Оценка применения рекуперативного торможения электровозов для повышения энергетической эффективности электрической тяги и безопасности движения поездов

Авторы

  • Александр Алексеевич Бакланов Омский государственный университет путей сообщения
  • Андрей Петрович Шиляков Омский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

электровоз, рекуперативное торможение, грузовой поезд, пассажирский поезд, возврат электроэнергии, безопасность движения

Аннотация

Расширение возможностей использования рекуперативного торможения современного электроподвижного состава является актуальной проблемой в контексте увеличения интенсивности движения поездов. В статье представлены результаты исследования применения рекуперативного торможения электровозов для повышения энергетической эффективности и безопасности движения грузовых и пассажирских поездов. В работе использовались следующие методы: математический анализ, методы тяговых расчетов и энергетического баланса. Рассмотрены уравнения энергетического баланса движения поезда и его составляющих в режиме рекуперативного торможения, позволяющие выявить основные факторы, влияющие на возврат электроэнергии. Получены зависимости возврата электроэнергии при рекуперативном торможении, помогающие оценить воздействие отдельных факторов на возврат электроэнергии в процессе рекуперативного торможения электровоза. Авторами даны рекомендации по сокращению энергозатрат при вождении поездов с использованием рекуперативного торможения. Представлены результаты применения данного вида торможения для снижения скорости и повышения безопасности движения поездов. Показано, что рекуперативное торможение позволяет достаточно эффективно снижать скорость движения грузовых груженых и порожних, а также пассажирских вагонов. Однако наиболее целесообразно применять такое торможение на грузовых порожних и пассажирских поездах. Определены условия, которые способствуют увеличению возврата электроэнергии при рекуперативном торможении электровозов и позволяют использовать такое торможение для снижения скорости движения. Применение разработанных предложений повысит энергетическую эффективность электрической тяги и безопасность железнодорожного транспорта.

Биографии авторов

Александр Алексеевич Бакланов, Омский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры подвижного состава электрических железных дорог

Андрей Петрович Шиляков, Омский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой подвижного состава электрических железных дорог

Библиографические ссылки

Сидорова Н.Н., Третинников О.В., Феоктистов В.П. Повышение эффективности рекуперативного торможения в электрической тяге // Наука и техника транспорта. 2015. № 1. С. 19–22.

Мазнев А.С., Евстафьев А.М. Повышение эффективности электроподвижного состава // Железнодорожный транспорт. 2010. № 9. С. 33–36.

Мельниченко О.В., Газизов Ю.В. Повышение энергетических показателей электровозов // Железнодорожный транспорт. 2010. № 3. С. 50–51.

Сопов В.И., Штанг А.А., Спиридонов Е.А. Количественная оценка объемов энергии тяги и торможения на основе обработки экспериментальных данных // Транспортные системы Сибири : материалы II Междунар. науч.-техн. конф. Красноярск, 2004. С. 143.

Бакланов А.А. Энергетический баланс движения для решения задач снижения расхода электроэнергии на тягу поездов // Транспорт: наука, техника, управление. 2005. № 6. С. 32–35.

Бакланов А.А., Швецов С.В., Шиляков А.П. Пути повышения энергоэффективности применения систем рекуперативного торможения на Красноярской железной дороге // Эксплуатационная надежность локомотивного парка и повышение эффективности тяги поездов : материалы Всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участ. Омск, 2012. С. 300–308.

Черемисин В.Т., Никифоров М.М., Вильгельм А.С. Методология оценки энергетической эффективности применения рекуперативного торможения и использования энергии рекуперации // Известия Транссиба. 2016. № 1 (25). C. 60–70.

Никифоров М.М., Вильгельм А.С., Гутников В.И. Влияние параметров и режимов работы системы тягового электроснабжения на эффективность использования энергии рекуперации // Известия Транссиба. 2017. № 1 (29). С. 74–83.

Игин В.Н. Эффективность рекуперативного торможения // Локомотив. 2016. № 7 (715). С. 2–6.

Research of regenerative braking strategy for electric vehicles / V.N. Le, H.Ph. Dam, T.H. Nguyen et al. // Энергетика. Изв. высш. учеб. заведений и энерг. объединений СНГ. 2023. Т. 66. № 2. С. 105–123.

Обзор перспектив повышения энергетической эффективности и надёжности рекуперативного торможения на электро-подвижном составе / И.А. Баринов, Д.А. Яговкин, В.С. Иванов и др. // Электропривод на транспорте и в промышленности : тр II Всерос науч-практ. конф. Хабаровск, 2018. С. 150–156.

Влияние рекуперативного торможения на энергоэффективность и качество электроэнергии в системах тягового электроснабжения / Ю.Н. Булатов, А.В. Крюков, А.В. Черепанов и др. // Системы. Методы. Технологии. 2023. № 2 (58). С. 69–79.

Тиунов А.Ф., Тупицын О.И. Рекуперативное торможение на магистральных электровозах постоянного тока. М. : Транспорт, 1979. 102 с.

Капустин Л.Д., Копанев А.С., Лозановский А.Л. Особенности устройства и эксплуатации электровоза ВЛ80р. М. : Транспорт, 1979. 175 с.

Бакланов А.А., Шиляков А.П. Повышение энергетической эффективности пассажирских электровозов постоянного тока // Известия Транссиба. 2019. № 2 (38). С. 23–33.

Бакланов А.А., Шиляков А.П. Энергетическая эффективность рекуперативного торможения грузовых электровозов // Известия Транссиба. 2021. № 4 (48). С. 11–22.

Астахов П.Н., Гребенюк П.Т., Скворцова А.И. Справочник по тяговым расчетам. М. : Транспорт, 1973. 256 с.

Правила тяговых расчетов для поездной работы. М. : Транспорт, 1985. 287 с.

Об утверждении правил тяговых расчетов для поездной работы : распоряжение ОАО «РЖД» от 12.05.2016 № 867р (ред. 05.12.2023). Доступ из справ.-правовой системы АСПИЖТ в локал. сети.

Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М. : Наука, 1986. 544 с.

Корн Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М. : Наука, 1973. 832 с.

Опубликован

2024-12-12

Как цитировать

Бакланов, А. А., & Шиляков, А. П. (2024). Оценка применения рекуперативного торможения электровозов для повышения энергетической эффективности электрической тяги и безопасности движения поездов. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (3(83), 41-51. извлечено от https://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1622