СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАДЕЖНОСТИ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ ИЗ ОБЪЕМНО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННО ТЕРМОУПРОЧНЕННЫХ РЕЛЬСОВ
Ключевые слова:
железнодорожный путь, рельсы, дефекты, надежность.Аннотация
Статья посвящена проблеме надежности рельсовых плетей в процессе их эксплуатационной работы. В данной статье выполнен сравнительный анализ надежности плетей бесстыкового пути из объемно термоупрочненных и дифференцированно термоупрочненных рельсов. В результате анализа, выявлен в последние годы резкий всплеск дефектности рельсовых плетей. Это связано с тем, что более 50 % бесстыкового пути эксплуатируется с рельсовыми плетями с пропущенным тоннажем более 700 млн т брутто, в т.ч. 14 % c пропущенным тоннажем более 1100 млн т брутто.Средняя наработка до отказа для рельсов категории Т1 составила 819,9 млн т брутто, для рельсов ДТ350 – 780,9 млн т брутто. Большинство отказов возникает в головке рельсов (Т1 – 99 %, ДТ350 – 98 %). Доля дефектов 1 группы – трещины и выкращивание на поверхности головки рельса в рельсах Т1 составляет 11 %, у ДТ350 – 15 %. Наибольшую долю (более 80 % у обоих категорий рельсов) занимают отказы рельсов по дефектам 4 группы (дефекты 46.3 и 46.4) – износ и смятие головки в зоне сварных стыков (после пропуска гарантийного тоннажа). Необходимо обеспечить внедрение усовершенствованных скоростных технологий профильной шлифовки и фрезерования рельсов в пути и в стационарных условиях, а также других технологий повышения износостойкости и ресурса рельс, сварочных машин и индукционных установок для термической обработки сварных стыков в рельсосварочном производстве.
Библиографические ссылки
Совершенствование технологического обслуживания бесстыкового пути / С. А. Косенко [и др.] // Транспорт Урала. 2016. № 2(49). С. 44–47.
Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года: Распоряжением ОАО «РЖД» от 15.12.2011 № 2718р. URL: http://www.rzd-expo.ru/doc/Energ_Strateg_new.pdf.
Косенко С.А., Котова И.А., Акимов С.С. Технико-экономическое обоснование устройства защитных подбалластных слоев из грунтобетона при тяжеловесном движении поездов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2021. Т. 23. № 1. С. 161–174.
Аkimov S., Kosenko S. Stress state of roadbed reinforced with soil-concrete layer under the impact of heavy-tonnage trains // Transportation Research Procedia. 2021. № 54. С. 495–502.
Косенко С.А., Акимов С.С. Юдин О.Г. Повышение несущей способности грунтов основной площадки // Путь и путевое хозяйство. 2022. № 2 (12). С. 37–43.
Косенко С.А., Акимов С.С. Причины отказов элементов железнодорожного пути на полигоне Западно-Сибирской железной дороги // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2017. № 3 (42). С. 26–34.
Севостьянов А.А., Величко Д.В. Основные причины отказов рельсов в процессе эксплуатации // Транспорт Урала. 2017. № 2 (53). С. 51–54.
Косеко С.А. Акимов С.С. Богданович С.В. Соколовский И.К. Оценка стоимости жизненного цикла верхнего строения пути при продлении межремонтного периода // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2021. № 1 (56). С. 71–78.
Способ замены зажатых уравнительных рельсов и рельсов временного восстановления плети бесстыкового пути (варианты): пат. РФ. № 2643324 / А.С. Шуругин [и др.]; заяв. и патентообл. ОАО «РЖД». – № 2016135672 ; заявл. 02.09.16 ; опубл. 31.01.18, Бюл. № 4. – 2.
Метод смены температурно зажатых уравнительных рельсов бесстыкового пути / С.А. Косенко [и др.] // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2015. № 3(47). С. 187–190.
Косенко С.А., Акимов С.С., Бондарь И.С., Бондарь И.С. Оценка эксплуатационной надежности рельсовых плетей // Управление эксплуатационной работой на транспорте (УЭРТ-2022) : сборник трудов Международной научно-практи- ческой конференции, Санкт-Петербург, 15–16 марта 2022 г. Санкт-Петербург: ФГБОУ ВО ПГУПС, 2022. С. 167–174.
Косенко С.А., Акимов С.С. Богданович С.В., Соколовский И.К. Оценка стоимости жизненного цикла верхнего строения пути для различных ремонтных схем и промежуточных рельсовых скреплений // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2020. № 2 (53). С. 92–100.
Базанов А.С., Акимов С.С. Оценка надежности стрелочного хозяйства дистанции пути Алтайского региона инфраструктуры // Молодая наука Сибири. 2021. № 2 (12). С. 37–43.
Kosenko S.A., Akimov S.S.: Performance characteristics of differentially quenched rails // Mag. Civ. Eng. 2017. Т. 7 (75). С. 94–105.
Соколов О.М., Косенко С.А., Акимов С.С. Мониторинг эксплуатационной работы дифференцированно термоупрочненных рельсов на Западно-Сибирской железной дороге // Транспортная инфраструктура Сибирского региона материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. Иркутск изд-во ИрГУПС. 2017. С. 473–478.
Величко Д.В., Севостьянов А.А. Антерейкин Е.С. Оценка надежности рельсов на участках Транссибирской магистрали // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2019. № 1 (48). С. 5–11.
Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов : утв. распоряжением ОАО «РЖД» 23.10.14 № 2499р. Москва. 140 с.
Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая книга) : Распоряжение ОАО «РЖД» от 17.04.2018 № 769/р. Режим доступа: https://www.irgups.ru.