Адаптивная подсыпка песка на локомотиве
Ключевые слова:
система защиты от боксования и юза, подсыпка песка, текущая неопределенность, адаптивная система управления, алгоритм идентификацииАннотация
В статье предложен путь совершенствования системы защиты от боксования и юза (на примере борьбы с боксованием) современного локомотива, который связан только с подсыпкой песка. Вместо широко используемого метода автоматического управления подсыпкой по релейному принципу, предлагается создать плавное регулирование этого процесса, построенное на адаптивном методе управления. Последний основывается на алгоритме текущей параметрической идентификации математической модели объекта управления с использованием неявной эталонной модели и «упрощенных» условий адаптируемости. Такое управление нацелено на ликвидацию боксования колесных пар локомотива в необходимых случаях с минимально возможным расходом песка, что повышает экономическую эффективность перевозок. Предполагается, что управление автоматически формируется и отрабатывается в условиях неопределенности текущих характеристик сцепления колеса с рельсом, некоторых параметров поезда, угла наклона пути и др. (или только приблизительной информации о них), что является типичной ситуацией на практике. Указанное управление было построено и исследовано на математической модели процесса боксования, сведенной к одной колесной паре локомотива, которая описана в первой части статьи. Это позволяет упростить рассмотрение сути предлагаемого метода без снижения общности выводов для более сложных постановок задач защиты от боксования. Приведены модельные примеры функционирования предлагаемого закона управления пескоподачей для типовых случаев появления боксования: на разгоне поезда при превышении тяги над силой сцепления и при подъеме поезда в гору с наездом на масляные пятна на рельсах. Полученные теоретические выводы и результаты модельных исследований показывают эффективность предложенного адаптивного метода управления пескоподачей и возможность построения несложной микропроцессорной системы управления пескоподачей, дополняющей штатную систему локомотива, направленную на устранение боксования.
Библиографические ссылки
Kalker J.J. Survey of wheel-rail rolling contact theory // Vehicle system dynamics. 1979.Vol. 5. P. 317–358.
Теория электрической тяги : учебник для ВУЗов ж.-д. транспорта / С.И. Осипов, С.С. Осипов, В.П. Феоктистов. М. : Маршрут, 2006. 436 с.
Magel E., Kalousek J. The Application of Contact Mechanics to Wheel/Rail Profile Design. Proceedings of the 5th Inter-national Conference on Contact Mechanics and Wear of Rail/WheelSystems. Tokyo, 2000. P. 245–252.
Основные принципы управления системой противоюзовой защиты современного подвижного состава / Г.В. Го-гричиани, А.В. Казаринов, В.В. Михеев и др. // Вестник ВНИИЖТ. 2003. № 3. С. 14–21.
Самме Г.В. Фрикционное взаимодействие колесных пар локомотива с рельсами. Теория и практика сцепления локомотива : монография. М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2014. 104 с.
Бабков Ю.В., Базилевский Ф.Ю., Грищенко А.В. Автоматизация локомотивов : учеб. пособие для вузов ж.-д. транспорта. М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2007. 323 с.
Дядичко Г.П. Электровоз магистральный 2ЭС5К(3ЭС5К) : руководство по эксплуатации. Книга 1. Описание и работа. Новочеркасск, 2006. 267 с.
Иванов П.Ю., Хамнаева А.А., Худоногов А.М. Снижение энергопотребления электровоза при управлении пнев-матическими тормозами грузового поезда // Разработка и эксплуатация электротехнических комплексов и систем энер-гетики и наземного транспорта : материалы третьей междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 143–151.
Astrom K.J., Hagglund T. Advanced PID control // ISA. The Instrumentation Systems and Automation. Society. 2006. 461 p.
Ляпушкин Н.Н. Прогнозирование сцепных свойств локомотивов с различными типами тяговых электродвигателей : автореф. дис. … д-ра. техн. наук. М. : МИИТ, 2014. 46 с.
Теория электрической тяги / В.Е. Розенфельд, И.П. Исаев, Н.Н. Сидоров и др. М. : Транспорт, 1995. 294 с.
Первозванский А.А. Курс теории автоматического управления. СПб. : Лань, 2015. 624 с.
Савоськин А.Н., Чучин А.А. Исследование процессов срыва сцепления и буксования в тяговом приводе I класса // Моделирование транспортных процессов. 2009. № 2. С. 47–55.
Graupe D. Identification of Systems. Huntington. New York : Krieger, 1976. 276 p.
Круглов С.П. Условия адаптируемости систем управления с идентификатором и эталоном. Саарбрюккен : LAP LAMBERT, 2012. 125 c.
Круглов С.П. Сходимость невязки идентификации в системе управления с параметрической адаптацией // Ин-формационные технологии и математическое моделирование в управлении сложными системами : электр. науч. журн. 2019. № 1.40. С. 27-40. URL: http://ismm-irgups.ru/toma/12-2019 (дата обращения: 30.04.2021).
Раков В.А. Грузовые двенадцатиосные электровозы ВЛ85 // Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза 1976–1985. М. : Транспорт, 1990.
Правила тяговых расчетов для поездной работы : утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 12.05.2016 № 867р в ре-дакции распоряжения ОАО «РЖД» от 09.02.2018 № 182/р. 516 с.