https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/issue/feedЭлектронный научный журнал "Молодая наука Сибири"2025-05-14T10:11:32+00:00Куцый Антон Павловичkutsyi_ap@irgups.ruOpen Journal Systems<p>Журнал предназначен для издания работ аспирантов, магистров, студентов и молодых преподавателей. Публикует обзорные и теоретические статьи, краткие сообщения, отражающие современные достижения технических, естественных и гуманитарных наук, научные обзоры, а также статьи проблемного и научно-практического характера, научные студенческие работы.</p> <p>Журнал издается с 2018 года.</p> <p>ISSN: 2658-610Х. Индексируется в <a href="https://elibrary.ru/title_about_new.asp?id=69998" target="_blank" rel="noopener">РИНЦ</a>. <br />Выходит 4 раза в год. Публикация в журнале бесплатная.</p>https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2129ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНЖИНИРИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК2025-05-12T11:32:37+00:00Сергей Анатольевич Филипповf5002941@mail.ruОксана Александровна Соловьеваksusha_s777@mail.ruАнтон Станиславович Соколовantonsokolov6999@gmail.com<p><em>Современная остановка пригородных поездов, соответствующая требованиям НТД, предлагает пассажирам удобные условия ожидания. Здесь предусмотрены укрытия от неблагоприятных погодных условий, а также внедрение высоких технологий для повышения качества услуг. Важным моментом является использование отечественного программного обеспечения, что позволяет моделировать различные сценарии работы пригородного транспорта и энергетических систем.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Сергей Анатольевич Филиппов, Оксана Александровна Соловьева, Антон Станиславович Соколовhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2121ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ПЕРЕДАЧИ ЭЛЕКТРО-ЭНЕРГИИ 2025-05-12T11:31:01+00:00Анастасия Руслановна Улановаulanova.anas@mail.ruТатьяна Валериановна Кушнарёва030470@list.ru<p><em>Дл</em>я<em> того, чтобы Россия занимала лидирующие позиции в мировой экономике, необходимо построение «умной» энергетики. Для повышения уровня надежности электроснабжения нужны новые технологии по использованию станций, основанных на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ), а также новые мощности для роста энергетической и экономической эффективности отрасли. Для этого следует рассмотреть проведение воздушных линий с наиболее выгодными технико-экономическими показателями в регионах страны с недостатком электроэнергии. Даная работа посвящена разработке плана по покрытию энергодефицита районов Москвы и Московской области. Цель доклада заключается в создании линий электропередач в Центральной и Южной частях России. Были проанализированы особенности данной местности, рассмотрены преимущества и недостатки переменного и постоянного токов, а также различные виды близлежащих электростанций, конечный выбор которых обусловлен инновационностью и практической значимостью. Проведены расчеты капитальных затрат на строительство. В качестве методов исследования были использованы: анализ данных, сравнительный анализ, моделирование и математические вычисления. В результате работы смоделирована схема проведения воздушных линий электропередач высокого напряжения.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Анастасия Руслановна Уланова, Татьяна Валериановна Кушнарёваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2130ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНЖИНИРИНГОВЫХ РАБОТ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ТРАНСПОРТА2025-05-12T11:32:03+00:00Евгений Дмитриевич Шишкинzheka1341@gmail.comСергей Анатольевич Филипповksusha_s777@mail.ruДенис Валентинович Коряковksusha_s777@mail.ru<p><em>Поднятие качества образования широкого спектра технических специальностей, в том числе в области систем обеспечения движения поездов, невозможно без использования новых технологий в образовательном процессе, в определяющей степени цифровых. В данной статье рассматривается интеграция таких технологий в образовательный процесс специальности «Системы обеспечения движения поездов», специализации «Электроснабжения железных дорог» на примере комплексного стенда «Цифровая подстанция» с использованием перспективных систем сбора, передачи и управления данными.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Евгений Дмитриевич Шишкин, Сергей Анатольевич Филиппов, Денис Валентинович Коряковhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2053АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ НОРМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ ДЛЯ ПЕРСОНАЛА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ2025-03-18T08:03:55+00:00Павел Александрович Царегородцевpasha.tsaregorodtsev@inbox.ruСветлана Игоревна Макашеваsmakasheva@gmail.com<p><em>В современном мире влияние электромагнитного излучения на окружающую среду и человека ежегодно возрастает из-за увеличения числа потребителей электроэнергии и разнообразия источников электромагнитного влияния. </em></p> <p><em>Научно обосновано, что длительное воздействие электромагнитных полей на рабочих местах персонала электроэнергетических объектов негативно влияет на здоровье человека, увеличивая риски возникновения и развития сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, поэтому влияние источников сверхнизкого и низкочастотного излучения отнесены к группе потенциально опасных канцерогенных факторов. В связи с этим возникает необходимость в минимизации потенциального вреда здоровью персонала, возрастает важность гигиенической оценки уровней магнитной и электрической составляющей электромагнитного излучения промышленной частоты, стандартизация параметров электромагнитных волн и их мониторинга на рабочих местах. Поэтому система мониторинга и сертификации электромагнитных волн постоянно совершенствуются для обеспечения безопасных условий труда, в которых потенциальный вред здоровью будет минимален.</em></p> <p><em>Целью настоящего исследования является оценка состояния нормативной базы РФ в сравнении с мировыми тенденциями в области нормирования электромагнитного влияния источников промышленной частоты для оперативного персонала. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть подходы к нормированию параметров электромагнитного излучения в России и зарубежных странах, провести количественный анализ параметров электромагнитного поля промышленной частоты, что позволит установить общие положения и различия в отечественных и зарубежных системах нормирования.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Павел Александрович Царегородцев, Светлана Игоревна Макашеваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2082ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ2025-05-13T01:47:03+00:00Илья Русланович Луговойilyalugovoy03@gmail.com Павел Дмитриевич Голендухинgolenduhinpavel201342@gmail.comЛариса Анатольевна Чердаковаl.docent@mail.ru<p><em>Градостроительное наследие представляет собой важную часть культурного наследия каждого города, включающую не только исторические здания, но и элементы планировки, которые формируют уникальность городской среды. Статья посвящена важной теме сохранения градостроительного наследия, охватывающей как исторические, так и современные аспекты городской застройки. В условиях ускоренного урбанистического роста и глобализации проблема сохранения исторических объектов и архитектурных памятников культуры становится все более актуальной. Рассматриваются такие аспекты, как изменение функционального назначения зданий, разрушение исторической застройки при строительстве новых объектов, ухудшение состояния окружающей среды и другие факторы, которые негативно влияют на сохранение градостроительного наследия.</em></p> <p><em>В статье анализируются проблемы юридического и административного характера, связанные с охраной памятников архитектуры, а также недостаток финансирования на реставрацию и поддержание объектов культурного наследия. Одной из главных проблем является несовершенство законодательных и административных механизмов, которые не всегда позволяют эффективно защищать исторические здания от разрушения или нежелательных изменений. В статье также поднимается вопрос о недостаточной осведомленности и заинтересованности местных властей, архитекторов и жителей городов в сохранении культурного наследия.</em> <em>Статья призвана показать, что сохранение исторической городской среды — это не только вопрос культуры и идентичности, но и важный элемент устойчивого развития городов в условиях современности.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Илья Луговой, Голендухин Павел Дмитриевич, Чердакова Лариса Анатольевнаhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1669СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ2024-11-23T04:31:38+00:00Олеся Александровна Козловскаяolesa.kizlove@gmail.comАлина Евгеньевна Курбановаakurbanovaa@mail.ruСветлана Константиновна Содномоваsodnomovask@mail.ru<p><em>В данной работе нами будут исследованы актуальные вопросы, связанные с осуществлением валютного контроля в современных условиях. Предметом рассмотрения станут значимость и проблематика валютного регулирования в современном мире, а также механизмы обеспечения соблюдения установленных в этой сфере норм и правил. Будет уделено внимание международному сотрудничеству и обмену информацией между государствами в рамках валютного контроля. Отдельно будет нами рассмотрена роль современных технологий в системе валютного регулирования. Кроме того, мы рассмотрим способы по противодействию незаконным действиям с денежными средствами.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Олеся Козловская, Алина Курбанова, Светлана Содномоваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2105РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ СИЛОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЙСЯ С ДЕФЕКТОМ РЕЛЬСА КОДА 46.32025-04-15T05:43:50+00:00Эдуард Евгеньевич Зеленскийzelenskiyily2001@mail.ru<p><em>В данной статье приводятся результаты эксперимента, проведённого на Восточно-Сибирской железной дороге. Актуальность работы заключается в разработке комплексного подхода к снижению интенсивности смятия головки рельса в зоне стыков, сваренных электроконтактным способом (дефект кода 46.3). На участке экспериментальных исследований установленная скорость движения грузовых поездов принята 40 км/ч. Основной целью исследований являлось определение и сравнение силовых факторов, возникающих как в зоне дефектного сварного шва, так и вне зоны дефекта в момент прохождения грузового подвижного состава. Оценка вертикальных динамических сил производилась при дефекте рельса величиной 1,1 мм. Испытание проводились методом Шлюмпфа, заключающийся в работе с тензодатчиками. Тензодатчики располагались на нейтральной оси шейки рельса с наружной и внутренней стороны. Сбор данных осуществлялся с помощью мобильного аналого-цифрового преобразователя «QMBox 85». Данное устройство позволило провести непрерывную запись значений вертикальных динамических сил в момент прохода подвижного состава через измеряемое сечение рельса. Обработка измеренных параметров осуществлялась при помощи программного обеспечения «QMLab». Анализ полученных результатов показал, что в дефектном месте вертикальные силы увеличивается на 30 % по сравнению с силами в месте без дефекта. На основе полученных результатов испытаний планируется разработать математическую модель рельса, характеризующую напряженное состояние в зоне развития дефекта кода 46.3 под воздействием подвижного состава.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Эдуард Зеленскийhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2033ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СУММАРНОЙ СИЛЫ В ПОПЕРЕЧНОМ НАПРАВЛЕНИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЖЕСТКОСТИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ2025-02-04T00:42:40+00:00Роман Алексеевич Юшинyushin.roma@bk.ru<p><em>В ходе работы проводились расчеты для определения величины суммарных сил в поперечном направлении в зависимости от величины вертикальной и горизонтальной жесткости промежуточных рельсовых скреплений в пределах круговой кривой. Расчет и анализ производился с помощью программного комплекса «Универсальный механизм». В частности, использовался модуль UM Simulation. В результате компьютерного моделирования была определена зависимость изменения поперечных сил от жесткости скреплений. Было принято 3 различных значения жесткости для скрепления АРС-4, из которых два являлись граничными, т.е. максимальным и минимальным. В ходе анализ результатов было выявлено, что значение поперечных сил при повышении жесткости рельсовых скреплений сначала снижается, а при достижении определенной жесткости вновь возрастает. Определено, что использования рельсовых скреплений минимальной и максимальной жесткости является неэффективным во избежание увеличения износа элементов как верхнего строения пути, так и подвижного состава. Было подобрано оптимальное значение жесткости, при которых суммарные силы в поперечном направлении минимальны. Оно составило в вертикальном направлении 100 МПа, в горизонтальном – 130 МПа. Данные были представлены в виде графических зависимостей. Результат анализа позволяет более точно изучить взаимодействие системы «колесо-рельс» при движении вагона в пределах кривого участка пути и имеет прикладное значение при проектировании и создании рельсовых скреплений.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Роман Юшинhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2106РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ МАРШРУТИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ МУРАВЬИНОГО АЛГОРИТМА 2025-04-18T06:22:06+00:00Анастасия Владимировна Дудаковаdunas1@ya.ruРоман Юрьевич УпырьUpyr_ru@irgups.ruМарк Станиславович Кимmarkkim@mail.ru<p><em>В условиях стремительного роста объемов грузоперевозок и курьерских доставок, вызванного развитием электронной коммерции, оптимизация маршрутов приобретает особое значение для снижения логистических затрат. Особую актуальность эта проблема имеет для России с ее обширными территориями и сложной транспортной инфраструктурой. В работе рассматривается задача маршрутизации, относящаяся к классу NP-трудных задач, для решения которой традиционные методы (например, метод ветвей и границ) оказываются неэффективными при большом количестве точек доставки. Предложена имитационная модель на основе муравьиного алгоритма, реализованная в среде AnyLogic. Модель использует механизмы феромонных меток и эвристических данных для адаптивного поиска оптимальных маршрутов, учитывая динамические изменения транспортной сети. Экспериментальные исследования на GIS-карте Восточной Сибири (15 городов) продемонстрировали сокращение длины маршрута около 30% по сравнению с существующими решениями. Полученные результаты подтверждают эффективность разработанного подхода для оптимизации логистических процессов в условиях крупных регионов. </em></p> <p><em>Результаты получены в рамках НИОКТР «Цифровые модели транспортных технологических процессов» (Рег.номер 123122900011-4 от 29.12.2023г).</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Анастасия Владимировна Дудакова, Роман Юрьевич Упырь, Марк Станиславович Кимhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2128РОЛЬ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РФ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ2025-05-10T06:50:46+00:00Елена Юрьевна Царегородцеваelenapopova86@mail.ruАнастасия Вячеславовна Булгатоваbulgatova@yandex.ru<p><em>В данном исследовании рассматривается роль транспортного комплекса в формировании международных транспортных коридоров, которые проходят по территории РФ. Для эффективного развития глобального логистического рынка необходимо применять многофункциональные системы коммуникаций, которые контролируют транспортные коридоры. При этом в данной статье представляются инвестиционные потоки для поддержания заинтересованных участников перевозочного процесса в развитии инновационных проектов на региональном уровне. </em></p> <p><em>Помимо всего исследуются проблемы по формированию международных транспортных коридоров и пути их решения. В таком случае необходимо рассмотреть следующие задачи: 1. Изучить роль транспортного комплекса РФ в формировании международных транспортных коридоров 2. Рассмотреть вложения в развитие международных транспортных коридоров. 3. Предложить перспективы развития пo применению новых направлений для дальнейшего развития транспортного комплекса в формировании международных транспортных коридоров.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Елена Юрьевна Царегородцева, Анастасия Вячеславовна Булгатоваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2004ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: ПУТЬ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ2025-03-16T07:12:15+00:00Наталья Васильевна Власоваnatalya.vlasova.76@list.ruВиктория Александровна Ушаковаcornil0vav@yandex.ru<p><em>Цифровизация документооборота на железнодорожном транспорте является критически важным шагом для повышения эффективности, снижения затрат и улучшения прозрачности процессов. В настоящее время реализуется экспериментальный проект по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), которая упростит электронный документооборот на всех этапах грузоперевозок. Документооборот на железнодорожном транспорте исторически осуществлялся в бумажном виде, что приводило к проблемам, связанным с медлительностью, ошибками и недостаточной прозрачностью.</em></p> <p><em>В данной статье рассмотрено как цифровизация документооборота может решить эти проблемы и обеспечить ряд преимуществ, таких как сокращение времени обработки, минимизация человеческого фактора и снижение финансовых затрат. Внедрение таких технологий, как блокчейн и интернет вещей (IoT), может еще больше повысить эффективность и прозрачность процессов.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Наталья Васильевна Власова, Виктория Александровна Ушаковаhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2042ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА МОНГОЛИИ2025-04-18T06:30:41+00:00Виктория Александровна Оленцевичolencevich_va@mail.ruЛхагвасурэн Хишигжаргалolencevichv@mail.ruИван Юрьевич Агарышевolencevich@mail.ru<p><em>В начале 2025 года руководство АО «Улан-Баторской железной дороги» утвердило годовой план развития транспортной компании, поставив перед собой амбициозную цель – превысить рекордные показатели предыдущего года и увеличить уровень грузоперевозок на 15 %.</em> <em>Безусловно, приросту объёмов грузоперевозок должно предшествовать развитие и модернизация инфраструктурного комплекса, подвижного состава и технических средств железных дорог, что служит фундаментом утверждённой «Программы модернизации и долгосрочного развития до 2030 года» в части операционной деятельности Улан-Баторской железной дороги и ее структурных подразделений. В чем безусловно заинтересованы и пользователи транспортных услуг и сервисов. Запланирован большой комплекс мероприятий по поэтапному приросту пропускных и провозных мощностей, как грузового инфраструктурного комплекса, так и пассажирского.</em> <em>Успешная реализация проектного решения предусматривает значительные структурные изменения, понижение уровня зависимости экономического благополучия страны от горнодобывающей отрасли в течении последующих 25 лет.</em></p> <p><em>В представленном научном исследовании авторы представили основные цели и задачи перспективного развития железнодорожного инфраструктурного комплекса Монголии и ее приграничного сегмента, выделили основные мероприятия по формированию современного транспортно-логистического блока, определили транзитный потенциал.</em> <em>Провели анализ составляющих элементов долгосрочной программы по строительству и технической модернизации инфраструктурного комплекса железных дорог Монголии до 2030 года – «Долгосрочное видение – 2030», определили ряд ключевых направлений в сфере развития международного сотрудничества между Россией, Монголией и Китаем.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Виктория Александровна Оленцевич, Лхагвасурэн Хишигжаргал, Иван Юрьевич Агарышевhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2062ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК, РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ2025-05-10T04:32:28+00:00Наталья Васильевна Власоваnatalya.vlasova.76@list.ruЕлизавета Алексеевна Лойlojelizaveta@gmail.comАлина Павловна Ежоваa.ezhova@mail.ru<p><em>Контейнерные перевозки играют важную роль в современной логистике, обеспечивая эффективность и безопасность транспортировки грузов. В России наблюдается высокий рост уровня контейнеризации, однако он ниже, чем в других странах. Развитие контейнерных перевозок способствует укреплению логистической инфраструктуры и повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта. </em></p> <p><em>В данной статье произведен анализ текущего состояния и перспективы развития контейнерных перевозок в России. Анализ основан на статистических данных, изучении новых технологий и экспериментов. Рост контейнерных перевозок в России связан с восстановлением спроса на импортные товары, развитием инфраструктуры и оптимизацией железнодорожных маршрутов. Аналитика прогнозирует, что позитивная динамика приведет к увеличению контейнерных перевозок до 10 млн. в двадцатифутовом эквиваленте (далее –ДФЭ) к 2030 году. </em></p> <p><em>Рассмотрены инновации в сфере контейнерных перевозок, такие как флекситанк VL-Lagistic, контейнеры типа open tоp и bulk-контейнеры, услуга «Последняя миля».</em> <em>Изучен рост контейнерных поездов с автомобилями на терминале РЖД Доскино в Нижегородской области. Внедрение новых технологий позволит повысить эффективность контейнерных перевозок, укрепить позиции России на мировом рынке и интегрироваться в глобальные логистические сети. </em></p> <p><em>Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения значительно растёт.</em> <em>Данный рост связан с активным развитием отраслей экономики, способствующих не только экспортно-импортным операциям, но и развитию внутреннего рынка.</em> <em>По данным статистики самыми перевозимыми в контейнерах стали такие грузы, как химикаты и сода, менее всего контейнеризации подвергаются нефть и нефтепродукты, а также строительные материалы.</em></p> <p><em>Московская железная дорога обладает хорошо развитой инфраструктурой, что позволяет эффективно обрабатывать большие объемы грузов. Москва является крупнейшим экономическим и промышленным центром с высоким спросом на контейнерные перевозки, так же она является важным транзитным коридором для грузов. Дальневосточная железная дорога расположена ближе к основным морским портам, поэтому обладает значительными конкурентными преимуществами в сфере международных грузоперевозок.</em> <em>Всего сегодня существует 147 станций, открытых по параграфу для операций с крупнотоннажными контейнерами.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Наталья Васильевна Власова, Елизавета Алексеевна Лой, Алина Павловна Ежоваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2067РАЗВОЗ МЕСТНОГО ГРУЗА СОГЛАСНО ЖЕСТКИМ НИТКАМ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ2025-05-05T12:01:34+00:00Виктория Александровна Оленцевичolencevich_va@mail.ruАлина Артемовна Елизарьеваalinka_e.lizarevs@mail.ru<p><em>Система организации вагонопотоков в поезда влияет на многие качественные показатели эксплуатационной работы ОАО «Российские железные дороги». Вследствие данного фактора основные принципы эффективной организации вагонопотоков с учетом перспективных изменений должны основываться на обеспечении условия минимальных затрат на продвижение поездо– и вагонопотоков, накопление составов грузовых поездов и переработку вагонов на станциях с учетом соблюдения прогрессивных технологий их функционирования, интенсивного использования инфраструктурного комплекса и технических устройств железных дорог, высокой производительности подвижного состава.</em></p> <p><em>В научном исследовании авторы провели анализ технологии местной грузовой работы Красноярского узла с выделением крупных железнодорожных станций, что позволило выявить ряд проблем и предложить некоторые управленческие и организационные пути их решения.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Виктория Александровна Оленцевич, Алина Артемовна Елизарьеваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2111РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ)2025-04-28T00:42:11+00:00Ли Чуньли2928671398@qq.comЛи Энье15085062613@163.comФу Сыин975633879@qq.com<p><em>В контексте стратегии культурного развития Китая международное распространение культуры традиционной китайской медицины (ТКМ) стало важным инструментом усиления глобального культурного влияния. В данной статье анализируются современное состояние и проблемы межкультурной коммуникации ТКМ, включая неточности в переводе терминов, культурные недопонимания и недостатки коммуникативных стратегий. На основе теории межкультурной коммуникации и анализа литературы предлагаются решения: стандартизацию терминологии через совместный перевод, интеграцию многоязычных языков для перевода терминов и преодоление культурных разрывов в невербальном общении. Особое внимание уделяется стандартизации терминов с учетом философских концепций ТКМ и их адаптации к глобальным медицинским стандартам. Исследование подчеркивает необходимость преодоления культурных барьеров в невербальной коммуникации. Результаты демонстрируют, что гармонизация терминологии и межкультурная адаптация способствуют эффективному диалогу между культурами, укрепляя мировое признание китайской традиционной медицины как носителя древней мудрости.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Ли Чуньли, Ли Энье, Фу Сыинhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2114ЗОЛОТО КАК ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ И МЕТАФОРА2025-04-28T00:16:18+00:00Владимир Олегович Фирсовvovafimos@gmail.comВадим Дмитриевич Тюменцевvadimtumencev88@gmail.comГалина Александровна Агееваstudentenblume@mail.ru<p><em>Работа посвящена </em><em>изучению золота как химического элемента и источника метафорики в современном английском языке. Актуальность исследования связана, в первую очередь, с необходимостью развития междисциплинарных связей и интеграции знаний из различных областей науки, а также активным интересом представителей гуманитарных исследований, в том числе филологов и лингвистов, к процессам метафоризации терминов в различных науках. Исследование выполнено с использованием лингвистического наблюдения, дефиниционного и сопоставительного анализа. Рассмотрены свойства золота как одного из благородных металлов, проанализирован ряд выражений с компонентом ‘gold’, образованных на основе прямого значения этих свойств. Приведена и проанализирована выборка примеров с компонентом ‘gold’, образованных на основе переносного значения рассмотренных свойств золота. Исследован ряд выражений с компонентом ‘gold’, перенесённых из ювелирной, геологической и экономической сфер деятельности человека и ставших метафорами в английской лингвокультуре. Материалы исследования могут представлять интерес как для лингвистов и филологов, так и представителей естественно-научных дисциплин. </em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Владимир Олегович Фирсов, Вадим Дмитриевич Тюменцев, Галина Александровна Агееваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2135ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КЕЙС АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ (НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ)2025-04-28T00:21:17+00:00Альбина Муллаяновна Валееваterrytad@bk.ruТатьяна Леонидовна Марковаmarkova_tl@usue.ru<p><em>В статье рассматривается процесс интернационализации высшего образования, его значимость в современном мире, стратегии, вызовы и результаты. Основное внимание уделяется культурным барьерам, с которыми сталкиваются студенты в мультикультурной среде, и способам их преодоления. Авторы анализируют языковые, культурные и психологические барьеры, возникающие при межкультурном общении. В частности, обсуждается проблема неравных условий обучения для студентов разных этнических групп, в том числе изучается то, как размер социальной группы людей может повлиять на опыт обучения в кросс-культурной среде. Приведены примеры преимуществ и недостатков межкультурной коммуникации в академической среде. Путём использования описательных диаграмм, на примере конкретной академической группы рассматривается соотношение студентов из разных стран и их влияние на процесс интеграции, владение способностью выражать мысли и поддерживать общение на том или ином языке. Предлагается ряд мер для преодоления культурных и языковых барьеров, включая организацию занятий по межкультурной коммуникации для всех студентов и усиление языковой подготовки иностранных студентов. Авторы делают вывод о значимости процессов интернационализации для повышения качества образования и подготовки студентов к жизни в современном глобальном мире. Авторы подчёркивают, что интернационализация образования способствует развитию межкультурного понимания и сотрудничества, обогащая образовательный опыт студентов и способствуя формированию более инклюзивного и инновационного общества.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Альбина Муллаяновна Валеева, Татьяна Леонидовна Марковаhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2138ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ2025-04-28T00:28:01+00:00Илья Алексеевич Яшкинghost.imps347@mail.ruПолина Вячеславовна Беловаpvvb1901@yandex.ru<p><em>В статье описываются основные тенденции распределения английских заимствованных слов по ареалам их происхождения и определяются факторы, способствующие их интеграции в английский язык. В качестве практического материала исследования выступают лексические единицы, включенные в словарь «The Oxford English Dictionary» в 2024 году. Были выделены три ключевых направления анализа: происхождение заимствований, их тематическая принадлежность и степень ассимиляции в составе английского языка. Анализ показал, что основными источниками заимствований послужили языки так называемого расширяющегося круга, то есть языки тех стран, где английский используется в качестве важнейшего средства международного общения. Важнейшую роль в данном контексте сыграли языки азиатских стран (японский, корейский и китайский). Заимствования из стран внутреннего круга, то есть тех стран, где английский выполняет роль основного языка населения, также были многочисленными. Были заимствованы слова, относящиеся к политической, бытовой и культурной сферам жизни. Слова, пришедшие из бывших британских колоний, отражают специфику общественно-социального устройства и особенности культуры стран-источников заимствований. Проведен сравнительный анализ уровня ассимиляции заимствованных лексем. Установлено, что заимствования из внутреннего круга являются полностью ассимилированными, тогда как заимствования из стран внешнего и расширяющегося круга демонстрируют частичную ассимиляцию или являются варваризмами. </em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Илья Алексеевич Яшкин, Полина Вячеславовна Беловаhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2140ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА2025-04-28T00:33:00+00:00Анна Андреевна Безгинаb3zgina.anna@yandex.ruМилана Ахметовна Чергизоваmilacher_1@mail.ru<p><em>Статья посвящена исследованию проблемы поиска эффективных методов, приёмов и материалов для формирования речевой компетенции младших школьников на уроках английского языка. Тема особенно актуальна в связи с изменением общественных потребностей, технологическим прогрессом и требованиями последних Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) Российской Федерации. Цель исследования состоит в экспериментальном доказательстве эффективности формирования речевой компетенции младшего школьника средствами сказок. Были применены следующие научные методы: изучение, анализ и критическое осмысление исследований в области методики преподавания иностранных языков и педагогики. В статье раскрывается суть концепции «речевая компетенция» как составляющей коммуникативной компетенции иностранному языку, проанализирован современный учебник "Spotlight-4", выявлены недостатки и разработан комплект соответствующих текстов сказок и комплекса упражнений. </em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Анна Андреевна Безгина, Милана Ахметовна Чергизоваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2149ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОЙ ПАРОЛЬНОЙ ФРАЗЫ (НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ)2025-05-06T04:49:58+00:00Елена Александровна Юрковскаяeayur@mail.ruЕгор Алексеевич Юрковскийegoriurkovsky@yandex.ruНаталья Сергеевна Балданова12024122785@irgups.ru<p><em>Аутентификация по паролю остается одним из наиболее популярных методов авторизации пользователей в корпоративных системах, социальных сетях, различных приложениях. В статье затрагивается актуальная проблема обеспечения безопасности пользовательских паролей, способных противостоять современным хакерским методикам взлома паролей, в том числе, методу брутфорс («грубого перебора»). Наиболее надежным типом пароля признается парольная фраза и анализируются лингвистические приемы оформления парольной фразы, способные увеличить ее информационную энтропию.</em> <em>К таким приемам относятся сочетание слов, не имеющих очевидного общего семантического контекста, несоблюдение правил английской грамматики, использование слов из разных языков и транслитераций. </em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Елена Александровна Юрковская, Егор Алексеевич Юрковский, Natalia Sergeevna Балдановаhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2122АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА2025-04-27T04:44:30+00:00Наталья Николаевна Григорьеваzolotkina@mail.ru Дмитрий Александрович Гершеновичdgershenovich@yandex.ru<p><em>В настоящее время железнодорожная отрасль находится на этапе существенных изменений, связанных с переходом к преимущественно интенсивным факторам экономического роста. Ключевым направлением в данном переходе становится повышение производительности труда, что актуально как для краткосрочной, так и для долгосрочной перспективы. Производительность труда — один из основных показателей эффективности деятельности предприятия. Он отражает уровень использования трудовых ресурсов и рабочего времени, а также напрямую влияет на результативность деятельности структурных подразделений Холдинга РЖД.</em></p> <p><em>Значительный вклад в рост производительности труда вносит внедрение механизации и автоматизации производственных процессов в структурных подразделениях Холдинга РЖД. Особое внимание уделяется оптимизации ресурсопотребления, где актуальным становится внедрение инновационных решений. </em></p> <p><em>В статье рассматривается эффективность </em><em>внедрение автоматизированной системы энергоэффективного отопления с функцией погодного контроля и дистанционным управлением на электрокотельных в дирекции по тепловодоснабжению, поскольку </em><em>в существующей системе управления процессами эффективного использования топливно-энергетическими ресурсами имеется ряд определённых ограничений и требуется модернизация. Это создаёт потребность в обновлении подходов к организации ресурсосберегающих производственных систем на основе современ</em><em>ных условий производства, уровня использования достижений научно-технического прогресса, степени внедрения мероприятий по энергосбережению и иных производственных показателей.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Наталья Николаевна Григорьева, Дмитрий Александрович Гершеновичhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2124АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАО «РУСГИДРО»2025-04-27T04:41:18+00:00Софья Андреевна Голованьfree9sonjas@gmail.comАлина Павловна Самсоноваalina.samsonova.03@mail.ru<p><strong><em>Аннотация.</em></strong><em> Состояние и использование основных средств - один из важнейших аспектов аналитической работы. Именно они являются материальным воплощением научно-технического прогресса компании. Сегодня на первый план выдвигаются такие вопросы, как технический уровень, качество и надежность продукции. Всё это зависит от качественного состояния основных средств предприятия и их эффективного использования, т.к. улучшение качеств средств труда обеспечивает основную часть роста эффективности всего производственного процесса на предприятии.</em></p> <p><em>Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях острого дефицита инвестиций, наличие очень устаревшего оборудования, от которого сложно избавиться, так как нечем заменить, наличие диспропорций производственных мощностей, обуславливающих недоиспользование имущественных объектов. Также наибольшую значимость приобретают вопросы анализа и выявления резервов повышения полезной отдачи оборудования на российских промышленных предприятиях. Более полное и рациональное использование основных средств предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: рост производительности труда, повышению фондоотдачи, увеличению выпуска продукции и снижению её себестоимости.</em></p> <p><em>Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов анализируемых показателей, а также проведение анализа обеспеченности производственным оборудованием и эффективности его использования.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Софья Андреевна Головань, Алина Павловна Самсоноваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2133ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ2025-04-27T04:24:26+00:00Дарья Рамильевна Мударисоваdasharamilyevna69@mail.ruАльбина Сергеевна Данилова Danilova_as@krsk.irgups.ru<p><em>В статье рассматривается применение геймификации как современного инструмента управления персоналом, ориентированного на потребности поколений Y и Z. Авторы анализируют теоретические основы геймификации, включая ее ключевые принципы (мотивация, статус, вознаграждение), виды (внутренняя, внешняя, меняющая поведение) и функции (мотивационная, обучающая, адаптационная и др.). Особое внимание уделено методам оценки эффективности геймификации, таким как количественный анализ (рост productivity, снижение turnover) и качественные исследования (опросы сотрудников).</em></p> <p><em>На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что геймификация способна трансформировать рутинные задачи в увлекательный процесс, повышая вовлеченность, мотивацию и производительность персонала. Внедрение игровых механик в HR-процессы (обучение, адаптацию, оценку) позволяет компаниям адаптироваться к требованиям современных сотрудников и укреплять корпоративную культуру.</em></p> <p><em>Статья предназначена для HR-специалистов, руководителей организаций и исследователей в области управления персоналом..</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Дарья Рамильевна Мударисова, Альбина Сергеевна Данилова https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2155ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ ПО г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ2025-05-07T08:19:17+00:00Полина Надимовна АхмадSam_vetrov@mail.ruВиктория Игоревна Смагинаvismaguina@gmail.com<p><em>В статье раскрываются особенности процесса адаптации персонала в государственном учреждении на примере Федерального казенного учреждения Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области. Рассмотрено понятие профессиональной адаптации и ключевые аспекты для ее успешного достижения. Выявляются подходы и методы, используемые для облегчения интеграции сотрудников, а также проблемы процесса адаптации и сформулированы рекомендации по его совершенствованию. Описаны эффекты стратегического управления персоналом, а также основные цифровые инструменты для благоприятной адаптации персонала. Выявлена проблема, заключающая в отсутствии достаточной подготовки новых сотрудников, что затрудняет процесс включения их в работу. Решением данной проблемы может служить наставничество, которое не только ускоряет процесс адаптации, но и благоприятствует созданию крепких и доверительных связей между работниками внутри организации. Помимо этого, также выявлено, что, несмотря на предпринимаемые усилия по адаптации персонала, определенные проблемы в ФКУ остаются нерешенными. Данные проблемы прежде всего связаны с недостаточной осведомленностью сотрудников об изменениях, что ведет к тревоге и снижению доверия к руководству, так как информация часто поступает из неофициальных источников. Ещё одним аспектом является недостаточное понимание сотрудниками причин и целей изменений, что вызывает сопротивление и снижает мотивацию. Данные проблемы уменьшают результативность работы всей организации и поэтому требуют разработки мероприятий по их решению.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Полина Надимовна Ахмад, Виктория Игоревна Смагинаhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2156ПРАВОВЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ2025-05-07T08:21:58+00:00Полина Надимовна АхмадSam_vetrov@mail.ruВиктория Игоревна Смагинаvismaguina@gmail.com<p><em>На сегодняшний момент от уровня адаптации персонала зависит развитие любой организации. Основополагающим фактором выступает взаимодействие предприятия с сотрудниками. Основы процесса адаптации регламентируются законодательными актами и нормативно-правовыми документами, в том числе Конституцией РФ, трудовым кодексом и федеральными законами. При этом важно понимать, что адаптация необходима не только новым, но и текущим сотрудникам, поскольку сталкиваются с постоянными изменениями в нормативно-правовой базе, развитию и внедрению новых технологий, кадровой политикой. Описаны эффективные методы для обеспечения адаптации, основные из которых это наставничество, беседы и тренинги. При этом особое внимание уделяется роли наставничества, цифровых инструментов и организационной поддержки в ускорении адаптации и повышении производительности сотрудников. Также подчеркивается важность обучения безопасности, особенно в условиях вахтовой работы, и изучается применение современных технологий для оптимизации процесса введения в должность. Делается вывод о значимости инвестиций для подержания и проработки способов адаптации персонала, что поспособствует увеличению вовлеченности сотрудников, снижению текучести кадров, а также повышению операционной безопасности и качества труда. При этом предполагается использование именно комплексного подхода к управлению изменениями, центральным элементом которого является активное вовлечение сотрудников в процесс и постоянный мониторинг его эффективности, что должно привести к повышению общей удовлетворенности персонала и производительности труда.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Полина Надимовна Ахмад, Виктория Игоревна Смагинаhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2045МОТИВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ2025-03-16T04:44:48+00:00Мария Владимировна Самаринаsamarina-mashenka@mail.ruАнастасия Андреевна ЧичакChichak.a.a.17@gmail.com<p> <em>В данной статье рассматривается модель </em><em>поведения личности, которая регулируется в зависимости с ее функциональным потенциалом и в соответствии с конкретными ситуациями и целями. Именно механизм взаимосвязей между элементами диспозиционной структуры и ситуацией позволяет рассматривать поведение как механизм мотивации и поведения личности.</em> <em>Разнообразие теорий и моделей мотивации характеризует важность и актуальность этой проблемы на всех этапах развития современных рыночных отношений. Авторы приходят к выводу, что выбор мотивов поведения зависит от сложности ситуации, и чем значимее ситуация, тем глубже «включаются» механизмы регуляции поведения. Поведение личности регулируется в зависимости с ее функциональным потенциалом в соответствии с конкретной ситуацией и целями. Именно механизм взаимосвязей между элементами диспозиционной структуры и ситуацией позволяет рассматривать поведение как механизм мотивации.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Мария Владимировна Самарина, Анастасия Андреевна Чичакhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2048НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СТРАХОВОГО РЫНКА2025-03-06T04:11:52+00:00Оксана Игоревна Русаковаoi@yandex.ruМария Сергеевна Бобова12021104636@irgups.ru<p><em>В сложившихся условиях, когда окружающие условия постоянно изменяются, важно использовать инструменты, которые позволят сохранить исходное состояние субъекта. Наиболее доступным и распространённым является страхование, которым может воспользоваться как физическое лицо, так и юридическое. </em></p> <p><em>Современность характеризуется постоянными нововведениями, изменениями. В этой связи важно анализировать страхование, чтобы учесть текущие тенденции. В работе рассмотрена динамика изменения общего числа договоров, объёма собранных страховых премий с целью анализа страхового рынка. Далее изучена структура страхового рынка, выявлены наиболее популярные виды страхования по объёму взносов и изучена динамика изменения основных показателей страхования. </em></p> <p><em>В работе сформулированы следующие тенденции современного страхового рынка: динамика </em><em>изменения числа заключённых страховых договоров не стабильна, что может быть вызвано изменениями политического, а в этой связи и экономического характера; выявлены наиболее популярные виды страхования – страхование жизни, ОСАГО и автокаско; анализ данных видов страхования показал, что высокая их доля в структуре обоснована обязательным характером; автокаско является наиболее популярным среди необязательных видов страхования, не смотря на высокий размер страховых взносов.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Оксана Игоревна Русакова, Мария Сергеевна Бобоваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2063УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ2025-03-22T07:01:39+00:00Нина Валерьевна Яковлеваyako.n.fbu@yandex.ruДарья Владимировна Рубановаrubydar03@gmail.com<p><em>Статья посвящена исследованию уровня жизни населения как одного из важных факторов экономической безопасности Иркутской области. Целью научной статьи является исследование показателей благосостояния как фактора экономической безопасности региона. Объектом исследования выступает Иркутская область. Предметом статьи является социально-экономические показатели уровня жизни населения Иркутской области. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена необходимостью оценки социально-экономических рисков, возникших из-за экономической и социальной нестабильности. Высокий уровень жизни населения способствует укреплению экономической безопасности, поскольку ведет к повышению потребительского спроса, развитию малого и среднего бизнеса и снижению социального напряжения. Рассмотрены некоторые социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, которые характеризуют объем, состав, основные направления использования и распределения денежных доходов между отдельными группами населения. Выявлены основные факторы риска и предложены пути повышения экономической безопасности региона.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Нина Валерьевна Яковлева, Дарья Владимировна Рубановаhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2064РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ2025-03-22T06:52:23+00:00Нина Валерьевна Яковлеваyako.n.fbu@yandex.ruИнна Юрьевна Шеметоваinashvaikina@yandex.ru<p><em>Иркутская область занимает одну из ведущих позиций по объему промышленного производства среди регионов Сибирского федерального округа и обладает значительными запасами природных ресурсов. Промышленное производство региона играет ключевую роль в его экономическом развитии, обеспечивая рабочие места и способствуя привлечению инвестиций. В статье исследуется динамика и особенности развития промышленного производства в Иркутской области за период с 2015 по 2024 год. Основное внимание уделяется индексу промышленного производства, который является важным показателем экономической активности региона, а также ключевым в промышленном секторе, формирующим промышленный ландшафт области. В статье представлены данные о производственных объёмах, тенденциях роста и спада, а также факторах, влияющих на развитие различных секторов промышленности. По результатам анализа представлены перспективные направления развития промышленности в Иркутской области.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Нина Валерьевна Яковлева, Инна Юрьевна Шеметоваhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2075БЮДЖЕТНОЕ ПРАВИЛО КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ2025-04-13T07:23:26+00:00 Оксана Анатольевна Рябущенко ryabuschenko_oa@irgups.ru Светлана Александровна Кашкан svetakashkan99@gmail.com<p><strong><em>Аннотация: </em></strong><em>В статье рассматривается роль бюджетного правила как инструмента обеспечения экономической безопасности государства. Анализируются составные его показатели в рамках бюджетной политики РФ, как элемент влияния цикличности на экономику. Основное внимание уделено трансформации бюджетного правила в условиях санкционного давления. Выводы статьи подчеркивают, что бюджетное правило играет ключевую роль в долгосрочном управлении экономикой, но его эффективность зависит от гибкости и адаптивности к экономическим реалиям. Оптимальная модель должна обеспечивать баланс между фискальной дисциплиной и возможностью реагировать на кризисные явления, создавая условия для устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности государства. </em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Оксана Анатольевна Рябущенко , Светлана Александровна Кашкан https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2077ИНТЕГРАЦИЯ РЕНТГЕНОВСКОГО СКАНИРОВАНИЯ, УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ДАТЧИКОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ В МАШИНОСТРОЕНИИ2025-04-09T09:20:24+00:00Михаил Евгеньевич Солонченкоsolonchenko.01@mail.ru<p><em> В статье рассматривается интеграция рентгеновского сканирования, ультразвукового контроля и измерительных датчиков для повышения эффективности входного контроля в машиностроении. Комплексное применение этих методов позволяет выявлять внутренние дефекты (трещины, пустоты) и оценивать точность размеров компонентов на этапе поставки сырья. Рентгеновские технологии обеспечивают высокодетализированный анализ структуры материалов, ультразвуковой контроль с фазированной решёткой (PAUT) улучшает локализацию подповерхностных дефектов, а современные датчики (лазерные сканеры, КИМ) гарантируют соответствие допускам. Интеграция данных технологий сокращает время проверки, минимизирует отходы и повышает надёжность производства. Рассмотрены преимущества автоматизации, аналитики на основе ИИ и проблемы внедрения, включая управление большими данными и высокие первоначальные затраты</em>.</p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Михаил Евгеньевич Солонченкоhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2160ОБ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ «АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА И СВЯЗЬ» ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ2025-05-12T05:03:51+00:00Андрей Владимирович Пультяковpultyakov@irgups.ruНиколай Николаевич Климов klinn42@mail.ru<p><em>В статье приведена история создания кафедры автоматики, телемеханики и связи Иркутского государственного университета путей сообщения. Описаны предваряющие это события и ключевые решения. Отмечены руководители и преподаватели, которые стояли у истоков создания кафедры. </em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Андрей Владимирович Пультяков, Николай Николаевич Климов https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2052ЛИНЕЙНЫЙ КЛАССИФИКАТОР В ЗАДАЧАХ АУТЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПО РУКОПИСНЫМ СИМВОЛАМ2025-05-12T07:33:20+00:00Надежда Сергеевна ПоповаNm2nadia@yandex.ruВиктория Сергеевна Поповаpopovavika2017@yandex.ruГригорий Давыдович Гефанgrigef@rambler.ru<p><em>В настоящей статье рассматривается метод простого линейного классификатора для решения задачи установления исполнителей рукописных символов. Актуальной проблемой является создание быстрой и надежной модели классификации, позволяющей оптимально разделить различные почерки: эталонную подпись от поддельной. В статье представлены результаты построенной модели, обеспечивающей анализ образцов почерка двух лиц. Моделирование проведено с помощью языка программирования Python.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Надежда Поповаhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2008УЯЗВИМОСТИ VS УГРОЗЫ: КЛЮЧЕВОЙ ФОКУС СОВРЕМЕННОЙ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ2025-03-18T06:02:50+00:00Дмитрий Александрович Святковскийlbcbvfcflbvf@mail.ruСергей Петрович Серёдкинsseryodkin2008@yandex.ru<p><em>Статья «Уязвимости vs Угрозы: Ключевой Фокус Современной Кибербезопасности» посвящена анализу ключевых аспектов защиты информационных систем, с акцентом на приоритетное управление уязвимостями по сравнению с реакцией на угрозы. Рассматриваются основные категории уязвимостей и угроз, а также аргументируется важность проактивного подхода, который способствует снижению рисков кибератак и созданию устойчивой защиты.</em></p> <p><em>В статье освещаются современные технологии и подходы, такие как автоматизация процессов, искусственный интеллект, DevSecOps и защита облачных систем. Отдельное внимание уделено вызовам, с которыми сталкиваются организации в условиях растущей сложности киберугроз, и предложены стратегии повышения эффективности управления уязвимостями.</em></p> <p><em>Материал предназначен для специалистов в области информационной безопасности, разработчиков и руководителей, заинтересованных в создании надежных и устойчивых информационных систем.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Дмитрий Святковский, Сергей Серёдкинhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2041ИССЛЕДОВАНИЕ УСТРОЙСТВА ШИФРОВАЛЬНОЙ МАШИНЫ «ЭНИГМА» И ВЫБОР ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЕЁ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ2025-04-09T04:19:25+00:00Даниил Владимирович Бухаровcfelpson@gmail.comВиктор Владимирович Кашковскийviktor.kashkovskij@mail.ru<p>В статье исследуются основные этапы развития криптографии с акцентом на шифровальную машину «Энигма», которая сыграла ключевую роль в обеспечении секретности коммуникаций в годы Второй мировой войны. Рассматриваются её конструктивные особенности, включая роторную систему, систему проводников и принцип работы механизма шифрования. Описывается алгоритм работы «Энигмы», который основан на сложной перестановке и подстановке символов, а также на изменении настроек машины для обеспечения динамической смены шифра. Важной частью работы является постановка задачи разработки цифровой модели «Энигмы», направленной на точное воссоздание её функциональности в современном контексте. Постулируются требования к модели, такие как точность симуляции работы механизма шифрования, а также возможность её применения в образовательных и научных целях. Особое внимание уделено выбору инструментальных средств для разработки цифровой модели, включая программные и аппаратные решения, такие как языки программирования, симуляторы и специализированные платформы, которые позволяют эффективно реализовать криптографические механизмы, заложенные в оригинальной машине. Автор анализирует подходы к моделированию, что предполагает как использование современных вычислительных ресурсов, так и учет исторических характеристик устройства. Статья будет полезна специалистам в области криптографии, компьютерной безопасности, а также исследователям в области истории криптографии и технической реконструкции. Результаты работы могут найти применение в учебных курсах по криптографии, а также в разработке инструментов для анализа и симуляции исторических криптографических систем.</p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Даниил Бухаров, Виктор Кашковскийhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2060ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА2025-03-19T06:44:34+00:00Илья Сергеевич Рябов12023121536@irgups.ruЛеонид Вадимович Aршинскийarshinsky_lv@irgups.ru<p><em>В данной статье рассматриваются основные проблемы обеспечения информационной безопасности в малом бизнесе, анализируются существующие методы защиты, с акцентом на их применимость и эффективность в условиях ограниченных ресурсов, а также предлагаются конкретные, практико-ориентированные рекомендации, направленные на минимизацию возможных рисков и повышение общего уровня защищенности. Предложены практические подходы, включающие разработку минимальных отраслевых сценариев защиты информации и введение модели гибридных ролей сотрудников с элементами ответственности за обеспечение безопасности, что позволяет минимизировать затраты и повысить устойчивость предприятий к угрозам.</em></p> <p> </p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Илья Рябовhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2040ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОДЕЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКЦИЙ НА УМЕНЬШЕННЫХ МОДЕЛЯХ ИЗ ПРОИЗВОЛЬНОГО МАТЕРИАЛА2025-03-03T08:05:16+00:00Дамир Альфридович Зайнагабдиновdamirmt@mail.ruМихаил Владимирович Зуевmikhail.zuev.00@list.ru<p>Проведение испытаний на реальных эксплуатируемых сооружениях, как правило, затруднено некоторыми осложняющими факторами. В статье рассматривается альтернативный натурному испытанию конструкций реальных сооружений метод экспериментальных исследований на уменьшенных масштабных моделях конструкций в лабораторных условиях.</p> <p>Для оценки напряженно-деформированного состояния применялся тензометрический метод, который широко используется в инженерной практике благодаря своей надежности и универсальности. Предложена методика определения коэффициента чувствительности тензорезисторов и модуля упругости материала конструкции. Для обеспечения точности проводимых измерений, тензорезисторы располагаются на равнопрочной балке. Коэффициент чувствительности используемых тензорезисторов определяется посредством назначения контролируемого прогиба на конце балки. Полученная величина коэффициента чувствительности тензорезисторов используется для определения модуля упругости материала модели конструкции, для чего на конце балки задается нагрузка известной величины. Для оценки достоверности расчетов было произведено сравнение прогиба, полученного от вычисленного значения модуля упругости с фактическим прогибом от заданной нагрузки. В ходе эксперимента были получены опытные коэффициенты тензочувствительности резисторов и модуль упругости листового акрила модели равнопрочной балки.</p> <p>Сделан вывод о том, что предложенная методика определения коэффициента чувствительности тензорезисторов и модуля упругости произвольного материала позволяет получать более точные и достоверные значения искомых характеристик. Данные, полученные с применением использованной методики, позволяют проводить дальнейший анализа напряженно-деформированного состояния различных конструкций.</p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Дамир Альфридович Зайнагабдинов, Михаил Владимирович Зуевhttps://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2049ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА СОВМЕЩЕННОМ ЗЕМЛЯНОМ ПОЛОТНЕ2025-03-01T06:31:07+00:00Пётр Николаевич Холодовpetruha_yy@mail.ruВячеслав Анатольевич Подвербный vpodverbniy@mail.ru<p><em>Железные и автомобильные дороги являются основой наземного транспорта. Основным назначением дорог является удовлетворение потребностей в перевозках как грузов, так и пассажиров. Железные дороги обеспечивают большую часть этого процесса, но автомобильные перевозки имеют преимущество на относительно небольших расстояниях и в тех районах, где отсутствует железнодорожное сообщение.</em></p> <p><em>В пределах раздельных пунктов на железных дорогах и в границах населенных пунктов для автомобильных дорог устанавливаются особые требования, которые не рассматриваются в данной статье.</em></p> <p><em>Железные и автомобильные дороги являются важными объектами линейного проектирования. К основным элементам трассы этих сооружений относятся план, продольный профиль, а также земляное полотно.</em></p> <p><em>В данной статье предлагается производить сравнение требований к проектированию основных элементов новых дорог общего пользования по актуальным на дату публикации статьи нормативным документам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: СП 119.13330.2024 «СНиП 32-01-95 железные дороги колеи 1520 мм» и СП 34.133330.2021 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги».</em></p> <p><em>Совместная работа обоих видов транспорта позволит сократить затраты на строительство, расширить логистические маршруты и их функционал. Проектирование и строительство совмещенных дорог требует особого внимания и представляет собой сложнейшую транспортную систему.</em></p> <p><em>В статье рассмотрен пример положительного опыта реализации скоростной совмещенной автомобильной и железной дорог «Адлер – станция горноклиматического курорта «Альпика-Сервис» (пос. Красная Поляна).</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Пётр Николаевич Холодов, Вячеслав Анатольевич Подвербный https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2065МЕХАТРОННЫЙ МАКЕТ СИСТЕМЫ ПРИЦЕЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА2025-03-22T09:20:36+00:00Никита Евгеньевич Михалёвnikitka_mikhalev@list.ruСергей Петрович Кругловkruglov_sp@irgups.ruСергей Владимирович Ковыршинkovyrshin_sv@irgups.ru<p><em>Мехатронный макет системы прицельного торможения транспортного средства представляет собой комплексное устройство, объединяющее в себе механические, электронные и программные компоненты. Этот макет используется для исследования и тестирования различных алгоритмов и стратегий торможения, а также для оценки и оптимизации работы системы при различных условиях эксплуатации.<br>Макет включает в себя следующие основные компоненты: датчики скорости и ускорения, пройденного пути, тормозной соленоид, средства индикации, микроконтроллер для реализации алгоритма прицельного торможения. Рассмотрена система прицельного торможения на основе адаптивного алгоритма для определения момента и силы торможения с целью реализации остановки транспортного средства в назначенной точки независимо от параметров транспортного средства, состояния его тормозной системы, свойств транспортного полотна и действия внешних возмущений. Использование данной системы прицельного торможения на железнодорожном транспорте позволит повысить безопасность движения поездов, снизить риск аварий, увеличить точность торможения, например, при реализации остановки электричек на необорудованных станциях, на тупиковых путях и др.</em></p>2025-05-14T00:00:00+00:00Copyright (c) 2025 Никита Михалёв