Совершенствование научно-технического сопровождения, мониторинга и контроля производства работ по устройству линейного транспортного сооружения
Ключевые слова:
транспорт, линейные сооружения, научно-техническое сопровождение строительства, функциональное качество, система строительного производства, систематический контроль, управление качеством строительных объектовАннотация
Под функциональным качеством строительной продукции, включая объекты инфраструктуры линейных транспортных сооружений, подразумевается пригодность объектов к использованию по установленному (функционально-технологическому) назначению с обязательным соблюдением показателей эксплуатационной эффективности, надежности и безопасности. Обеспечение показателей функционального качества объектов транспортной инфраструктуры является постоянно актуальной задачей и требует привлечения различных методических приемов. Формирование функционального качества сопровождается образованием и функционированием многочисленных структурных элементов, входящих в состав сложной, комплексной и динамически изменяемой системы строительного производства. Как следствие этих особенностей, остаются актуальными инструменты методического совершенствования подходов по управлению функциональным качеством транспортных сооружений. В статье предлагается методическая основа для применения системного подхода к формированию и управлению показателями функционального качества в контексте научно-технического сопровождения. Процесс научно-технического сопровождения основных этапов жизненного цикла рассматриваемой строительной продукции представляется в виде укрупненного алгоритма осуществления контроля данных и разработки управляющих воздействий при выявлении недопустимых отклонений от установленного (нормируемого) уровня функционального качества строительной продукции. Методическую и практическую основу управления функциональным качеством составляют системотехнический подход к контролю процессов формирования и поддержания качества строительных объектов транспортной инфраструктуры и реализации алгоритма целенаправленного воздействия на неблагоприятные факторы, способные привести к отклонениям от установленных показателей. Основным результатом исследований является концепция системного и непрерывного выявления условий соответствия показателей функционального качества первоначальным значениям и предложение перехода на превентивное информационное моделирование особенностей свойств и возможных отклонений от проектируемых показателей функционального качества линейных транспортных сооружений, реализуемых в составе соответствующей программы научно-технического сопровождения. Область применения результатов исследований может быть распространена на процедуры и мероприятия по формированию и актуализации показателей функционального качества в составах информационных моделей функционального качества объектов транспортной инфраструктуры.
Библиографические ссылки
Абакумов Р.Г., Наумов А.Е., Зобова А.Г. Преимущества, инструменты и эффективность внедрения технологий информационного моделирования в строительстве // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2017. № 5. С. 171–181.
Семечкин А.Е. Системный анализ и системотехника. М. : SvS-Аргус, 2005. 536 с.
Неумолотов О.Б. Системный подход при решении задач в области капитального строительства. Воронеж : ВГТУ, 2002. 332 с.
Кузахметова Э.К., Григоренко Н.И. Поднятие научного уровня технического сопровождения проектирования, строительства и реконструкции инженерных сооружений // Евразийский союз учёных. 2016. № 2-4(23). С. 64–65.
Морозов Д.В. Методы определения надежности организационно-технологических решений при строительстве и реконструкции железных дорог с позиций системотехники : дис. канд. техн. наук. М. : 2004. 176 с.
Абакумов Р.Г., Грищенко Е.Н., Стрекозова Л.В. Теоретические аспекты анализа и оценки организационно-технологических рисков в строительстве // Инновационная наука. 2016. № 5. С. 10–12.
Гинис Л.А. Обзор методов научного прогнозирования // Изв. Южн. федер. ун-та. Технические науки. 2009. Тем. вып. С. 231–236.
Бадиева В.В. Устройство железнодорожного пути: учебное пособие. М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2019. 240 c.
Шабалина Л.Н. Организация и технология строительства железных дорог. М. : Маршрут, 2006. 255 c.
Тарасова Е.Н. Анализ взаимодействия комплексов работ по возведению линейной основы железной дороги с це-лью повышения результативности строительства : дис. канд. техн. наук. М. : 1995. 162 с.
Скворцов А.В., Сарычев Д.С. Жизненный цикл проектов автомобильных дорог в контексте информационного моделирования // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4). С. 4–14.
Куприяновский В.П. и др. Цифровая железная дорога – ertms, bim, GIS, PLM и цифровые двойники // Современ-ные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 3. С. 129–166.
Баранник С.В. Применимость BIM-технологий в дорожной отрасли // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4). С. 24–28.
СП 333.1325800.2017. Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла. М. : М-во строительства и жилищно-коммун. хозяйства Рос. Федерации. 2017. 40 с.
Быкова Н.М., Баранов Т.М., Толстиков Е.О. Развитие методики оценки грузоподъемности мостов с использова-нием мобильных автоматизированных систем мониторинга // Транспортные сооружения. 2015. № 4. URL: https://t-s.today/PDF/01TS415.pdf (дата обращения 18.04.2021).
Веревкина О.И. О гибридном методе прогнозирования рисков на железнодорожном транспорте на основании общего логико-вероятностного метода // Изв. Петерб. ун-та путей сообщ. 2017. Т. 14. № 4. С. 615–627.
Веревкина О.И. Результаты применения гибридного метода оценки функциональных рисков нарушения безопас-ности движения на региональном и линейном уровнях в хозяйстве пути // Надежность и качество сложных систем. 2019. № 1 (25). С. 106–117.
Веревкина О.И. О системе оценки рисков в области функциональной безопасности движения поездов // Мир транспорта. 2017. Т. 15. № 6 (73). С. 206–221.