ПОВЫШЕНИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА
Ключевые слова:
городской наземный электрический транспорт, трамвайные комплексы, качество обслуживания пассажиров, повышение уровня конкурентоспособности, эргономическая привлекательность, пригородное движение поездов, подвижной состав.Аннотация
Развитие системы городского наземного электрического транспорта в России является одним из ключевых направлений повышения качества обслуживания пассажиров, уровня конкурентоспособности, определённых Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года. В частности, данная стратегия определила, что развитие городского пассажирского транспорта в нашей стране невозможно без решения комплекса задач, которые в большей степени способствуют приросту уровня эргономической привлекательности, а также комфортности не только подвижного состава, а также и инфраструктурного комплекса транспорта.
Проанализировав результаты маркетинговых исследований транспортной системы МУП «Иркутскгортранс», проведенных авторами научного исследования, выявлено, что за последние три года уровень качества транспортного обслуживания населения трамвайным парком в большинстве случаев оценивается как низкий. Опрошенные высказались в пользу не только обновления подвижного состава, но и предложили свои варианты повышения степени комфортности.
С целью повышения эргономической привлекательности подвижного состава городского наземного электрического транспорта предложен комплекс мероприятий по повышению уровня комфортности трамвайных вагонов: подача вагонов под прибытие пригородных поездов в утренние и вечерние часы, под электропоезда, прибывающие (отправляющиеся) до железнодорожных станций Слюдянка и Байкальск; установка в вагонах специализированных креплений для спортивного инвентаря и багажа. На основе проведённого анализа работы трамвайной системы МУП «Иркутскгортранс» внесено предложение по обустройству трамвайного вагона велосипедной парковкой. Если установить данную конструкцию на задней площадке трамвая №1, то данная услуга у потенциальных велосипедистов будет востребована, что доказали результаты проведенного авторами технико-экономического обоснования.
Библиографические ссылки
Сообщество «Трамвай Live». [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://vk.com/tramway_live (дата обращения: 15.01.2016), 2016.
Першина И.Е., Крылач А.И., Оленцевич В.А. Повышение уровня клиентоориентированности вокзальных комплексов за счет автоматизации процедуры хранения ручной клади // В сборнике: Современные материалы, техника и технология. сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 291-294.
Сон Н.М., Кинько В.А., Файзрахманова Е.В. Решение транспортных проблем крупных городов Дальневосточного региона России // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. 2019. Т. 1. С. 363-366.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р об утверждении «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»
Об утверждении Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом Иркутска городской агломерации: постановление Администрации города Иркутска: [принято 22.01.2018]. – Иркутск, 2018. – 53 с.
Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»
Булев И.В. Нужен ли нам трамвай. // АиФ, 2000, № 51.
Оленцевич А.А., Крамынина Г.Н. Автоматизация услуг, как фактор развития клиентоориентированности пассажирского комплекса ЖДТС // В сборнике: Молодежь и современные информационные технологии. Сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2020. С. 323-325.
Оленцевич А.А., Лобанова А.В., Оленцевич В.А. Применение цифровых технологий для повышения уровня сервисного обслуживания посетителей железнодорожных вокзальных комплексов // В сборнике: Наука молодых - будущее России. сборник научных статей 7-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Курск, 2022. С. 219-222.
Распоряжение Минтранса России от 30.11.01 № АН-103-р «Об утверждении Правил технической эксплуатации трамваев»
СП 98.13330.2018. Свод правил. Трамвайные и троллейбусные линии.
Актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90» (утв. Приказом Минстроя России от 20.11.2018 №735/пр)
СП 84.13330.2016. Свод правил. Трамвайные пути. Актуализированная редакция СНиП III-39-76 (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 958/пр)
Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»
Перспективы развития общественного электротранспорта в РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://news.rambler.ru/other/44864044-perspektivy-razvitiya-obschestvennogo-elektrotransporta-v-rf/ (дата обращения: 18.09.2022), 2020.
Себестоимость перевозки одного пассажира в трамвае на 40% ниже, чем в автобусе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rzd-partner.ru/logistics/news/sebestoimost-perevozki-odnogo-passazhira-v-tramvae-na-40-nizhe-chem-v-avtobuse/ (дата обращения: 28.05.2023), 2022.
Файзрахманова Е.В., Семенцова Т.М., Степанова И.А. Проблемы развития пассажирских перевозок в г. Иркутске // В сборнике: Формирование конкурентной среды, конкурентоспособность и стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами. сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией: О.А. Лузгиной. 2019. С. 254-257.
Анализ рынка трамваев в России в 2014-2018 гг., прогноз на 2019-2023 гг. BusinesStat. С. 26