РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПО НАПЛАВКЕ И ЗАВАРКЕ ДЕФЕКТОВ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ПУТЕМ ИЗМЕРЕНИЯ ТВЕРДОСТИ КОНТРОЛИРУЕМОГО УЧАСТКА

Авторы

  • Анастасия Геннадьевна Ларченко Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Анастасия Андреевна Лысова Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

неразрушающий контроль, литые детали, подвижной состав, контроль качества, сварка, твердость, механические свойства, грузовые вагоны

Аннотация

В представленной работе рассматриваются основные дефекты в литых крупногабаритных деталях грузовых вагонов. В статье приводятся причины и проблемы, связанные с разрушением боковых рам и надрессорных балок в первые годы эксплуатации. Основное внимание сосредоточено на методе производства элементов сложной пространственной формы путем литья из легированных сталей. Описываются актуальные методы неразрушающего контроля. Рассматривается технология заварки дефектов нарушения сплошности. С точки зрения ремонта и эксплуатации уделяется особый интерес внутреннему углу буксового проема. В статье объясняется необходимость термической обработки крупногабаритных деталей после завершения процесса сварки. Ставится цель работы, связанная с разработкой методики контроля качества работ по наплавке и заварке дефектов литых деталей путем измерения твердости контролируемого участка. В работе изучается влияние температуры на структуру и механические свойства деталей. Приводится микроструктура сварочного шва. Дается описание зоны термического влияния с определением участков и их свойств. Объясняется механизм развития термических и фазовых напряжений. В работе приводится методика измерения твердости по методу Либа. Описываются положительные стороны данного метода измерения твердости и фиксируются его недостатки. В статье представлены результаты контроля лабораторных образцов из конструкционной стали обыкновенного качества. Предлагаются дальнейшие направления в развитии предлагаемой методики, формируются выводы.

Библиографические ссылки

Сравнительный анализ консольных частей боковых рам тележек грузовых вагонов с различной технологией литья. [Электронный ресурс]. URL: https://alt.edu.kz/wp-content/assets/docs/Наука/Вестник/2019/2019 - 2(109).pdf (дата обращения 15. 05.).

РД 32 ЦВ 052-2009. Руководство по ремонту тележек грузовых вагонов зазорного типа.

Криворудченко В.Ф., Игнатьев О.Л., Северинова Л.Г., Коваленко О.В. Анализ со-стояния неразрушающего контроля литых деталей грузовых вагонов // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2020. №4(53). С.65-70.

Аргунова А.А., Семенов Я.С., Мыреев Н.В., Габышева Т.А. Влияние микрострукту-ры зоны термического влияния и линии сплавления сварного соединения низколегирован-ной стали на замедленное разрушение // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Том 12, № 1-2. С. 276-279.

Неровный В.М., Коновалов А.В., Якушин Б.Ф., Макаров Э.Л., Куркин А.С. "Теория сварочных процессов (2-е издание)". Москва, 2016.

Малыгин Ф.К., Стариков Н.Е., Гвоздев А.Е., Золотухин В.И., Сергеев Н.Н. "Техно-логия конструкционных материалов. Учебник для вузов" (Изд. 2-е испр. и доп.). Тула, 2015.

Шекшеев М.А., Ширяева Е.Н. Формирование структуры наплавленного металла низкоуглеродистой стали при различных технологических воздействиях // Вестник Магни-тогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2021. Том 19, № 1. С. 42-47.

Гордеева Э.С. Влияние фазового состава зоны термического влияния при сварке на ее твердость // Современные проблемы теории машин. 2019. № 8. С. 16-18.

Никазов А.А. Обеспечение достоверности результатов измерений твердости по ме-тоду Либа. В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 130-134.

Голев А.С. Особенности применения портативных методов измерения твердости. В сборнике: Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 22-27.

Ларченко А.Г. Проблемы и погрешности при измерении толщины обода колеса ко-лесных пар грузового вагона // Современные технологии. Системный анализ. Моделирова-ние. 2023. № 2 (78). С. 10-18.

Ларченко А.Г. Неразрушающий контроль и диагностика изделий из реактопластов (тормозные колодки) // Контроль. Диагностика. 2022. Т. 25. № 3 (285). С. 46-51.

Трусков В.А., Ларченко А.Г. Разработка комплекса лабораторных работ в области контроля качества изделий и материаловедения // Молодая наука Сибири. 2022. № 1 (15). С. 132-139.

Воронин Н.Н. Материаловедение и технология конструкционных материалов для железнодорожной техники. Москва: Маршрут, 2013. 456 с.

Ларченко А.Г., Филиппенко Н.Г., Лившиц А.В., Каргапольцев С.К. Диагностиче-ская работа изделий подвижного состава высокочастотным методом. В: Сборник конферен-ций IOP: Материаловедение и инженерия. Международная конференция «Транспорт и ин-фраструктура Сибирского региона», «СибТранс 2019». 2020. С. 012037.

Загрузки

Опубликован

2024-01-26

Как цитировать

Ларченко, А. Г., & Лысова, А. А. (2024). РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ КОТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПО НАПЛАВКЕ И ЗАВАРКЕ ДЕФЕКТОВ ЛИТЫХ ДЕТАЛЕЙ ПУТЕМ ИЗМЕРЕНИЯ ТВЕРДОСТИ КОНТРОЛИРУЕМОГО УЧАСТКА . Электронный научный журнал "Молодая наука Сибири", (4(22). извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1499

Выпуск

Раздел

Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами