РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ СИЛОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЙСЯ С ДЕФЕКТОМ РЕЛЬСА КОДА 46.3
Ключевые слова:
бесстыковой путь, дефект кода 46.3, тензометрические датчики, испытание, вертикальная сила, метод ШлюмпфаАннотация
В данной статье приводятся результаты эксперимента, проведённого на Восточно-Сибирской железной дороге. Актуальность работы заключается в разработке комплексного подхода к снижению интенсивности смятия головки рельса в зоне стыков, сваренных электроконтактным способом (дефект кода 46.3). На участке экспериментальных исследований установленная скорость движения грузовых поездов принята 40 км/ч. Основной целью исследований являлось определение и сравнение силовых факторов, возникающих как в зоне дефектного сварного шва, так и вне зоны дефекта в момент прохождения грузового подвижного состава. Оценка вертикальных динамических сил производилась при дефекте рельса величиной 1,1 мм. Испытание проводились методом Шлюмпфа, заключающийся в работе с тензодатчиками. Тензодатчики располагались на нейтральной оси шейки рельса с наружной и внутренней стороны. Сбор данных осуществлялся с помощью мобильного аналого-цифрового преобразователя «QMBox 85». Данное устройство позволило провести непрерывную запись значений вертикальных динамических сил в момент прохода подвижного состава через измеряемое сечение рельса. Обработка измеренных параметров осуществлялась при помощи программного обеспечения «QMLab». Анализ полученных результатов показал, что в дефектном месте вертикальные силы увеличивается на 30 % по сравнению с силами в месте без дефекта. На основе полученных результатов испытаний планируется разработать математическую модель рельса, характеризующую напряженное состояние в зоне развития дефекта кода 46.3 под воздействием подвижного состава.
Библиографические ссылки
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на пери-од до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года № 3363-р.
Разработка новых методов определения силовых факторов воздействия подвижно-го состава на путь / Д. В. Шевченко, Я. О. Кузьмицкий, Т. С. Куклин [и др.] // Вестник Ин-ститута проблем естественных монополий: Техника железных дорог. – 2018. – № 1(41). – С. 38-51. – EDN YNWTHU.
Применение конечно-элементного анализа для совершенствования метода Шлюмпфа с целью снижения погрешности измерения боковой составляющей силы от вза-имодействия колёс подвижного состава и рельсов / В. С. Коссов, А. А. Лунин, Д. А. Кня-зев, М. В. Тимаков // Вестник транспорта Поволжья. – 2016. – № 4(58). – С. 57-62. – EDN WXQTAT.
Ковенькин, Д. А. Экспериментальные исследования по определению суммарных боковых сил в кривых участках пути со шпалами типоразмера 1 526 мм / Д. А. Ковенькин, Р. И. Живин // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – 2024. – № 3(83). – С. 78-90. – DOI 10.26731/1813-9108.2024.3(83).78-90.
Экспериментальное определение боковых сил в системе "колесо - рельс" при дви-жении поездов по горно-перевальному участку / А. П. Ресельс, Е. В. Филатов, Д. А. Ковенькин, Т. М. Баранов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирова-ние. – 2020. – № 1(65). – С. 75-84. – DOI 10.26731/1813-9108.2020.1(65).75-84.
Ливенцев, Е. А. Исследование влияния прохода думпкаров типа 2ВС-105 с осевой нагрузкой 23,5 ТС на участке пути Рудногорск – Коршуниха–Ангарская ВСЖД / Е. А. Ли-венцев, Е. В. Филатов, Д. А. Ковенькин // Проблемы и перспективы изысканий, проекти-рования, строительства и эксплуатации российских железных дорог : материалы всерос-сийской научно-практической конференции, Иркутск, 10–11 декабря 2007 года. Том 1. – Иркутск: ИрГУПС, 2007. – С. 15-22.
ГОСТ Р 55050-2012. Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний. ОАО «ВНИИЖТ», 01.07.2013.
ГОСТ 34759-2021. Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воз-действия на железнодорожный путь и методы испытаний. – Введ. 2022-02-01. – М. : Меж-гос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации., М. Изд-во стандартов, 2021. – 32 cтр.