ... канд. техн. наук. Москва, 2010. 134 с.

Морозова А.А. Несущая способность подшпального основания железнодорожного пути на участках обращения поездов с осевыми нагрузками до 300 кН : дис. ... канд. техн. наук. СПб., 2014. 184 с.

Experimental study on the compaction characteristics and evaluation method of coarse-grained materials for subgrade / S. Li, Y. Ye; L. Tang et al. // Materials 2021. 14 (22). 6972. DOI 10.3390/ma14226972.

Le T.H.M., Lee S.-H., Park D.-W. Evaluation on full-scale testbed performance of cement asphalt mortar for ballasted track stabilization // Construction and Building Materials. 2020. Vol. 254. P. 119249.

Saygili A., Dayan M. Freeze-thaw behavior of lime stabilized clay reinforced with silica fume and synthetic fibers // Cold Regions Science and Technology. 2019. Vol. 161. Pp. 107–114.

Comparison and evaluation of railway subgrade quality detection methods / R. Nie, W. Leng, Q. Yang et al. // Journal of Rail and Rapid Transit. 2016. Vol. 232. №. 2. Pp. 356–368.

Vibration response characteristics and application of existing railway subgrade / Zh. Junyun, H. Zhuoling, Ch. Siyuan et al. // Hindawi // Shock and vibration. 2021. Vol. 5/28. 10 p. DOI 10.1155/2021/9926980.

Experimental study on the dynamic features of cement-stabilized expansive soil as subgrade filling of heavy haul railway / Y. Shang, L. Xu, Y. Zhao et al. // Journal of Engineering Science and Technology Review. 2017. Vol. 10. № 6. P. 136.

СП 131.13330.2020 Строительная климатология : утв. приказом Минстроя РФ № 859/пр от 24.12.2020. Введ. : 2021–06–25. М. : Минстрой России, 2020. 146 с.

Многокритериальная оптимизация множества вариантов железной дороги методом идеальной точки / А.В. Гавриленков, Ю.А. Быков, В.А. Подвербный и др. // Транспортное строительство. 1992. № 6. С. 10–11.

Подвербный В.А., Ковенькин Д.А., Филатов Е.В. Проектные решения по ликвидации больного места земляного полотна в проекте модернизации железнодорожного пути // Наука и образование транспорту. 2016. № 2. С. 181−185.

Симонова О.А., Гнездилова О.А. Оценка надежности календарного графика строительства моста // Молодая наука Сибири. 2021. № 1 (11). С. 272−276.

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Подвербный, В. А., Титов, К. М., Холодов, П. Н., & Гнездилова, О. А. (2022). Автоматизация расчета толщины подбалластного защитного слоя. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (4(76), 57-71. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/932