Электрическая система обеспечения теплового режима стрелочных переводов железнодорожных путей

Авторы

  • Дмитрий Викторович Герциг Октябрьская железная дорога (Зеленогорская дистанция пути)
  • Олег Львович Маломыжев Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Александр Георгиевич Семенов Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  • Дмитрий Олегович Маломыжев Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

железная дорога, стрелочный перевод, очистка от льда и снега, электрическая система подогрева, автоматическое обеспечение теплового режима

Аннотация

Стрелочные переводы являются неотъемлемой частью железнодорожных путей и обеспечивают движение поездов и рациональное функционирование железнодорожного транспорта. Стрелочные переводы в основном используются на открытых участках рельсовой колеи, они подвергаются воздействию окружающей среды и, в первую очередь атмосферных осадков – дождь, снег, град, а также влиянию температуры воздуха, которая может изменяться от отрицательных до положительных значений. При этом между подвижными частями стрелочных переводов, на их поверхностях может скапливаться снег, лед, что вызывает затруднение перевода стрелок, вплоть до полного прекращения их функционирования. Для обеспечения бесперебойной работы стрелочных переводов применяют различные способы их очистки от снега и льда – механическая очистка, обогрев, обеспечивающий таяние замерзшей влаги и др. Обогрев стрелочных переводов обладает бесспорным преимуществом по сравнению с механической очисткой, так как не требует прекращения движения поездов на период проведения очистительных работ. В свою очередь, подогрев стрелочных переводов приводит к постоянным энергозатратам, что требует создания рациональных конструкций, обеспечивающих необходимый температурный режим при минимальном энергопотреблении. В статье рассматривается одно из возможных технических решений усовершенствования системы автоматической очистки стрелочных переводов от снега и льда, которое основано на обеспечении рациональной температуры ответственных участков железнодорожных путей с помощью электронагревательных элементов с системой автоматического управления. Предложенное техническое решение апробировано в Санкт-Петербурге на Зеленогорской дистанции пути Октябрьской железной дороги и защищено патентом Российской Федерации № 0056908 U1.

Библиографические ссылки

Брискин В.М. Электрообогрев стрелочных переводов // Железнодорожный транспорт. 1988. № 2. С. 58.

Геотермический обогрев стрелок // Железные дороги мира. 2013. № 1. С. 73–76.

Глюзберг Б.Э., Королев В.В. Удаление снега на стрелочных переводах // Путь и путевое хозяйство. 2014. № 3. С. 26–30.

Колисниченко Е.А. Устройство инфракрасного излучения как один из способов удаления снега и льда с остряко-вых рельсов // Путь XXI века : сб. науч. тр. III междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 205-летию создания Института Корпуса инженеров путей сообщения. СПб. : ПГУПС, 2015. С. 44–49.

Королев В.В. Системы удаления снега со стрелочных переводов в зимних условиях // Современные и перспек-тивные конструкции железнодорожного пути для различных условий эксплуатации : сб. тр. ученых ОАО «ВНИИЖТ». М., 2013. С. 138–147.

Очистка стрелочных переводов от снега и льда на железных дорогах Северной Америки // Железные дороги мира. 1998. № 10. С. 72.

Твердохлеб Н.Ф. О способах электрообогрева стрелочных переводов // Промышленный транспорт. 1988. № 7 (199). С. 11.

А.с. 21200 A1 СССР. Устройство железнодорожного пути / Поярков С.С. № 66751 ; заявл. 20.03.1930 ; опубл. 31.07.1931

Ходырев Ю.А., Жамбал М. Удаление снега и песка с элементов пути и стрелочных переводов // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Т 1. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2017. С. 282–285.

Патент 151783 РФ, Устройство для очистки стрелочных переводов от снега и льда / Е.А. Колисниченко, Ю.А. Ходырев. № 2014135955/11 ; заявл. 03.09.2014 ; опубл. 20.04.2015.

Пат. № 20108, Рос. Федерация. Устройство для обогрева стрелочного перевода / Е.Ю. Новосельский, Г.Ю. По-лишко, И.А. Иванов и др. № 2001106022 ; заявл. 06.03.2001 ; опубл. 20.10.2001.

Автомат контроля изоляции АКИ-2М: Техническое описание и инструкция по эксплуатации 36201-00-00ТО. Харьков : Харьк. завод электротехн. оборудования, 1987. 29 с.

Аппаратура питания устройств электрообогрева стрелочных переводов АПЭ-2-1 : паспорт Э189.1.00.00.000 ПС. М. : Министерство путей сообщения, Главное управление электрификации и электроснабжения, Проектно-конструкторское бюро. 1990. 10 с.

Ким К.К. Оптимизация энергопотребления систем электрообогрева железнодорожных стрелочных переводов // Бюл. результатов науч. исследований. 2021. Вып.1. С. 50–60. DOI: 10.20295/2223-9987-2021-1-50-60.

Пат. 2470108 Рос. Федерация. Устройство для обогрева стрелочного перевода / А.С. Дубинин. № 2008117757/11 ; заявл. 25.04.2008 ; опубл. 27.10.2009.

Пат. 56903 Рос. Федерация. Устройство локального электрообогрева железнодорожных путей / Д.В. Герциг, В.В. Разманов. № 2006117997 ; заявл. 24.05.2006 ; опубл. 27.09.2006.

Герциг Д.В., Семенов А.Г. Об актуальности модернизации путевого хозяйства на железной дороге // Изобретатели в инновационном процессе России : материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб., 2014. С. 153–156.

Герциг Д.В., Семенов А.Г. Инновации на железных дорогах в суровом климате: модернизация системы электро-обогрева стрелочных переводов // Транспортные и транспортно-технологические системы : материалы Междунар. науч.-техн. конф. Тюмень, 2016. С. 79–84.

Герциг Д.В., Семенов А.Г. Инновации на железных дорогах: альтернатива электрообогреву стрелочных переводов // Транспортные и транспортно-технологические системы : материалы Междунар. науч.-техн. конф. Тюмень, 2016. С. 84–88.

Семенов А. Инновации на железной дороге: системы обогрева стрелочных переводов // LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken. Berlin. Leipzig, Deutschland 04.2017. ISBN 978-3-330-07000-4.

Опубликован

2021-07-25

Как цитировать

Герциг, Д. В., Маломыжев, О. Л., Семенов, А. Г., & Маломыжев, Д. О. (2021). Электрическая система обеспечения теплового режима стрелочных переводов железнодорожных путей. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (2(70), 69-75. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/161