https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/issue/feed Электронный научный журнал "Молодая наука Сибири" 2024-05-07T04:58:55+00:00 Буторин Денис Витальевич kutsyi_ap@irgups.ru Open Journal Systems <p>Журнал предназначен для издания работ аспирантов, магистров, студентов и молодых преподавателей. Публикует обзорные и теоретические статьи, краткие сообщения, отражающие современные достижения технических, естественных и гуманитарных наук, научные обзоры, а также статьи проблемного и научно-практического характера, научные студенческие работы.</p> <p>Журнал издается с 2018 года.</p> <p>ISSN: 2658-610Х. Индексируется в <a href="https://elibrary.ru/title_about_new.asp?id=69998" target="_blank" rel="noopener">РИНЦ</a>. <br />Выходит 4 раза в год. Публикация в журнале бесплатная.</p> https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1627 ВИДЫ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССАХ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 2024-04-17T10:16:54+00:00 Владислав Вячеславович Маслов maslov.v.98@mail.ru Александр Анатольевич Комяков tskom@mail.ru <p><em>Решение проблемы интенсивного потребления ресурсов с помощью внедрения ресурсосберегающих мероприятий требует разработки методологии оценки эффективности мероприятий ресурсосбережения. Решение данной проблемы является актуальной для всех секторов экономики, т.к. решение данной проблемы фигурирует в ряде стратегических документов, например, в государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1]. Особенно оценка ресурсосберегающих мероприятий актуальна для железнодорожного сектора, т.к. в распоряжении правительства РФ от 27 ноября 2021 года N 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» фигурируют данные задачи [2]. Следовательно, возникает необходимость разработки методологии оценки ресурсосберегающих мероприятий в работе железнодорожного транспорта. Особую роль данному вопросу придаёт современная ситуация на рынке энергоресурсов, где наблюдается устойчивая тенденция повышения цен на них. Данная методология может способствовать принятию эффективных и обоснованных решений в вопросах реализации ресурсосберегающих мероприятий.</em></p> <p><em>Статья основана на применение системного подхода к изучению национальных стандартов и научной литературы, чтобы изучить и структурировать термины в области энергосбережения и методы, которые могут быть применены в разработке эффективной методологии оценки эффективности внедрения ресурсосберегающих мероприятий в производственных процессах на железнодорожном транспорте.</em></p> <p><em>Цель данной работы заключается в ознакомлении с результатами исследований по теме оценки ресурсосбережения, а также систематизации информации, представленной в национальных стандартах по энергосбережению и энергетической эффективности.</em></p> <p><em>В данной работе рассмотрены методы оценки энергосберегающих мероприятий, т.к. данные мероприятия являются наиболее популярными из группы ресурсосберегающих для внедрения в производственных процессах на железнодорожном транспорте.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Владислав Вячеславович Маслов, Александр Анатольевич Комяков https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1596 ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2024-04-08T05:06:09+00:00 Андрей Дмитриевич Степанов irkutsk-energo@yandex.ru Вячеслав Сергеевич Чугуевский chuguevcky@yandex.ru Никита Алексеевич Максимов yennymelonie@gmail.com Валерий Петрович Ступицкий dokasvp@mail.ru <p><em>В статье говорится о необходимости использования AR для обслуживания контактной сети железных дорог, интегрируя компьютеризированную информацию и визуальные эффекты в реальную среду. В целях удовлетворения потребностей, связанных с разработкой систем перевозки грузов и обеспечения безопасности труда, ниже приводятся примеры их использования. Помощь АР может быть фактором, уменьшающим ошибки, с которыми персонал может столкнуться. Кроме того, для укрепления позиций этой технологии в Российских железных дорогах, АО должна соответствовать множеству требований. </em></p> <p>&nbsp;</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Андрей Дмитриевич Степанов, Вячеслав Сергеевич Чугуевский, Никита Алексеевич Максимов, Валерий Петрович Ступицкий https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1597 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЖЕСТКИХ ПОПЕРЕЧИН НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 2024-04-08T05:13:04+00:00 Андрей Дмитриевич Степанов irkutsk-energo@yandex.ru Алексей Андреевич Яблочкин lesha02020202@mail.ru Владислав Викторович Голубев vladislav.Golubew2001@yandex.ru <p>В данной статье рассматриваются преимущества жестких поперечин по сравнению с гибкими поперечинами в железнодорожной инфраструктуре. Проанализированы ключевые технические и экономические характеристики обоих видов поперечин с использованием примерных расчетов. Полученные выводы подтверждают превосходство жестких поперечин в определенных аспектах железнодорожной системы<strong>.</strong></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Андрей Дмитриевич Степанов, Алексей Андреевич Яблочкин, Владислав Викторович Голубев https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1658 ВЛИЯНИЕ УСТАНОВОК ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ И ОДНОФАЗНЫХ СТАТИЧЕСКИХ ТЕРИСТОРНЫХ КОМПЕНСАТОРОВ НА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВ-НОСТЬ ГРУЗОНАПРЕЖЕННЫХ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УЧАСТКОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 25 КВ 2024-05-03T09:55:31+00:00 Антон Павлович Куцый kutsyi_ap@irgups.ru Петр Николаевич Коношанов kutsyi_ap@irgups.ru <p><em>Наличие источников реактивной мощности в системах тягового электроснабжения железных дорог 25 кВ является одной из основных причин снижения пропускной способности, падения напряжения на шинах тяговых подстанций и на токоприемниках электроподвижного состава. В работе проанализирована эффективность применения устройств параллельной компенсации реактивной мощности и применение однофазных статических теристорных компенсаторов для участка Восточно-Сибирской железной дороги с резкопеременным характером движения.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Антон Павлович Куцый, Петр Николаевич Коношанов https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1659 СКОРОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ КАК ПАРАМЕТР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ РЕЗЕРВНОЙ СТУПЕНИ ДИСТАНЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ЦЗА ФКС – 27,5 2024-05-07T04:58:55+00:00 Антон Станиславович Соколов antonsokolov6999@gmail.com Сергей Анатольевич Филиппов f5002941@mail.ru Оксана Александровна Соловьёва ksusha_s777@mail.ru <p><em>В статье рассматривается проблема ложного срабатывания направленной дистанционной защиты фидеров контактной сети при прохождении тяжеловесных грузовых поездов повышенной массы. Для решения этой проблемы предлагается усовершенствовать алгоритм работы защиты с использованием идентификации параметра измерения скорости изменения напряжения. В статье представлено математическое и имитационное моделирование с использованием программы MATLAB SIMULINK и алгоритм работы направленной дистанционной защиты фидеров контактной сети &nbsp;для проверки работы защиты и повышения ее надежности при прохождении тяжеловесных поездов.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Антон Станиславович Соколов, Сергей Анатольевич Филиппов, Оксана Александровна Соловьёва https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1661 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРОВ В ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ РАБОТУ НА ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЯХ ВСЖД 2024-05-06T11:10:51+00:00 Антон Павлович Куцый kutsyi_ap@irgups.ru Петр Николаевич Коношанов kutsyi_ap@irgups.ru <p><em>В работе рассмотрена эффективность применения параллельной работы трансформаторов для снижения потерь электрической энергии и повышения уровня напряжения на шинах тяговых подстанций и токоприемниках локомотивов. Моделирование проводилось в программном комплексе «КОРТЭС» для реального участка ВСЖД состоящего из 7 межподстанционных зон.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Антон Павлович Куцый, Петр Николаевич Коношанов https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1525 МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА ПОПЕРЕЧНОЙ ЕМКОСТНОЙ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ 2024-01-16T02:06:30+00:00 Леонид Иванович Жуйко zhujko49@mail.ru Кирилл Дмитриевич Рубцов zhujko49@mail.ru <p><em>В данной научной статье рассматриваются мобильные устройства поперечной емкостной компенсации реактивной мощности, целью которых является улучшение энергетических характеристик систем тягового электроснабжения железных дорог. Обсуждается принцип работы устройств, а также их влияние на качество электроэнергии и уровень потерь.</em></p> <p><em>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Статья описывает конструкцию и основные технические характеристики мобильных устройств, а также анализирует их преимущества и недостатки по сравнению с традиционными компенсаторами. Отдельное внимание уделяется вопросам расчёта входного индуктивного сопротивления системы электроснабжения аналитическим методом.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Леонид Иванович Жуйко, Кирилл Дмитриевич Рубцов https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1347 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПРАВКИ ОПОР КОНТАКТНОЙ СЕТИ 2023-08-28T10:32:09+00:00 Олег Викторович Лобанов oleg.6965@mail.ru Валерий Петрович Ступицкий dokasvp@mail.ru Вадим Валентинович Алексеев alex3ev.vadym@yandex.ru Артем Тимофеевич Суханин artemsukhanin38@hotmail.com <p><em>При эксплуатации ответственных конструкций железных дорог значимым критерием является соблюдение проектных параметров. Они будут зависит от качества монтажа и соблюдения условий эксплуатации устройств электрифицированных железных дорог.</em></p> <p><em>В свези с этим актуальной проблемой на всех электрифицированных участках являются недостаточно совершенные методики выполнения технического обслуживания. На сегодняшний день, рассматриваемый вопрос пытаются решить с применением новых способов и современных технологии, которые успешно внедряются, а в последующем остаются на постоянной основе в качестве инструмента по решению ряда проблем и оптимизации эксплуатационных процессов. В частности, это касается контактной сети, так как это сложное техническое устройство, включающее в себя множество комплектующих, участвующих и обеспечивающих бесперебойное движение поездов.</em></p> <p><em>В данной статье рассмотрен технологический процесс выправки опор контактной сети. Проанализированы различные&nbsp;устройства и предложен новый способ для осуществления оптимизации данного процесса.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Олег Викторович Лобанов, Валерий Петрович Ступицкий, Вадим Валентинович Алексеев, Артем Тимофеевич Суханин https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1555 ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ПОТЕПЛЕНИЯ НА СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРО-СНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2024-04-01T09:21:24+00:00 Павел Александрович Царегородцев pasha.tsaregorodtsev@inbox.ru Светлана Игоревна Макашева smakasheva@gmail.com <p><em>Проблема климатических изменений, а именно глобального потепления, становится актуальнее с каждым годом. Аномальные природные явления, рекордно низкие и рекордно высокие температуры, оказывающие влияние на энергетическую отрасль, требуют не только повышенного внимания, но и постепенной адаптации. Целью работы является разносторонняя оценка влияния глобального потепления как одного из наиболее ярко</em><em>&nbsp;</em><em>выраженных аспектов климатических изменений на работу систем электроснабжения железнодорожного транспорта. На основании анализа работ исследователей в различных областях наук проведена систематизация факторов негативного влияния и даны конкретные примеры их</em><em>&nbsp;</em><em>проявления для систем электроснабжения железных дорог.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Павел Александрович Царегородцев , Светлана Игоревна Макашева https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1559 НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ОБЪЕМА ПЕРЕВОЗОК ПО ВОСТОЧНОМУ ПОЛИГОНУ 2024-04-01T09:19:15+00:00 Юрий Николаевич Макаренко makarenkaaa73@gmail.com Елена Юрьевна Пузина lena-rus05@mail.ru <p><em>Данная работа посвящена вопросам модернизации тяговых подстанций, необходимость которой может возникнуть как в случаях повышения объема грузоперевозок, так и в силу морального и физического старения оборудования.</em></p> <p><em>В настоящее время происходит активное развитие Восточного полигона электрифицированных железных дорог. В рамках данного полигона особое внимание уделяется Байкало-Амурской магистрали, поскольку многие ее участки являются лимитирующими для пропускной способности по причине сложного горно-перевального характера профиля пути и однопутного характера движения. Строительство второго пути, происходящее в текущий период времени, требует тщательного анализа пропускной способности системы тягового электроснабжения с учетом перспективных размеров движения.</em></p> <p><em>Выполнена оценка пропускной способности одного из участков Восточного полигона в пределах Байкло-Амурской магистрали. Результаты оценки указывают на необходимость существенной модернизации одной их тяговых подстанций данного участка в связи со значительной перегрузкой тягового трансформатора, питающего левое плечо и перегревом его обмоток и масла. В качестве способа модернизации предложена установка дополнительного тягового трансформатора, который включается в параллельную работу с действующим трансформатором. Такое техническое решение следует признать эффективным, поскольку с его применением, как показало моделирование в ПВК Кортэс, все нормируемые параметры режима работы системы тягового электроснабжения соответствуют допустимым значениям.</em></p> <p><em>Также в рамках модернизации на исследуемой тяговой подстанции предложено заменить действующие масляные выключатели на элегазовые и вакуумные. Такое решение принято на основании статистического анализа отказов оборудования тяговых подстанций и анализа сроков эксплуатации оборудования исследуемой подстанции.</em></p> <p><em>Принятые решения будут способствовать обеспечению перспективной пропускной способности участка и повышению надежности и безопасности перевозочного процесса в целом.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Юрий Николаевич Макаренко, Елена Юрьевна Пузина https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1570 ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ВОСТОЧНОМ ПОЛИГОНЕ 2024-03-18T00:20:53+00:00 Анна Ильинична Крылач anikalebedeva@gmail.com Виктория Александровна Оленцевич olencevichva@mail.ru Архит Буяннэмэх buyan_s@yahoo.com <p><em>В представленной научной статье авторы поднимают вопрос</em> <em>повышения уровня безопасности движения поездов на Восточном полигоне железных дорог за счет совершенствования технологии осмотра подвижного состава. Проведен факторный анализ состояния уровня безопасности движения. Результаты анализа показали, что при ежегодном приросте объемов погрузки, количество случаев коммерческих неисправностей груженых вагонов также имеет тенденцию к увеличению.</em></p> <p><em>Поскольку обнаруженные неисправности угрожают безопасности технологических процессов железнодорожного транспортного комплекса и требуют немедленного устранения, на железнодорожных станциях на всем пути следования груза производятся отцепы вагонов, что приводит к дополнительным временным и финансовым затратам ОАО «РЖД».</em> <em>На основе результатов исследований уровня безопасности движения поездов произведено построение диаграммы Иссикава, выявлены причины основных факторов, влияющих на отцепки вагонов с коммерческими неисправностями.</em></p> <p><em>Предложено техническое решение, направленное на повышение уровня безопасности движения поездов за счет совершенствования технологии осмотра подвижного состава, на примере организации работы железнодорожной станции Восточного полигона железных дорог.</em> <em>Найдены составляющие предполагаемого технического и экономического эффектов для ОАО «РЖД».</em> <em>Представлена динамика количества вагонов, погруженных на объекте исследования, в соотношении с количеством отцепленных вагонов с коммерческими неисправностями погрузки, а также среднесрочные и долгосрочные прогнозные значения количества отцепленных вагонов с коммерческими неисправностями погрузки при условии установки системы контроля.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Анна Ильинична Крылач, Виктория Александровна Оленцевич, Архит Буяннэмэх https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1571 ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСТОЧНОГО ПОЛИГОНА 2024-03-12T00:29:02+00:00 Анна Ильинична Крылач anikalebedeva@gmail.com Ирина Евгеньевна Куличкова ip698655@gmail.com Виктория Александровна Оленцевич olencevichva@mail.ru <p><em>В современных условиях функционирования ОАО «РЖД» актуальность вопросов повышения уровня пропускной способности инфраструктурного комплекса железных дорог особенно значимо и может рассматриваться как главная задача развития транспортной отрасли на перспективу. Происходящая в последние годы переориентация грузопотоков на восточное направление движения и, как следствие, прирост нагрузки на железнодорожную инфраструктуру требуют принятия оперативных управленческих решений, которые сегодня не возможны без проведения научных исследований деятельности всех транспортных сфер.</em></p> <p><em>В представленной научной статье авторы рассмотрели вопросы повышения эффективности использования пропускной способности инфраструктурного комплекса железных дорог Восточного полигона, обеспечения безопасности движения, повышения надежности функционирования технических средств, поскольку именно данные направления развития ОАО «РЖД» были и остаются важнейшими для железных дорог.</em> <em>Особенно важно своевременно сформировать новый комплексный подход к развитию инфраструктурного комплекса, разработать эффективные научные и практические методы и алгоритмы по организации движения, функционированию технических средств обеспечения безопасности движения поездов на Восточном полигоне железных дорог, которые позволили бы качественно увеличить показатели использования пропускной и провозной способностей линий и участков при условии минимизации эксплуатационных расходов в инфраструктуру.</em> <em>С целью реализации поставленных авторами задач проведен анализ бесперебойности перевозочного процесса в современных условиях функционирования отрасли.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Анна Ильинична Крылач, Ирина Евгеньевна Куличкова, Виктория Александровна Оленцевич https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1569 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ВОСТОЧНОГО ПОЛИГОНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ С ЦЕЛЬЮ ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО УГЛЯ 2024-03-18T00:24:20+00:00 Наталья Васильевна Власова natalya.vlasova.76@list.ru Дарья Максимовна Ермакова daria.ermakova04@mail.ru <p><em>В настоящее время всё больше уделяется внимание Восточному полигону в связи изменением направления грузовых перевозок, с 2022 года с запада на восток, в связи, с чем Восточный полигон стал, востребован для всех клиентов транспортно-логистического рынка. Как показала практика сегодня компания ОАО «РЖД» готова перевозить завяленные объемы грузов, но при этом клиенты и партнёры должны проявлять больше ответственности при организации грузовых перевозок, рационально использовать логистические направления, а также ресурсы.</em></p> <p><em>Для более рационального и эффективного использования объектов инфраструктурного комплекса необходимо компании производить модернизацию инфраструктуры в несколько этапов путем развития БАМа и Транссиба с целью увеличения пропускной и провозной способностей, а также развития грузовых терминалов в портах для перевалки угля. Несмотря на широко заявленные западными странами планы отказа от угольной промышленности и увеличение доли «зелёной» энергетики, российские аналитики до 2030 года предполагают рост потребления угля в мире и хорошие экспортные перспективы для российских компаний. Не снизятся и внутренние железнодорожные перевозки, в связи, с чем для развития Восточного полигона необходимо проводить эффективные мероприятия, о которых ежегодно повторяют эксперты и грузовладельцы. </em></p> <p><em>В данной статье авторами выполнен анализ перевозки грузов по сети железных дорог ОАО «РЖД» за 2023г, описаны перспективы развития инфраструктурного комплекса Восточного полигона и рассмотрены приоритетные компании в России по добыче угля, что позволит увеличить объемы добычи угля и расширить рынок сбыта своей продукции. Таким образом, развитие угольной промышленности будет способствовать экономическому процветанию регионов, формированию новых рабочих мест и прибавлению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Наталья Васильевна Власова, Дарья Максимовна Ермакова https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1568 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ УСЛУГИ «КОНТЕЙНЕРНЫЙ ЭКСПРЕСС» С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ И УВЕЛИЧЕНИЯ СКОРОСТИ ДОСТАВКИ ГРУЗА 2024-03-18T00:14:18+00:00 Наталья Васильевна Власова natalya.vlasova.76@list.ru Владимир Сергеевич Брытков vladimirbrytkov99@yandex.ru Алла Руслановна Степанова feitan6606@gmail.com <p><em>Экономические отношения страны невозможны без транспортировки грузов на дальние расстояния. Для этих целей используют всевозможные виды транспорта. Тема контейнерных перевозок и сервиса «Контейнерный экспресс» является важной в современной логистической системе, которая охватывает широкий спектр вопросов, связанных с более эффективным транспортированием грузов. В наши дни представителям малого и среднего бизнеса важно иметь широкий выбор доступных и качественных логистических сервисов в сообщении Россия – Китай. Предоставляемые новые сервисы по перевозкам грузов ускоренными контейнерными поездами по перевозкам сборных грузов в сообщении Россия – Китай, запущенный ОАО «РЖД» совместно с ОА «РЖД Логистика», РЖД Бизнес Активом позволит доставлять товары потребителям, обеспечивая полный комплекс услуг по консолидации грузов, отправки поезда строго по графику, обеспечивая клиентское сопровождение на всем пути следования груза. Контейнерные перевозки представляют собой наиболее удобный и безопасный способ доставки товаров как на международном, так и на местном уровнях. В данной статье авторами были выделены как плюсы, так минусы перевозки грузов с помощью контейнеров, которые наглядно показывают, почему тенденция контейнеризации в России с каждым годом растет. </em></p> <p><em>В научной статье авторами выполнен анализ по оказанию услуг доставки грузов сервисом «Грузовой экспресс» на Восточно-Сибирской железной дороге филиала ОАО «РЖД».</em></p> <p><em>Рассмотрен способ перевозки порожних контейнеров в вагонах, что является немаловажным экономическим решением, в связи с этим разработаны и утверждены новые технические условия размещения и крепления контейнеров на скоростных вагонах-платформах. В настоящее время реализуется проект скоростных контейнерных перевозок, который совместно запустили компании ОАО «РЖД» и «Почта России». «Контейнерный экспресс» относится к более оперативным и скоростным форматам контейнерных перевозок, он позволяет значительно сократить время транспортировки грузов в пределах маршрута Ворсино – Новороссийск, так как в Новороссийске находятся морские терминалы, с развитой инфраструктурой, что позволяет различным компаниям и предпринимателям оперативно получать грузы из Юго-Западной Азии.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Наталья Васильевна Власова, Владимир Сергеевич Брытков, Алла Руслановна Степанова https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1573 СРАВНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ СНГ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 2024-03-16T04:59:28+00:00 Мария Алексеевна Хажеева khazheeva_m@list.ru Юлия Владимировна Голубчикова golubchikova777@mail.ru Данил Олегович Нечаев 2228danil2228@gmail.ru <p><em>Россия является одним из крупнейших участников мирового экономического рынка и оказывает значительное влияние на международную торговлю. При исследовании торговых соглашений в статье проанализированы договоренности России с другими странами какие преимущества имеются и как они могут повлиять на внешнюю торговлю. Анализ тенденций и перспектив включает сравнение с другими странами, что демонстрирует освоение новых рынков, изменения в тарифах и торговой политике, а также возможные вызовы или возможности для выхода России на мировой рынок.</em></p> <p><em>Статья будет основана на изучении данных, статистики и текущих новостей, связанных с международной торговлей, а также анализе экономических и политических факторов, влияющих на внешнюю торговлю России. Исследование позволит нам сделать выводы о положении и конкурентоспособности Российской Федерации на мировом рынке и ее роли в мировой экономике. Сравнение Российской Федерации с другими странами СНГ во внешней торговле может основываться на нескольких аспектах, таких как объемы экспорта и импорта, структура товарооборота, ценовая конкурентоспособность и доли рынка. Сравнительный анализ выявляет как плюсы, так и минусы внешней торговли России, такие как зависимость от цен на нефть и газ, риски геополитических конфликтов, санкции со стороны определенных стран, а также такие преимущества, как широкий ассортимент экспортируемых товаров, доступ к различным рынкам и возможность привлечения иностранных инвестиций. Каждая страна имеет свои уникальные особенности во внешней торговле, и сравнение их может помочь выявить преимущества и недостатки, а также определить области для улучшения и развития.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Мария Алексеевна Хажеева, Юлия Владимировна Голубчикова, Данил Олегович Нечаев https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1575 ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2024-03-23T07:00:23+00:00 Нина Валерьевна Яковлева yako.n.fbu@yandex.ru Ксения Витальевна Чичина rctyb10@yandex.ru <p><em>Исследованы тенденции развития рынка грузоперевозок в России в современных условиях экономической нестабильности международных отношений. Проанализирована структура рынка грузоперевозок в мире и в РФ. Особое внимание уделено повышению роли автотранспортных перевозок в РФ.</em> <em>Выделены основные тенденции, сложившиеся на рынке лидера автотранспортных грузоперевозок в последние годы. С учетом того, что рост мировой торговли стимулирует рост автоперевозок в среднем до 8% в год, выявлены основные причины данной тенденции.</em><em> Мощным стимулом расширения рынка транспортных услуг и логистики на сегодня является развитие сектора электронной коммерции. Объем рынка этого сектора к 2025 году превысит 10 трлн. руб., а годовой прирост стабилизируется. Учитывая, что рост объемов рынка характеризуется и ростом количества заказов на российском рынке электронной коммерции, мы п</em><em>роанализировали ключевые факторы, влияющие дальнейшее развитие рынка перевозок на современном этапе, и определены наиболее существенные.</em></p> <p><em>Исследована динамика индекса ставок на грузоперевозки – ATI.SU. В заключении на основе проведенного исследования определены основные направления развития грузовых автоперевозок на ближайшую перспективу, среди которых</em> <em>ограниченная пропускная способность Восточного полигона железных дорог, дефицит подвижного состава в автоперевозках, рост ставок по всем видам перевозок, давление инфляции и др. Отмечено повышение роли страхования.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Нина Валерьевна Яковлева, Ксения Витальевна Чичина https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1600 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СТИМУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ РЖД 2024-04-20T06:21:42+00:00 Даниил Александрович Мурашкин MonsterDen.717@gmail.com Вероника Александровна Левицкая nikl86@mail.ru <p><strong><em>. </em></strong><em>Данная научная статья направлена на изучение влияния экономических факторов на развитие энергосберегающих технологий в железнодорожном секторе. Каждый инструмент имеет свои особенности и применяется в зависимости от конкретной ситуации и поставленных целей. Выбор и использование экономических инструментов требует глубокого анализа и оценки их эффективности, поскольку неправильное применение может привести к негативным последствиям. Важно отметить, что эффективность экономических инструментов зависит от многих факторов, включая политическую ситуацию, состояние мировой экономики, социальные условия и другие. Поэтому необходимо использовать комбинацию инструментов для достижения положительного результата.</em></p> <p><em>Исследование актуально в свете необходимости поиска эффективных механизмов стимулирования инновационной деятельности в данной области. Основным инструментом исследования является анализ различных экономических механизмов для стимулирования энергосберегающих технологий, включая налоговые льготы, субсидии, кредиты с процентными ставками и специальные финансовые инструменты, которые могут быть использованы для поощрения внедрения энергосберегающих технологий в сфере железнодорожного транспорта. Результаты исследования могут быть полезны для разработки стратегии стимулирования инноваций в железнодорожной отрасли и формирования соответствующей государственной политики. Они помогут определить наиболее эффективные методы поддержки предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии, и способствовать повышению конкурентоспособности железнодорожного сектора на мировом рынке, а также эффективное применение одного из методов повысит уровень получаемой прибыли. Это произойдёт за счёт эффективности применение энергосберегающих технологий.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Даниил Александрович Мурашкин, Вероника Александровна Левицкая https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1635 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ 2024-04-27T05:10:20+00:00 Мария Алексеевна Хажеева khazheeva_m@list.ru Максим Евгеньевич Крестовоздвиженский 202099104@irgups.ru <p>Современное развитие предприятий малого и среднего бизнеса, стало одним из ключевых драйверов экономического роста в регионе. Предприниматели успешно адаптируются к стремительно изменяющимся условиям, трансформация экономики способствует появлению новых возможностей для расширения бизнеса. Статья посвящена исследованию экономических аспектов развития малого и среднего предпринимательства в Байкальском регионе. В ней освещаются исторические этапы становления и развития малого предпринимательства и особенности становления предпринимательской деятельности на данной территории. Авторами проанализировано распределение средней численности работников и оборота малых предприятий по основным видам экономической деятельности, влияние географического положения на торговлю и промышленность, а также рассматриваются меры поддержки, которые действуют по всей России, и меры поддержки, осуществляемые со стороны регионального Правительства, которые многократно способствуют развитию и улучшению экономического положения резидентов. При проведении анализа в статье использовались следующие методы: исторический, логический, сравнительный и малой выборки. В статье предложены к рассмотрению ряд факторов, влияющих на предпринимательство, что позволяет оценить вклад и роль предпринимательства в экономическом и социальном развитии региона. Сделан вывод, что меры направлены на облегчение финансового бремени и повышение доступности ресурсов для бизнеса, росту конкуренции и повышению экономической безопасности государства. Рассмотренная финансовая помощь со стороны государства предпринимателям необходима для преодоления преград и росту экспорта продукции, проведения маркетинговых исследований и других мероприятий, которые в итоге будут способствовать развитию регионов.</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Мария Алексеевна Хажеева, Максим Евгеньевич Крестовоздвиженский https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1636 ТРАНСФОРМАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РФ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ 2024-04-27T05:06:48+00:00 Мария Алексеевна Хажеева khazheeva_m@list.ru Виктория Семеновна Малкова malkovaviktoria1@gmail.com Валерия Констатиновна Павлюкевич 09092002pavv@mail.ru <p>Проведенное исследование демонстрирует, что именно уровень доходов является основным индикатором изучения экономического благосостояния населения, от последнего зависит доступность потребностей, таких как пища, жилье, здравоохранение и образование. Без роста доходов не могут повышаться расходы. Современное экономическое состояние в стране можно оценивать эффективностью проводимой государственной политики и социальных программ. В данной статье анализируются материалы по результатам экономико-статистического анализа, которые позволяют оценить уровень жизни населения Российской Федерации в периоды 2013 по 2022 гг. Исследование основывается на данных по статистике доходов и расходов по Российской Федерации, фактический материал взят с официального сайта Росстата. На основание анализа авторы пришли к выводу, что из всех факторов наибольшее воздействие на доходы населения оказывает уровень инфляции, как основная экзогенная переменная, имеющая воздействие также и на объем расходов населения. Рассмотрены среднедушевые и общие показатели номинальных и реальных доходов и расходов населения. Основным результатом исследования является вывод о важности правильного управления доходами и расходами населения, для обеспечения устойчивого развития экономики и повышения благосостояния страны. В основе повышения и улучшения макроэкономического положения необходимо стимулировать проведение мер со стороны национальных институтов, направленных на снижение уровня инфляции, для обеспечения более устойчивого развития экономики.</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Мария Алексеевна Хажеева, Виктория Семеновна Малкова , Валерия Констатиновна Павлюкевич https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1637 ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ РФ 2024-04-20T07:13:07+00:00 Cофья Андреевна Головань free9sonjas@gmail.com Алина Павловна Самсонова alina.samsonova.03@mail.ru <p><em>Целью исследования является экономический анализ банковской системы по макроэкономическим показателям и их влияние на деятельность банков. В данной статье исследуется влияние основных макроэкономических показателей, таких как инфляция, ВВП, безработица на банковскую систему РФ. Проводится анализ взаимосвязи между показателями и количественными характеристиками банковского сектора, включая количество действующих кредитных организаций,</em> <em>средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленные кредитными организациями физическим лицам сроком до 1 года и другие. Исследование проведено на основе официальных данных Банка России и органов государственной статистики РФ за последние годы. Рассмотрены механизмы воздействия макроэкономических показателей на показатели банковской системы РФ с привязкой к обзору ранее проведенных научных исследований. Результаты и выводы представляют собой аналитических обзор получившихся данных с помощью методов статистического расчёта. По итогам анализа была получена матрица данных, включающая полученную корреляцию по анализируемым показателям. </em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Cофья Андреевна Головань, Алина Павловна Самсонова https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1656 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА 2024-04-28T12:47:26+00:00 Наталья Николаевна Григорьева zolotkina@mail.ru Диана Витальевна Карбушева karbusheva.02@mail.ru <p>Нормирование и организация труда являются важнейшим звеном технологической и организационной подготовки производства, оперативного управления им за счет повышения эффективности производственных процессов, от чего напрямую зависит конкурентоспособность любого предприятия. С момента появления первых форм производства человек стал сталкиваться с необходимостью оптимизации рабочих процессов и контроля за ходом выполнения работ. В древности нормирования было связано с сезонными работами, ритуалами и обычаями. Так, например, в Китае была разработана система нормирования, основанная на принципах конфуцианства, таким образом китайские ученые разрабатывали календари сельскохозяйственных работ, определяя оптимальные сроки посева урожая. История возникновения и развития нормирования труда тесно связана с развитием самого производства, социальными изменениями и технологическим прогрессом в обществе. В современных условиях функционирования предприятий нормирование труда является одним из востребованных направлений в организации и управлении производственными процессами. Данная статья посвящена истории возникновения и развития нормирования и организации труда. Рассмотрены основные этапы развития системы нормирования и его современное состояние. Выделены основные направления развития современного нормирования труда, актуализированы основные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, решив возродить или внедрить систему нормирования и организации труда. Внимательное нормирование труда создает основу для порядка и дисциплины, в то время как организация труда – это путь к согласованной и целенаправленной трудовой деятельности.</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Наталья Николаевна Григорьева, Диана Витальевна Карбушева https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1361 ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИКИ 2023-09-24T03:20:11+00:00 Валерия Георгиевна Шагунова valeriasagunova85@gmail.com Михаил Иванович Кулеш kmiirk@yandex.ru <p>Дефицит трудовых ресурсов в России или кадровый голод — проблема, с которой в</p> <p>последние несколько лет столкнулись многие компании в совершенно разных сферах деятельности: не</p> <p>хватает как офисных сотрудников, так и линейного персонала, причём в последнем случае закрывалась</p> <p>только половина вакансий.</p> <p>Стратегичекий курс России на проведение самостоятельной политики предполагает наличие</p> <p>независимой системы кадрового обеспечения, чтобы в критические моменты не столкнуться с</p> <p>необратимыми последствиями. При этом у решения задачи кадрового суверенитета есть два уровня –</p> <p>тактический и стратегичесий. Тактически сейчас необходимо оперативно восполнить дефицит</p> <p>специалистов в критически важных отраслях. Стратегически же нужно работать на перспективу,</p> <p>выстраивая стабильную систему воспроизводства высококвалифицированных профессионалов.</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Валерия Георгиевна Шагунова, Михаил Иванович Кулеш https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1406 АКЦИЗЫ В СОСТАВЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН 2024-04-12T23:54:52+00:00 Валерия Игоревна Митюкова mityukova_2001@mail.ru Светлана Константиновна Содномова sodnomovask@mail.ru <p>В представленной статье проводится исследование акциза как одного из важнейших <br>элементов формирования внешнеторговой цены. Автором установлено, что цены на товары – эффективный и <br>гибкий инструмент достижения различных целей, а потому подвержены частым изменениям. В числе факторов, <br>оказывающих преимущественное влияние на цены, следует выделить потребительский спрос и изменения <br>государственной политики в сфере налогообложения. При этом, наиболее частым изменениям подвержены <br>акцизы. Именно по этой причине они выступают своего рода прожекторами изменения цен на определенные <br>виды продукции. <br>Автор справедливо отмечает, что на протяжении всей истории применения акцизов они выступали <br>стабильным источником пополнения государственного бюджета, гарантируя выполнение принципа социальной <br>справедливости. При этом, с пользой для общества реконструируется потребление, направляется в <br>необходимом для экономики направлении производство. <br>Отмечено, что акциз как вид косвенного налога, полностью включается в состав цены и взимается с <br>конечного покупателя подакцизной продукции. В России данный налог взимается при ввозе подакцизных <br>товаров. <br>Автор приводит пример установленных в России видов ставок акциза, которые подразделяются на <br>специфические (твердые), адвалорные (процентные) и комбинированные налоговые ставки и делает вывод, что <br>акцизом облагаются только товары массового потребления, и государство, путем изменения ставок акцизов <br>существенно влияет на структуру народного потребления путем увеличения или удешевления их цен.</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Валерия Игоревна Митюкова, Светлана Константиновна Содномова https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1508 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 2024-03-18T07:51:14+00:00 Надежда Георгиевна Герасимова gerasimova-n1982@mail.ru Валерия Ринатовна Масалимова lera.masalimova@yandex.ru Игорь Павлович Насонов tj97.dom@mail.ru <p><em>В связи с государственной политикой «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» и отсутствие методических рекомендаций в системе управления персоналом для малых предприятий, позволяет авторам раскрыть сущность данного вопроса и сделать предположение об эффективности системы управления персоналом для данных предприятий.</em></p> <p><em>В логике данного исследования было введено обобщенное определение малого бизнеса, выявлены особенности управления персоналом для малого бизнеса и определены инструменты данной системы. </em></p> <p><em>Далее была проанализирована структура управления персоналом в ООО Байкальского горнолыжного курорта «Гора соболиная».</em> <em>Изучение данного вопроса, на примере вышеуказанной организации, возможности применения различных управляющих воздействий на персонал показало, что проблема формирования и совершенствования системы методов управления персоналом именно малых предприятий пока не решена. </em></p> <p><em>Для решения данного вопросы была определена специфика использования инструментов управления персоналом для малых предприятий.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Надежда Георгиевна Герасимова , Валерия Ринатовна Масалимова, Игорь Павлович Насонов https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1511 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ 2024-04-07T10:15:25+00:00 Надежда Георгиевна Герасимова gerasimova-n1982@mail.ru Вероника Максимовна Аксёнова nika.aks.2019@mail.ru <p><em>В представленной статье освещается проблема внедрения информационных технологий в систему управления персоналом. Основное внимание уделяется определению ключевых понятий, таких как "информационные технологии" и "управление персоналом". Детально анализируются научные статьи, посвященные темам: "управление персоналом", "внедрение информационных технологий в систему управления персоналом", "информационные технологии" и "процесс цифровизации". В статье также проведен анализ стратегии правительства Российской Федерации по развитию цифровизации в государственных корпорациях и компаниях с государственным участием. Особое внимание уделено внедрению информационных технологий в систему управления персоналом на примере международной железнодорожной компании ОАО "РЖД". В заключительной части статьи предлагаются рекомендации для поддержания положительной динамики внедрения информационных технологий в развитие системы управления персоналом, что делает данный материал актуальным и практически значимым для бизнес-сообщества, исследователей и практикующих специалистов в области управления человеческими ресурсами.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Надежда Георгиевна Герасимова, Вероника Максимовна Аксёнова https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1598 МОДЕЛИРОВАНИЕ НДС КУЗОВА ПОЛУВАГОНА НА ПРОЧНОСТЬ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ СВЕРХНОРМАТИВНЫХ НАГРУЗОК 2024-04-14T05:30:40+00:00 Дмитрий Валерьевич Морозов moro-d@yandex.ru Игорь Юрьевич Ермоленко ermolenko_iy@list.ru <p><em>При эксплуатации железнодорожного подвижного состава основным вопросом рассматривается безопасность перевозки грузов и пассажиров. Под эксплуатацией грузового вагона понимается не только процесс перевозки грузов, но и различные способы его загрузки и разгрузки. В данной статье рассматривается расчет и моделирование напряженно-деформированного состояния (далее НДС) полувагона при эксплуатации в движении и при одном из применяемых способов разгрузки полувагонов (при использовании вагоноопрокидывателя). По результатам анализа НДС кузова полувагона разработаны рекомендации по оптимизации силовой схемы кузова.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Дмитрий Морозов, Игорь Ермоленко https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1624 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРМОЗНОГО НАЖАТИЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ С РАЗДЕЛЬНЫМ ТОРМОЖЕНИЕМ 2024-04-17T08:15:54+00:00 Иван Александрович Кудьяров mr.licrimovor@yandex.ru Николай Павлович Рычков rychkov_np@irgups.ru Игорь Юрьевич Ермоленко ermolenko_iy@list.ru <p>В статье рассматривается важность совершенствования технологий на железнодорожном транспорте для обеспечения эффективной перевозки грузов и пассажиров. Особое внимание уделяется проблеме тормозной системе грузовых длиннобазных вагонов с неравномерной загрузкой. В данном случае возникает необходимость регулировать тормозную силу в зависимости от загрузки каждой тележки. Решением является внедрение нового устройства – дозатор давления, который в зависимости от направления движения устанавливал давление для тележки без авторежима.</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Иван Кудьяров, Николай Рычков , Игорь Ермоленко https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1638 ВЛИЯНИЯ РЕЖИМОВ ДВИЖЕНИЯ И ПРОФИЛЯ ПУТИ НА ВЕЛИЧИНЫ КВАЗИСТАТИЧЕСКИХ СИЛ В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ НА ГОРНЫХ УЧАСТКАХ 2024-04-22T07:12:45+00:00 Шохрух Наримон угли Кахрамонов qahramonovsh1995@gmail.com Олег Евгеньевич Пудовиков olegep@mail.ru Никита Олегович Жухин rzd1997@mail.ru <p><em>В железнодорожном транспорте на сегодняшний день одним из актуальных задач является обеспечение высоко эффективного управления с минимальными расходами длинно составных и тяжеловесных грузовых поездов при эксплуатации в горных местностях. Исходя из несколько ряд основных, дополнительных факторов и режимов движения обеспечения безопасности в горных участках является наиболее одним из сложных, актуальных задач при крутых подъемах, спусков и кривых малого радиуса и длины. &nbsp;Целесообразным будет исследование квазистатических, продольно растягивающих сил и устойчивости вагонов при движении подвижного состава с использованием математические модели и современные программные обеспечении. Исходя из этого было разработано математический модель грузового поезда и внесен в программную обеспечению.</em></p> <p>&nbsp;</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Шохрух Наримон угли Кахрамонов , Олег Евгеньевич Пудовиков, Никита Олегович Жухин https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1646 ПРОЕКТ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО СТЕНДА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ БЕСПРОВОДНОЙ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ 2024-05-01T12:27:51+00:00 Леонид Владимирович Козиенко leo.kozienko@gmail.com Игорь Николаевич Чернов 1bopoh1@mail.ru Татьяна Алексеевна Кучерова kkchrvv@mail.ru <p><em>В данной статье рассматривается прототип учебно-лабораторного стенда, предназначенного для изучения особенностей беспроводной передачи данных с использованием протоколов ZigBee, LoRa, Bluetooth и Wi-Fi. Разработка основана на базе микроконтроллера ATmega2560 с использованием программируемых приемо-передающих модулей беспроводной связи.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Леонид Владимирович Козиенко, Игорь Николаевич Чернов, Татьяна Алексеевна Кучерова https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1370 ОЦЕНКА УСТАЛОСТИ ВОДИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ НЕЙРОСЕТЕВОЙ МОДЕЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИБЛИОТЕКИ OPENCV 2023-10-06T05:54:11+00:00 Евгений Александрович Аржанов earzhan87@gmail.com <p><em>Усталость за рулем является одной из наиболее распространенных причин дорожно-транспортных происшествий. В этой статье обозреваются существующие методы определения усталости, основанные на биологических и физиологических признаках, представлены результаты реализации простого алгоритма для обнаружения усталости с помощью классификации глаз (открытые/закрытые) и классификации лиц (зевает/не зевает) с использованием предобработки изображений классификатором каскадов Хаара библиотеки OpenCV. Результаты проведенного исследования могут послужить основой для разработки нейросетевой модели для обнаружения усталости и содержат способы использования каскадов Хаара для обнаружения глаз и лица на изображениях.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Евгений Аржанов https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1454 СОВОКУПНАЯ СТОИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ, КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОБОСНОВАНИЯ ЗАТРАТ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЗАЩИТУ ИНФОРМАЦИИ 2024-03-06T02:05:41+00:00 Дарья Сергеевна Мелёхина DASHA.MELEXINA@BK.RU Николай Иванович Глухов gluhov_ni@irgups.ru <p><em>В данной статье рассматривается методика совокупной стоимости владения. Данный метод позволяет экономически обосновать необходимость расходов на создание информационной системы. Упоминаются основные международные стандарты в области защиты информации, опираясь на которые следует производить оценку рисков предприятия для дальнейшего обоснования. </em></p> <p><em>Отражены составляющие совокупной стоимости владения. Количество компонентов данной методики может варьироваться в зависимости от отрасли предприятия.</em></p> <p><em>Определена формула для расчёта совокупной стоимости владения информационной системы с учётом информационной безопасности, а также приведён пример расчёта.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Дарья Мелёхина, Николай Глухов https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1505 ИССЛЕДОВАНИЕ БОЛЬШИХ ЯЗЫКОВЫХ МОДЕЛЕЙ НА ЗНАНИЕ СПЕЦИФИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2023-12-20T08:52:17+00:00 Анастасия Андреевна Романова anastasya.rom@mail.ru Ангелина Андреевна Васильева vasilevavvgelyaa@mail.ru Евгений Сергеевич Ильин iluin_es@krsk.irgups.ru <p>Большие языковые модели LLM (Large Language Model) в последние годы позволили добиться значительного прогресса в области обработки естественного языка. Эти модели, использующие передовые методы нейронных сетей и огромные объемы обучающих данных, продемонстрировали возможности в понимании и создании человекоподобного текста. Языковые модели имеют большой потенциал для решения актуальных задач поиска информации по запросу пользователя. Большие языковые модели могут внести значительные изменения в образовательный процесс, адаптируясь на текущий уровень подготовки пользователя. <br>Проведенные исследования по использованию ChatGPT, также известной как Chat Generative Pre-Trained Transformer, для решения тестов экзамена на получение медицинской лицензии в США (USMLE) [16], подтвердившие способность ChatGPT перейти порог для получения лицензии, а так же проведение ряда экспериментов по применению различных LLM для решения ЕГЭ, подтверждают высокий потенциал использования больших языковых моделей для решения задач, которые ранее с требуемым уровнем качества решались исключительно с привлечением человеческих ресурсов. <br>В статье приведены результаты исследований, направленных на изучение знаний специфики железнодорожного транспорта различными языковыми моделями. Четыре доступных языковых модели протестированы с помощью тестов по железнодорожной тематике.<br>На основе полученных результатов сформулирован следующий вывод: информация в области железнодорожного транспорта в данных моделях представлена в ограниченном объеме не достаточном для построения интеллектуальной системы, помогающей пользователю изучать железнодорожный транспорт или использоваться в качестве системы поддержки принятия решения в транспортной отрасли. В связи с этим задача создания больших языковых моделей дообученных на материалах транспортной отрасли является актуальной.</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Анастасия, Ангелина, Евгений Ильин https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1445 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 2024-01-12T10:18:01+00:00 Сухроб Махмадиевич Кедманов kedmanov2002@mail.ru Светлана Константиновна Содномова sodnomovask@mail.ru <p>Современные тенденции усиления глобализационных процессов в мировой экономике и все большее вовлечение национальных хозяйств в мирохозяйственные отношения свидетельствуют о нарастании конкуренции между странами. При этом, одним из ключевых факторов формирования экономически сильного, стабильного и промышленно развитого государства выступает проведение валютной политики, которая должна выстраиваться с учетом особенностей валютного рынка и обеспечивать успешное развитие экономики.</p> <p>Авторами отмечено, что валютная политика государства реализуется посредством проведения валютного регулирования и валютного контроля соответствующими государственными органами и агентами. Традиционно, важнейшим субъектом валютного контроля в Российской Федерации выступает Федеральная таможенная служба РФ, значимость которой в данной сфере увеличивается в экстремальных условиях функционирования российского валютного рынка, возникших в результате беспрецедентного санкционного давления.</p> <p>В рамках исследования деятельности таможенных органов по реализации валютного контроля в нашей стране автором рассматривается ее правовая база, полномочия и направления осуществления контрольных мероприятий, этапы проведения проверок и их результаты. В итоге, автор приходит к обоснованному выводу о важнейшей роли контрольных мероприятий ФТС РФ и ее органов в механизме обеспечения макроэкономической стабильности.</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Сухроб Кедманов, Светлана Содномова https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1469 ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 2024-04-05T09:34:36+00:00 Софья Давуровна Бурханова sofa.burkhanova23@gmail.com Богдан Олегович Сырьев bogdan3863@gmail.com Елена Павловна Шевчук elena-shevchuk-1978@mail.ru <p><em>В статье анализируется правовое содержание медицинских услуг, которые носят особый характер и отличаются от правоотношений иного рода. Правовая природа медицинских услуг позволяет выделить их в отдельный режим регулирования с учетом особенностей последствий не достижения результата и не гарантированности процесса в виде излечения пациента.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Софья Бурханова, Богдан Сырьев , Елена Шевчук https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1537 ТАМОЖЕННЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ 2024-04-04T09:58:47+00:00 Замира Умаржановна Рахимкулова zamirarahimkulova@gmail.com Наталья Васильевна Карпенко 85912008@rambler.ru <p><em>В статье рассматривается процесс работы отдела документационного обеспечения Иркутской таможни, с уклоном на особенности данного отдела – возможностью отправки почтовых отправлений участникам внешнеэкономической деятельности. </em></p> <p><em>В процессе рассматривается особый механизм действий, который реализуется в процессе подготовки почтовых отправлений, а также выделяются проблемы, как социального, так и финансового характера, которые в первую очередь влияют, как на сам таможенный орган, так и на его штат. </em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Замира Рахимкулова, Наталья Карпенко https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1538 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 2024-04-04T09:59:47+00:00 Анастасия Руслановна Зиновкина 201985908@irgups.ru Наталья Васильевна Карпенко 85912008@rambler.ru <p><em>В приведенной работе анализируются три структурных направления системы оценки эффективности и результативности</em> <em>деятельности таможенных органов, а именно направления фискального, управленческого и правоохранительного характеров. Система оценивания деятельности представителей таможенных органов в целях ее совершенствования должна на этапе создания показателей и методик такого процесса включать в себя решенные актуальные проблемы прошлых ошибок. Стоит сказать, что на современном этапе такая система оценивания имеет ряд нерешенных проблем, которые непосредственно оказывают влияние на результат работы таможенных органов. К таким проблемам можно отнести, дублирование и недоработку нормативной правовой базы оценивания, отсутствие этапа «проведения предварительной проверки эффективности» в части системы оценки и показателей таможенных органов, а также при разработке не учитывается два важных момента, - воздействие внешних и внутренних факторов на работу таможенных органов. В статье также приводятся практические рекомендации для улучшения процессов таможенного контроля и содействия современным технологиям для повышения эффективности таможенной деятельности.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Анастасия Зиновкина, Наталья Карпенко https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1534 ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ТАЙШЕТА И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ ВЫБРОСАМИ НЕФТЕПЕРЕКАЧИВАЮЩЕЙ СТАНЦИИ 2024-03-05T01:51:24+00:00 Татьяна Михайловна Янчук panytm@mail.ru Надежда Сергеевна Копылова kopylovan@mail.ru <p>Город Тайшет в 2023 г возглавил «антирейтинг» самых загрязненных городов региона. Материалы работы позволяют определить степень загрязнения среды выбросами нефтеперекачивающей станции и оценить риски здоровья жителей города.</p> <p>Выявлено 26 основных загрязняющих веществ атмосферы, из которых основная доля приходится на умеренно опасные и высокоопасные поллютанты. Максимально-разовые, среднесуточные и максимальные приземные концентрации 16 веществ соответствуют требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01. Превышают показатели предельно допустимых концентраций в санитарно-защитной и жилой зонах шесть веществ. Это высокотоксичные загрязнители 2 и 3 класса опасности, которые оказывают негативное воздействие на здоровье населения города и природную среду. С целью снижения отрицательного влияния аэровыбросов станции предложен ряд технологических, специальных и планировочных мероприятий. На основе материалов исследования разработаны нормативы предельно допустимых выбросов исследуемых загрязняющих веществ и утверждены в Управлении Росприроднадзора по Иркутской области.</p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Татьяна Янчук https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1556 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ЗАКАЛОЧНЫХ СРЕД, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРМИЧЕСКИМИ ОСТАТОЧНЫМИ НАПРЯЖЕНИЯМИ И ДЕФОРМАЦИЯМИ ПРИ ТЕРМООБРАБОТКЕ ЗАГОТОВОК И ДЕТАЛЕЙ 2024-03-26T07:43:56+00:00 Александра Алиевна Серболина serbolina_aa@irgups.ru Андрей Алексеевич Александров andreyalexandrov2008@ya.ru <p><em>Термическая обработка является важной технологической операцией при изготовлении деталей и инструментов. Из всех видов термической обработки, закалка значительно повышает такие механические свойства, как прочность и твердость. В процессе закалки происходит быстрое неравномерное охлаждение заготовки, которое формирует уровень температурных напряжений, превышающий предел текучести материала, что в свою очередь приводит к возникновению неравномерных пластических деформаций заготовки. Для предотвращения коробления, возникающего при механической обработке закаленных заготовок, необходимо формировать низкий уровень остаточных напряжений, чтобы установить такой уровень остаточных напряжений необходимы эффективные средства охлаждения.</em></p> <p><em>На сегодняшний момент мы имеем большое количество различных закалочных жидкостей – это вода, масла, водные растворы солей и щелочей, закалочные жидкости с добавлением полимеров, а также с добавлением наночастиц и других компонентов, с одновременным применением различных методов обработки, при помощи которых можем получить необходимый нам широкий диапазон значений коэффициента теплоотдачи до 50000 Вт/м2 *К, что позволяет производить закалку в широком диапазоне скоростей охлаждения, формирующие необходимое распределение остаточных напряжений и остаточных деформаций в заготовках и деталях.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Александра Серболина, Андрей Александров https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1557 ВЫБОР ВАРИАНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ «ИДЕАЛЬНОЙ» ТОЧКИ И ЛИНЕЙНОЙ СВЕРТКИ 2024-02-24T08:33:58+00:00 Маргарита Владимировна Феоктистова bambuk09990@gmail.com Михаил Владимирович Зуев mikhail.zuev.00@list.ru <p><em>В статье рассматривается актуальная в настоящее время задача – выбор наилучшего варианта железнодорожного мостового перехода среди конкурентных альтернатив. Проблема состоит в том, что выбор не всегда обусловлен только одним критерием, как правило, экономическим. </em></p> <p><em>В данной статье были рассмотрены методы принятия решений, основанные на «идеальной» точке и линейной свертке. Оба метода предполагают многокритериальность, что позволяет сделать выбор даже при противоречивости критериев.</em></p> <p><em>В ходе проделанной работы были отмечены явные преимущества используемых методик, такие как: повышение эффективности, т.е. решение принимается быстрее и точнее, учитывая все необходимые факторы и ограничения; уменьшение риска допущения ошибок, так как они обеспечивают более объективный подход к выбору решений; методики помогают структурировать процесс принятия решений и делают его более понятным для всех участников. Также отмечены недостатки используемых моделей, например, возможность манипулирования результатами групповой экспертизы. </em></p> <p><em>Приведен краткий анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, история развития теории принятия решений и расширения сферы ее применения. Приведено обоснование выбранных моделей для решения поставленной задачи.</em></p> <p><em>В статье рассмотрен практический пример с шестью вариантами железнодорожных мостов и перечень критериев, по которому необходимо выбрать среди них наилучшую альтернативу. </em></p> <p><em>Сделан выбор о применимости методов «идеальной» точки и линейной свертки при решении задач из области проектирования.</em></p> 2024-05-07T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2024 Маргарита Владимировна Феоктистова, Михаил Владимирович Зуев