ДИНАМИКА РОТОРНЫХ СИСТЕМ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С УПРУГО - ДЕМПФЕРНЫМИ ОПОРАМИ
Ключевые слова:
ротор газотурбинного двигателя, колебания, упруго-демпферные опорыАннотация
В работе рассмотрен анализ проблемы динамического поведения роторных систем (РС) авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) при нештатных режимах работы, например, в виде обрыва рабочей лопатки вентилятора. В частности, рассматривается проблема компенсации (демпфирования) повышения уровня вибрации роторной системы ГТД, возникающее, как под воздействием полученного ротором, в этом случае, недопустимого уровня дисбаланса, так и работой ротора в режиме гибкого вала. Колебания РС зависят от динамических характеристик жесткости и демпфирования их опор. То есть, одним из выходов на решение этой проблемы является использование упруго-демпферных опор и управления их работой. Целью настоящего исследования является изучение перспектив получения решения представленной задачи, где, наряду с анализом имеющегося конструктива упруго-демпферных опор, для развития этого направления, предполагается использование современных компьютерных технологий на основе метода конечных элементов (МКЭ) с решением контактной задачи теории упругости для динамического РС со сборными конструкциями опор. Также в работе представлены упруго-демпферные опоры существующих авиационных ГТД. Основное функциональное их назначение состоит в улучшении вибрационного состояния двигателя. В настоящей работе для них ставится задача разработки мероприятий, направленных на реализацию дополнительного функционального назначения, состоящего в управлении динамическим состоянием роторной системы на нештатных режимах её работы.
Библиографические ссылки
Хронин Д.В. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. / Под ред. Д.В. Хронина. – М.: Машиностроение. - 1989. – 565 с.
Зинкевич О. Метод конечных элементов в технике /О. Зинкевич. – издательство «МИР» - Москва, 1975. – 271 с.
Пыхалов А. А. Контактная задача статического и динамического анализа сборных роторов турбомашин // Дисс. уч. ст. докт. техн. наук. -М.:МАИ. - 2006. – 428 с.
Пыхалов А. А., Милов А. Е. Математическое моделирование динамического пове-дения сборных роторов турбомашин. // Компрессорная техника и пневматика. -2006. - № 3. - С. 16-23.
Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. – М.: Машиностроение. - 181. – 550с.
Масленников М.М., Бехли Ю.Г., Шальман Ю.И. Газотурбинные двигатели для вертолетов.– М.: Машиностроение. - 1969. – 202 с.