ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В ЗОНЕ СТЫКА
Ключевые слова:
бесстыковой путь, рельсовый стык, шарнирные накладки, дефект рельса, стыковой болтАннотация
На данный момент в Российской Федерации остро стоит вопрос повышения провозной способности железнодорожных линий. В связи с этим, количество поездов повышенной массы, и грузонапряженность неустанно растет. Такой рост, несомненно, приводит к дефектности и отказам рельсов как в середине, так и на концах плетей бесстыкового пути. И если дефект возникает в середине плети, то на этом месте необходимо устройство места временного восстановления плети. А одним из самых опасных отказов рельсов являются изломы в стыках, из-за невозможности своевременного обнаружения дефектоскопными тележками. Особенно большое количество этих изломов заметно на Восточном полигоне, где постоянно поддерживается высокий уровень изъятий остродефектных болтовых рельсов по коду 53.1. В статье рассмотрены перспективное решение по повышению надежности в зоне болтового рельсового стыка с применением новой конструкции стыковой накладки. Проведено, методом математического моделирования, исследование напряженного-деформированного состояния болтового отверстия на конце рельса, при применении двух различных конструкций стыков. После чего приведены верификационные тензометрические испытания шейки рельсов и стыковых болтов, подтверждающие точность разработанной математической модели.
Библиографические ссылки
Инструкция «Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов» утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 23.10.2014 №2499/р.
Малявин Д.А., Клементьев К.В. Проблема роста количества мест временного восстановления рельсовых плетей // Путь и путевое хозяйство, 2024, № 8, С. 18–21.
Романенко В.А., Мацкевич М.В., Востриков Д.В. Сокращение мест временного восстановления плетей // Путь и путевое хозяйство, 2024, № 6, С. 6-7.
Виногоров Н.П., Клементьев К.В. Как повысить надежность стыка: возможные варианты // Путь и путевое хозяйство, 2021, № 5, С. 21-24.
Малявин Д.А., Клементьев К.В. К вопросу снижения дефектности рельсов в стыковой зоне // Путь и путевое хозяйство, 2024, № 10, С. 11–13.
Шур Е.А. Повреждения рельсов, М.: Интекст, 2012, 192 с.
Влияние качества изготовления болтовых отверстий на надежность железнодорожных рельсов в зоне стыка / Е.А. Шур, И.А. Чурюмова, М.С. Бейзеров, И.Ф. Зайцев // Повышение эффективности и надежности работы рельсов: сборник научных трудов / ВНИИЖТ, М.: Транспорт, 1990, С. 80-89.
Повышение стабильности пути в зоне стыков за счет применения упругих подшпальных прокладок / В.О. Певзнер, М.М. Железнов, В.Н. Каплин, В.В. Третьяков, М.Н. Мысливец, А.С. Томиленко // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, 2016, Т. 75, № 3, С. 140-146.
Лысюк В.С. Управление надежностью бесстыкового пути интенсивными методами // Управление надежностью железнодорожного пути: сборник науч-ных трудов / ВНИИЖТ, М.: Транспорт, 1991, С. 24-41.
Клинов С.И., Кондратьев А.А. Высокопрочные болты // Путь и путевое хозяйство, 1988, № 1, С. 33-35.
Влияние конструкции стыковых накладок на стабильность рельсового стыка / О.О. Клокова // Вопросы повышения надежности и уровня использования железнодорожного пути. ¬Межвузовский сб.науч.тр., М.: изд. МИИТ,1984, вып. 759, с. 77-87.
Лысюк В.С., Управлять надежностью пути // Путь и путевое хозяйство, 1990, № 2, С. 16-19.
Зверев Н.Б. Стыкование длинных рельсовых пелетй // Тр. ВНИИЖТа. М.: Трансжелдориздат, 1962, Вып.244, С. 97-120.
ГОСТ 33185-2014 Накладки для изолирующих стыков железнодорожных рель-сов. Требования безопасности и методы контроля. Введ. 2015-07-01.
Сапунов В.Т. Классический курс сопротивления материалов в решениях задач: Учебное пособие. Изд. 4-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. –160 с.