КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ
Ключевые слова:
Категорийный менеджмент, торговля, ассортимент, сбыт, розничные сети, конкурентоспособностьАннотация
В статье рассматривается категорийный менеджмент как ключевой инструмент повышения эффективности и конкурентоспособности сбытовой деятельности торгового предприятия. Проанализированы основные функции торговли, выделена особая роль товаров первой необходимости в обеспечении стабильности потребления и социальной безопасности. На основании статистических данных рассматривается вклад торговой отрасли в ВВП России, а также динамика товарооборота продовольственных и непродовольственных товаров и выручка ведущих продуктовых ритейлеров страны. Особое внимание уделено современным подходам к формированию товарных категорий на основе анализа потребительского поведения и состава чека, что способствует оптимизации ассортимента, снижению издержек и увеличению прибыльности торговых организаций. Обозначены проблемы традиционного категорийного менеджмента, связанные с расширением категорий по глубине и ширине, что приводит к появлению внутренней конкуренции между товарами, что увеличивает риски затоваривания для бизнеса. Предложена новая модель формирования категорий, ориентированная на структуру реального спроса, позволяющая создавать ассортимент, максимально соответствующий ожиданиям покупателей.
В результате сделан вывод о том, что применение данного подхода способствует росту эффективности сбытовой деятельности и конкурентоспособности предприятия, позволяя минимизировать издержки и обеспечивать устойчивое развитие в современных рыночных условиях.
Библиографические ссылки
Иванов, Г. Г., Организация торговли (торговой деятельности): учебник / Г. Г. Иванов. – Москва: КноРус, 2024. – 222 с. – ISBN 978-5-406-12489-5. – URL: https://book.ru/book/954497 (дата обращения: 20.05.2025). – Текст: электронный.
Шадрин В. Г. Торговое дело: учебное пособие / В. Г. Шадрин, Е. Ю. Лобач. − Кемерово: КемГУ, 2016. − 94 с.
Рябкова, Д. С. Теоретические основы товароведения: учебное пособие / Д. С. Рябкова, О. В. Скрябина. – Омск: Омский ГАУ, 2020. – 91 с. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – Режим доступа: для авториз. пользователей. URL: https://e.lanbook.com/book/170271 (дата обращения: 20.05.2025)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 20.05.2025)
Рябущенко О.А., Бородавко Л.С., Хоменко Г.А. Анализ страхового рынка в рамках реализации стратегии развития страховой деятельности / О.А Рябущенко, Л.С Бородавко, Г.А Хоменко // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. № 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49440492 (дата обращения: 20.05.2025)
Новикова, Е. В., Основы товароведения продовольственных товаров: учебник / Е. В. Новикова. КноРус, 2025. – 576 с. URL: https://book.ru/book/957054 (дата обращения: 20.05.2025). – Текст: электронный.
Группа «Деловой профиль» URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/top-krupneyshikh-riteylerov-rossii-rynok-rossiyskogo-setevogo-riteyla-2023/ (дата обращения: 20.05.2025)
Годовой отчет ПАО «Магнит» за 2024 год. URL: https://www.magnit.com/ru/shareholders-and-investors/results-and-reports/ (дата обращения 20.05.2025)
Годовой отчет ПАО «X5 Retail Group» за 2024 год. URL: https://www.x5.ru/ru/investors/financial-and-operational-results/ (дата обращения: 20.05.2025)
Годовой отчет ПАО «Лента» за 2024 год. URL: https://corp.lenta.com/ru/investors/publications/#tabs-results (дата обращения: 20.05.2025)
Есютина А.А. Розничные торговые сети: стратегия, экономика и управление: учебное пособие /кол.авторов;под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой. КНОРУС, 2007. − 424 с.
Головань Е.И., Головань С.А., Оношко О.Ю. Исследование активных операций как угрозы экономической безопасности коммерческого банка/ Е.И Головань, С.А. Головань, О.Ю. Оношко. Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 28. № 1. С. 105-113.
Келейникова С.В. Основы управления ассортиментом товаров: учебное пособие / С. В. Келейникова, С. М. Солдаткина, Е. В. Копылова [и др.]. КНОРУС, 2024. − 144 с.
Рубцова Н.В., Астраханцева А.С. Медиасистема университета и оценка эффективности ее функционирования / Н.В Рубцова, А.С Астраханцева. Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 2. С. 322-341.
Куликова Н. Р. Управление ассортиментом товаров / Н.Р. Куликова, Т.А. Трыкова, Н.С. Борзунова. АльфаМ, 2014. - 240 с.