ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АН-ГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ КНР
Ключевые слова:
образовательная модель, дидактическая ситуация, типологические различия, межъязыковая интерференция, интеграция языков, коммуникативная направленность, рационалистический метод получения знанийАннотация
В статье рассматриваются дидактические, этнокультурные и межъязыковые факторы, влияющие на качество обучения английскому языку студентов КНР. Акцент делается на описании исторически сложившихся в Китае методах усвоения знаний и специфику образовательных моделей, вступающих в противоречие с коммуникативной направленностью обучения иностранным языкам в российской школе среднего и высшего звена. Затрагиваются некоторые особенности менталитета и понятия «национальный характер», а также конфуцианских установок по отношению к процессу обучения и его центральному звену – учителю. Описываются наиболее типичные ошибки на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях, обусловленные типологическими различиями английского и китайского языков. Сделан вывод о том, что обучаемые из КНР традиционно владеют рационалистическим методом усвоения знаний, в том числе и при овладении иностранным языком.
Библиографические ссылки
Китайская цивилизация в глобализирующемся мире // По материалам конференции. В 2-х тт. М.: ИМЭМО РАН. 2014. 393 c.
Антонова А.Б. Современные тенденции в обучении китайских школьников и сту-дентов английскому языку как иностранному в образовательных учреждениях России и Ки-тая // Российско-китайские исследования. М. 2017. № 1. С. 72-79.
Попова А.И. Лингвометодические особенности обучения английскому языку китай-ских студентов в России и Китае // Международный научный журнал «Вестник науки». М. 2019. № 5(14). С. 351-356.
Zhao Haochen. The Influence of Test-oriented Teaching on Chinese Students’ Long-Term Use of English // International Journal of Education and Humanities. 2022. № 6. P. 123–128.
Jiang Shuyi, Lee Kam-Fong, Ang, Chin-Siang. Chinese ESL Students’ Perceptions of Aca-demic Writing in English in Malaysian Universities // PASAA. 2022. Vol. 63. P. 93–122.
Сивцева Н.Г. Особенности дистанционного обучения китайских студентов англий-скому языку в российских вузах // Alma Mater. Вестник высшей школы. М. 2024. № 5. С. 60-65.
Баграмова Н.В. О роли методики обучения второму иностранному языку в форми-ровании полилингвальной личности // Герценовские чтения. Иностранные языки. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2020. С. 481–484.
Бобрышева И. Е Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятель-ности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному: авто-реф. дис…. докт.пед. наук. М. 2004. 46 с.
Божик С. Л. Проявление межъязыковой интерференции в лексико-грамматических ошибках студентов из КНР в диалогической англоязычной речи // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2015. № 12 (54): в 4-х ч. Ч. III. C. 34-39.
Валеева, Р. С. Особенности обучения английскому языку китайских студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. М. 2022. № 10-1 (73). С. 136-139.
Кошелева Е. Ю., Пак И. Я., Чернобильски Э. Этнопсихологические особенности модели обучения китайских студентов// Научное обозрение. Педагогические науки. М. 2014. № 1. С. 169–170.
Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России // Вестник РУДН. Серия: Социология. М. 2004. №6-7. С. 267-282.
Воробьева О. В. Внедрение кейс-метода в обучение английскому языку в вузе // Гуманитарный научный журнал. М. 2015. №1. С.30-31.