АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ОПРОСА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ)
Ключевые слова:
вуз, студенты-первокурсники, адаптация, факторы, влияющие на успешность адаптации, мотивация выбора, трудности адаптацииАннотация
Статья посвящена прохождению адаптации у студентов-первокурсников к обучению в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете.
Процесс адаптации к обучению рассматривается в широком смысле, включающем не только приспособление к академической среде вуза, но и вхождение в иные среды (социальную, культурную, экономическую и проч.), системы отношений, а также принятие нового уровня личностной ответственности. В этом случае учитывается большое количество условий и факторов, влияющих на адаптацию студентов-первокурсников: уровень довузовской подготовки; мотивация выбора вуза и специальности; особенности обучения в университете; личностные особенности; развитие хозяйственно-бытовых навыков и основ самообслуживания; материальное положение и уровень образования семьи; предшествующая территория проживания (местный или приезжий). Фактически перечисленные факторы – те трудности, которые встречаются у студентов-первокурсников в начале обучения. В зависимости от пути, выбранного студентом-первокурсником по преодолению трудностей, можно говорить о степени успешности адаптации и возможных последствиях выбора для студента в будущем.
Помощь в адаптации студента к обучению в вузе может оказывать университет через систему специально организованных мероприятий: профориентационная работа, кураторство, наставничество, первичная информационная и психологическая помощь, материальная помощь особо нуждающимся студентам и др.
Всё вышеперечисленное направлено на решение единой задачи ‒ приведение субъекта адаптации в оптимальное соответствие с требованиями новой среды осуществления жизнедеятельности.
Библиографические ссылки
Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с
Крутцова М. Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие. Вологда: Легия, 2010. 128 с.
Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.05. СПб., 1999. 194 с.
Непрерывное образование взрослых. Терминологический словарь / Под общ. ред. О.В. Павловой. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ИНОВ, 2015. 436 с.
Резник С.Д., Черниковская М.В., Носова Е.В. Адаптация студентов-первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С.36-41.
Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления педагогического сопровождения студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза // Гуманитарные науки. Педагогика. 2008. № 3. С.137-144.
Сухова А.Н. Специфика адаптации студентов к новым социокультурным реалиям // Материалы научно-практической конференции «Пятые Ковалевские чтения». СПб, 2010. С. 588-591.
Хорват Д.А. Образовательная среда вуза как условие социальной адаптации студентов // Адаптация первокурсников к вузовской среде в системе студенческого самоуправления»: сборник статей и тезисов по итогам Круглого стола, посвященного проблемам адаптации студентов-первокурсников / Под редакцией Н.И. Иванова, М.В. Борисовой, В.В. Меньших, Н.А. Михалевой. М.: ГУЗ, 2016. С. 31-35.