КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА ОТ МОРОЗНОГО ПУЧЕНИЯ
Ключевые слова:
железнодорожная инфраструктура, морозное пучение, земляное полотно, геосинтетика, Concrete Canvas, термостабилизация, инновационные технологииАннотация
В условиях сурового климата, характерного для значительной части территории Российской Федерации, железнодорожная инфраструктура регулярно подвергается неблагоприятному воздействию природных факторов, в частности — морозное пучение грунтов. Это явление, вызываемое замерзанием влаги в порах грунта, приводит к образованию деформаций земляного полотна, нарушению геометрии рельсового пути, ускоренному износу конструктивных элементов и, как следствие, снижению уровня безопасности и надёжности функционирования железных дорог. В данной статье подробно рассмотрены современные подходы к обеспечению устойчивости земляного полотна в условиях сезонного промерзания. Проведён анализ существующих и перспективных методов защиты от морозного пучения, включая механические, теплофизические и инженерно-строительные решения. Особое внимание уделено применению геосинтетических материалов, армирующих конструкций и цементно-композитных покрытий нового поколения, таких как Concrete Canvas, отличающихся высокой прочностью, водонепроницаемостью и долговечностью. Описаны конструктивные особенности, методики укладки и сферы применения данных материалов в различных климатических зонах. Также предложен вариант комплексного подхода, включающего установку пассивных термостабилизаторов в сочетании с геосинтетическими слоями, направленного на долговременное устранение причин пучения. Дана оценка преимуществ такого подхода как в техническом, так и в экономическом аспектах. Представленные решения по устранению причин пучения для земляного полотна могут быть эффективно использованы в рамках государственной программы модернизации железнодорожной сети, особенно в регионах с экстремальными климатическими условиями.
Библиографические ссылки
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 но-ября 2021 года No 3363-р.
Инструкция по применению геосинтетических материалов при строительстве, ре-конструкции и ремонте земляного полотна железнодорожного пути. ОАО «РЖД», 2014.
Типовые решения по восстановлению несущей способности дорожной одежды на пучинистых участках: сайт. URL: https://files.stroyinf.ru/Data1/7/7968/index.htm (дата обраще-ния 10.05.2025).
Миронов А. Н. Комплексная защита от морозного пучения: опыт внедрения. // Наука и техника транспорта, 2023, № 5. С. 38-55.
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути (ЦП-774). М.: Транс-порт, 2000.
ОАО «РЖД». Отчет о состоянии земляного полотна. М., 2020.
Белов А.П., Захаров Д.В. Геосинтетические материалы при строительстве железно-дорожных насыпей в условиях вечной мерзлоты. // Пути сообщения, 2018, № 2. С. 22-35.
Производитель бетонного полотна Concrete Canvas Ltd: сайт URL: https://www.concretecanvas.com (дата обращения 10.05.2025).
Иванов И. А., Петров С. А. Инновационные цементно-композитные покрытия в до-рожном строительстве. // Вестник СибАДИ, 2021, № 2. С. 50-62.
Романов П. Е., Михайлов А. Н. Инженерные системы термостабилизации. // Со-временные технологии, 2021, №2. С. 26-40.
Денисов С.В. Анализ теплофизических свойств термостабилизаторов. // Вестник МИИТа, 2020, №3. С. 15-27.
Шашков Д. П. Преимущества комплексного подхода к защите земляного полотна от морозного пучения. // Транспорт России, 2024, № 4. С. 15-28.
Лаптев Ю. Н. Новые подходы к реконструкции железнодорожных насыпей в усло-виях Крайнего Севера. // Инженерный вестник, 2020, № 6. С. 12–20.
Горбунов Ю.Н. и др. Эффективность применения геотекстилей на пучинистых грунтах. // Геотехника, 2019, № 4. С. 40-53.
Зверев П. К. Экономическая эффективность превентивных решений против мороз-ного пучения. // Транспортная наука, 2020, № 4. С. 30-45.