Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования закупочной деятельности в структурных подразделениях холдинга ОАО «РЖД»
Ключевые слова:
закупочная деятельность, АВС-анализ, ассортиментный ряд, объем продаж, дополнительная прибыль, железнодорожный транспортАннотация
Закупочная деятельность, являясь особым элементом системы материально-технического обеспечения, формирует экономические отношения в области поставок необходимых материально-технических ресурсов между структурными подразделениями железнодорожного транспорта. Эффективность ее организации – одно из основных условий успешной работы структурных подразделений холдинга ОАО «РЖД». Совершенствование закупочной деятельности способствует росту объема товарооборота, снижению издержек на закупку и хранение товара, а значит улучшению финансового состояния компании и повышению эффективности ее деятельности. Дирекция железнодорожных вокзалов имеет недостаточно продуктивную структуру закупочной деятельности, которая не обеспечивает рациональную закупку сопутствующих товаров в дорогу. Процесс закупочной деятельности в Дирекции железнодорожных вокзалов ведется с использованием традиционных методов, без привлечения дополнительных специалистов в области закупок и средств автоматизации, вследствие этого у нее возникают проблемы в организации и планировании данного вида деятельности, что является барьером для рационального и эффективного построения всей системы управления оборотными средствами. В статье автор предлагает оптимизировать процесс закупки сопутствующих товаров, опираясь на структуру имеющихся ресурсов закупочной деятельности. Проведен комплексный анализ ассортимента продукции методом, позволяющим классифицировать ресурсы дирекции по степени их важности. Результатом анализа является группировка объектов по уровню влияния на общий результат деятельности дирекции. Совершенствование процесса закупочной деятельности относительно сопутствующих товаров заключается в выявлении дополнительной прибыли при прогнозировании и устранении возможных ее потерь.
Библиографические ссылки
Гужина Г.Н., Кожаев Ю.П. Методы управления товарным ассортиментом // Инновации и инвестиции. 2015. № 2. С. 88–90.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М. : ИНФРА-М, 2023. 378 с.
Хамлова О. АВС-анализ: методика проведения // Управление компанией. 2006. № 10. URL : https://www.cfin.ru/press/zhuk/2006-10/6.shtml (Дата обращения: 12.11.2022).
Конюховский П.В. Математические методы исследования операций в экономике. СПб. : Питер, 2002. 207 с.
Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами. 2006. № 3. С. 166–185.
Стерлигова А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начать? // ЛогИнфо. 2003. №1. С. 50–55. URL : https://www.hse.ru/data/391/032/1239/АВС-XYZ%20-%20для%20Логинфо.pdf (Дата обращения: 12.11.2022).
Дюженкова Н.В., Ивлиев А.А. Использование АВС и XYZ анализа в процессе управления ассортиментом производственного предприятия // Вестник научных конференций. 2015. № 1-6 (1). С. 42–51.
Коников А.И., Коников Г.А. Расширение функциональных возможностей анализа ABC- XYZ // Логистика и управление цепями поставок. 2014. № 3 (62). С. 54–57.
Репникова В.В. О некоторых особенностях управления ассортиментом с учетом результатов АВС-анализа // Модернизация российской экономики: перспективы, парадигмы, решения : сб. науч. ст. Новосибирск, 2014. С. 241–243.
Бабаев С. Управление закупками и продажами // Российская торговля. 2005. № 5-6. С. 28–29.
Тюхтина А.А. Модели управления запасами. Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2017. 84 с.
Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами. М. : Наука, 1969. 511 с.
Шрайбфедер Д. Эффективное управление запасами. М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 304 с.
Ласковец С.В., Каптюхин Р.В., Жидкова О.Н. Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 141–145.
Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. СПб. : Виктория Плюс, 2006. 768 с.
Татаринова Е.Д., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента продажи товаров на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 (41). С. 112–122.
Григорьева Н.Н., Косиченко М.А Анализ работы вокзала Иркутск-Пассажирский и перспективы его развития // Наука сегодня: вызовы и решения : сб. тр. междунар. науч.-практ. конфер. Вологда, 2019. С. 53–54.
Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. 2009. № 9. С. 48–55.
Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М. : Инфра-М ; Высш. шк., 1996. 254 с.
О порядке закупки товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» : распоряжение ОАО «РЖД» от 12.07.2018 №1481/р (ред. 14.02.2023). Доступ из справ.-прав. системы «АСПИЖТ» в локальной сети.