Коллективный выбор оптимального варианта трассы железнодорожной линии

Авторы

  • Маргарита Владимировна Феоктистова Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Вячеслав Анатольевич Подвербный Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

множество альтернатив, комитет, экспертная группа, ранжирование, многокритериальность, квалификация экспертов, важность критерия, функция предпочтительности, линейные свертки, формализация данных, выбор варианта трассы

Аннотация

Сложность выбора оптимального варианта трассы железнодорожной линии связана с рядом факторов. Принятие решений при многих критериях позволяет учитывать экономический, экологический и социальный аспекты строительства новой железнодорожной линии по одному из запроектированных вариантов трассы. Коллективное принятие решений предполагает объединение знаний и опыта различных людей для поиска ответов на сложные задачи. В коллективе разные мнения и взгляды на проблему помогают учесть всю необходимую информацию и прийти к наиболее оптимальному заключению. Для анализа полученного результата важно видеть обоснование предпочтений каждого эксперта. В работе рассмотрены три модели принятия коллективных решений: модель Кондорсе, модель Борда и линейная многокритериальная модель. Модель Кондорсе относительно проста для понимания и применения, что делает ее привлекательной при коллективном выборе. Однако при использовании этой модели бывают ситуации, когда решение не может быть принято из-за возникновения нетранзитивности предпочтений на множестве альтернатив. В этом случае следует воспользоваться обобщенным правилом Борда. В задачах, где важен многокритериальный подход, нужно применять линейную многокритериальную модель, позволяющую оценить множество критериев одновременно с учетом их веса. В статье приведен пример использования рассмотренных моделей при коллективном выборе оптимального варианта трассы железнодорожной линии.

Биографии авторов

Маргарита Владимировна Феоктистова, Иркутский государственный университет путей сообщения

Аспирант кафедры строительства железных дорог, мостов и тоннелей

Вячеслав Анатольевич Подвербный, Иркутский государственный университет путей сообщения

Доктор технических наук, доцент, профессор кафедры строительства железных дорог, мостов и тоннелей

Библиографические ссылки

Завалищин Д.С., Гончарь П.С., Тимофеева Г.А. Теория принятия решения. Екатеринбург : УрГУПС, 2019. 84 с.

Ростовцев В.С. Теория принятия решений. Киров : ВятГУ, 2021. 192 с.

Колбин В.В. Математические методы коллективного принятия решений. СПб. : Лань, 2022. 256 с.

Быков И.Г., Кириллов М.И. Определение процесса коллективного принятия решения в комплексной системе поддержки принятия решений (КСППР) // Проблемы качества, безопасности и диагностики в условиях информационного общества. 2004. № 1. С. 186–187.

Санников А.А., Куцубина Н.В. Системный анализ при принятии решений. Екатеринбург : УГЛТУ, 2015. 137 с.

Веприкова М.Я. Коллективные методы принятия решений в современных организациях, их эффективность // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 9A. С. 353–360.

Sah R.K., Stiglitz J.E. Committees, hierarchies and polyarchies // The Economic Journal. 1988. Vol. 98. № 391. P. 451−470.

Предпроектные соображения по строительству железнодорожного пути по направлению «Окино-Ключевское место-рождение угля − Гусиноозерская ГРЭС» / И.В. Благоразумов, К.А. Кирпичников, Е.В. Непомнящих и др. // Проектирование развития региональной сети железных дорог. 2013. № 1. С. 39−42.

Казарина В.В., Подвербный В.А. Принятие решения по выбору варианта трассы железнодорожной линии // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 140−151.

Андрейчиков А.В. Методы и интеллектуальные системы анализа и синтеза новых технических решений. М. : РИОР, 2019. 544 с.

Подвербный В.А. Выбор варианта железной дороги на основе критерия нечеткой полезности // Транспортное строительство. 2000. № 7. С. 10–13.

Скоростной рельсовый транспорт для обеспечения пассажирских перевозок в Иркутской агломерации / В.А. Подвербный, О.В. Подвербная, А.В. Подвербный и др. // Проблемы и перспективы изысканий, проектирования, строительства и эксплуа-тации российских железных дорог : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 2007. Т. 2. С. 85–105.

Карелин В.П. Моделирование коллективного интеллекта в системах управления и поддержки принятия решений // Актуальные проблемы современной экономики. Математические методы, модели и информационные технологии : сб. докл. XVIII науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Таганрог, 2017. С. 129–135.

Тюшняков В.Н., Челашов Д.А. Исследование парадокса циклического голосования при принятии коллективных реше-ний // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-3. С. 91–92.

Гитман М.Б., Столбов В.Ю. Экспертные системы поддержки принятия коллективных решений. Пермь : ПНИПУ, 2017. 38 с.

Ногин В.Д. Линейная свертка критериев в многокритериальной оптимизации // Искусственный интеллект и принятие решений. 2014. № 4. С. 73–82.

Ганичева А.В., Ганичев А.В. Моделирование коллективного принятия решений // Научный журнал КубГАУ : политемат. сетевой электрон. науч. журн. 2021. № 174 (10). URL: http://ej.kubagro.ru/2021/10/pdf/07.pdf. (Дата обращения 18.03.2023).

Борисов В.И. Метод свертки критериев для решения задачи многокритериальной оптимизации // Проблемы и тенден-ции научных исследований в системе образования : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Тюмень, 2019. Ч. 1. С. 25–26.

Вожаков А.В., Гитман М.Б., Столбов В.Ю. Модели принятия коллективных решений в производственных системах // Управление большими системами. 2015. № 58. С. 161−178.

Gibbard A. Manipulation of Voting Schemes: A General Result // The Econometrica. 1973. Vol. 41. Iss. 4. P. 587–601.

Опубликован

2024-03-29

Как цитировать

Феоктистова, М. В., & Подвербный, В. А. (2024). Коллективный выбор оптимального варианта трассы железнодорожной линии. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (1(81), 22-34. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1567