ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ОВЗ

Авторы

  • Анастасия Геннадьевна Ларченко Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Марина Васильевна Малова Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

обучение, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, воспитательная работа, успеваемость, высшее образование

Аннотация

В настоящее время в Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является формирование знаний и практических навыков у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Основные усилия Министерства образования сосредоточены на создании доступной, комфортной и качественной образовательной среды, для всех лиц с учетом особенностей их развития и состояния здоровья. Вопросы, связанные с проблемами обучения, воспитания и адаптацией студентов с инвалидностью являются очень актуальными и изучаются с разных позиций и сторон. Воспитательная работа является ключевым механизмом в созданий комфортных условий для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. В Иркутском государственном университете путей на факультете «Транспортные системы» студенты данной категории обучаются по направлениям подготовки бакалавриата. В данной статье рассмотрены проблемы и трудности у студентов при адаптации в коллективе и при получении образования в целом. В работе представлены основные методы и направления в воспитательной деятельности, связанные с формированием и развитием социальной, активной личности. Рассматриваются ключевые вопросы, направленные на самореализацию и социализацию лиц с различными видами нарушений здоровья. Представлены результаты социологического опроса, проведенного на факультете среди обучающихся-инвалидов, а также статистические данные по успеваемости. Сделаны выводы и сформированы дальнейшие направления в воспитательной деятельности и в учебной работе со студентами.

Библиографические ссылки

Alekhina, S.V. Printsipy inklyuzii v kontekste izmeneniy obrazovatel'noy praktiki [Princi-ples of inclusion in the context of changes in educational practice]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. [Psychological science and education], 2014, pp. 5–16.

Lesher, O.V. Inklyuzivnoye obucheniye studentov universiteta: kompleks nauchnykh pod-khodov [Inclusive education for university students: a complex of scientific approaches]. Sov-remennyye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern problems of science and education], 2015. – No. 1 (1).

Aref'ev A.L. Export of Russian education: main indications and tendencies [Export of Russian education: basic reading and trends] Vyssh. obrazovanie v Rossii [High. Education in Rus-sia]. 2010, no. 1, pp. 125-141.

Larchenko A.G., Malova M.V. Проблемы адаптации и образования иностранных сту-дентов [Problems of adaptation and education of foreign students] Molodaya nauka Sibiri. [Young Science of Siberia], 2023. No. 1 (19). pp. 340-347.

Larchenko A.G., Belykh A.P., Malova M.V. Inzhenernoye obrazovaniye: problemy sokhrannosti kontingenta v usloviyakh sovremennogo uchebnogo protsessa [Engineering education: problems of contingent safety in the conditions of the modern educational process]. V sbornike: Sovershenstvovaniye tekhniki i tekhnologiy zheleznodorozhnogo transporta i podgotovka kadrov dlya transportnoy otrasli. sbornik nauchnykh trudov. Yekaterinburg [In the collection: Improvement of equipment and technologies of railway transport and training of personnel for the transport indus-try. collection of scientific papers. Yekaterinburg], 2022, pp. 38-42.

Seysenova A.S., Beysova A.O. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of mod-ern education] Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of Science and Education] No. 10 (64). part 2. 2019.

Inklyuzivnoe obrazovanie v Evrope i Rossii: opyt, problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Federal’noe agentstvo po obrazovaniyu, Astrahanskij gosudarstvennyj universitet. Pod redakciej L.N. Davydovoj. Astrahan’, 2009.

Kurmysheva L.K. Inklyuzivnoye obrazovaniye: zarubezhnyy opyt. [Inclusive education: foreign experience] Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal] 2012; 9: 221 – 224.

Yegorov P.R. Inklyuzivnoye obrazovaniye kak obrazovaniye dlya vsekh [Inclusive educa-tion as education for all] Sibirskiy pedagogiche-skiy zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2014; 4: 209 – 214.

Natalya A. Lyapkina, Svetlana K. Sevastyanova, Piotr Mazur. Inclusive education in Higher educa-tion structure. Vocational training: some problems and contexts. Chełm, 2015; 145 – 147.

Krukhmalev A.Ye., Voyevodina Ye.V. Osobennosti sotsial'noy adaptatsii studentov s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. [Features of social adaptation of students with lim-ited health capabilities] Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research] 2012; 12: 72 – 79.

Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia’s Leading Universi-ties // Journal of Stu-dies in International Education. 2021. Vol. 25, issue 5. P. 582–597.

Goneyev A.D. Integrirovannyy podkhod v proyektirovanii professional'noy podgotovki bakalavrov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [An integrated approach to the design of professional training of bachelors for work in conditions of inclusive education] Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Bulletin of Tambov University] 2015; 1 (141): 72 – 76.

Schools Struggle to Educate Students with Disabilities amid Pandemic // https://www.usnews.com/news/education-news/articles/2020-04-15/schools-struggle-to-educate-students-with-disabilities-amid-pandemic

Barriers to Students’ Academic Mobility in Russia / T. K. Rostovskaya, A. S. Maksimova, N. M. Mekeko, S. N. Fomina // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 4. P. 1218–12

Загрузки

Опубликован

2024-01-26

Как цитировать

Ларченко, А. Г., & Малова, М. В. (2024). ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИЦ С ОВЗ. Электронный научный журнал "Молодая наука Сибири", (4(22). извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1457

Выпуск

Раздел

Философия и педагогика