Анализ статистики показателей дорожного травматизма за 2021 и 2022 гг. в Иркутском регионе
Ключевые слова:
дорожно-транспортное происшествие, значимые факторы, количественный анализ, суммарный показательАннотация
В статье по данным статистики Госавтоинспекции дан сопоставительный анализ суммарных показателей дорожно-транспортных происшествий на иркутских автомобильных дорогах за октябрь и ноябрь 2021 и 2022 гг. В 2022 г. наблюдается снижение основных показателей дорожного травматизма, в том числе и детского. Выявлены влияющие на травматизм факторы, причины и условия. Подтверждено, что динамика численности дорожно-транспортных происшествий и смертности носит сезонный характер. Из-за ненадлежащего состояния иркутских автодорог произошло 45,4 % происшествий. Показано, что в 2022 г. в регионе в дорожно-транспортных происшествиях с летальными исходами погибли: водители – 41,6 %; пассажиры – 30,6 %; пешеходы – 25,2 %. Существенно в 2022 г. возросло число происшествий, в которых погибли другие участники движения. В 2,3 раза вырос коэффициент тяжести по числу происшествий. Больше смертельных исходов в происшествиях было в апреле, мае и июле, пик смертности наблюдался в июле 2022 г. Однако за указанный период времени суммарное количество смертельных исходов в происшествиях (243 чел.) в 2022 г. по сравнению с 2021 г. уменьшилось в 1,16 раза, а суммарное число раненых сократилось в 2,31 раза и составило 1 193 чел. Пик числа происшествий (16,45 %) и раненых в них (17,8 %) приходится на субботу. Минимальное число смертельных исходов (9,1 %) в результате реализации происшествия в среду, но они имеют тяжелые последствия с коэффициентом тяжести 0,1434. Наибольшее число происшествий (26,6 %) реализуется с 17 до 21 ч., что объясняется ростом интенсивности движения транспортных средств по окончании рабочего дня и наступлением сумерек. Следует добавить, что в темное время дня совершается 29,8 % происшествий. Выявлены критические промежутки времени суток, в которые реализуются происшествия с тяжкими последствиями: с 2 до 3 ч (коэффициент тяжести 0,2667, в аналогичном периоде прошлого года равен 38,67 %), с 3 до 4 ч (коэффициент тяжести 0,280, в аналогичном периоде прошлого года равен 22,22 %) и с 5 до 6 ч (коэффициент тяжести 0,2727, в аналогичном периоде прошлого года равен 13,64 %). Происшествия с наездом на пешеходов составили 28,3 % от общего количества происшествий, из них 32,8 % происшествий произошло в темное время суток. В 43,9 % происшествий виновны сами пешеходы, в 54,9 % – водители машин. Наиболее значимыми видами реализации происшествий стали: столкновения транспортных средств (39,67 %), наезды на пешеходов (28,36 %). По сравнению с 2021 г. участились наезды на стоящее транспортное средство в 1,09 раз, на препятствие в 1,12 раз и увеличилось число происшествий на пешеходных переходах в 1,12 раз. Существенно снизилась техническая неисправность машин (в аналогичном периоде прошлого года этот показатель составлял 82,12 %). Главной причиной происшествий на иркутских дорогах остается нарушение водителями правил дорожного движения (83,4 %). Чаще правила нарушают водители легковых транспортных средств – 78,31 %, реже грузовых – 9,14 %, причем в состоянии опьянения находятся 14,4 и 8,97 % водителей соответственно.
Библиографические ссылки
Николаева Р.В., Валиев Р.Ф. Безопасность дорожного движения, как мировая проблема // Техника и технология транс-порта. 2022. № 3 (26). URL: http://transport-kgasu.ru/files/N26-03BDD322.pdf (Дата обращения 20.10.2022).
Воротынова О.В. Исследование факторов, влияющих на безопасность движения на автомобильных дорогах // Актуаль-ные вопросы строительства: взгляд в будущее : сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию создания Инженерно-строительного института. Красноярск, 2022. С. 14–18.
Хабибуллин Д.Р., Ильдарханов Р.Ф. Современные проблемы безопасности дорожного движения // Организация и без-опасность дорожного движения : материалы ХII Национ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень, 2019. Т. 2. С. 101–108.
Аземша С.А., Карасевич С. Н. Учет динамики аварийности при разработке мероприятий по повышению безопасности дорожного движения // Организация и безопасность дорожного движения : материалы ХII Национ. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень : Изд-во ТИУ, 2019. Т. 2. С. 8–14.
Асламова В.С., Кузнецова П.A., Асламов А.А. Сравнительный анализ дорожно-транспортных происшествий в Иркут-ской области и России // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2021. № 15. С. 127–130.
Пьянкова А.И., Фаттахов Т.А. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в России: подходы к оценке, тен-денции и перспективы // Демографическое обозрение. 2019. № 6 (3). С. 58–84.
Салахутдинов Ю.Р. Статистика факторов риска дорожно-транспортных происшествий в мире // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : сб. науч. ст. 3-й Всерос. молодеж. науч. конф. Курск, 2022. Т. 2. С. 273–276.
Малешина Л.М., Хорошева А.В. Внедрение интеллектуальных транспортных технологий как инструмент повышения безопасности транспортной среды // Транспортное право и безопасность. 2022. № 2 (42). С. 164–172.
Прудникова А.Д., Симоненко Е.Ю., Литвинов А.В. Проблемы детского дорожно-транспортного травматизма в Россий-ской Федерации // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее : сб. науч. ст. 5-й Всерос. науч. конф. В 4 т. Курск, 2022. Т. 2. С. 164 – 167.
Асламова В.С., Минко А.А., Асламов А.А. Прогнозные модели травматизма с участием подростков на автомобиль-ных дорогах общего пользования // Математические методы в технике и технологиях. 2021. № 1. С. 174–177.
Минко А.А., Асламова В.С. Сравнительный анализ травматизма с участием детей на автомобильных дорогах России // Молодая наука Сибири. 2021. № 2 (12). С. 417–421.
Асламова В.С., Минко А.А., Асламов А.А. Регрессионные модели травматизма на автомобильных дорогах России // Образование – Наука – Производство : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Чита, 2020. Т. 2. С. 109–113.
Малолеткина Н.С., Королева К.А. Детский дорожно-транспортный травматизм: причины в России и зарубежный опыт профилактики // Уголовно-исполнительное право. 2022. Т. 17. № 1. С. 85–90.
Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция : офиц. сайт Министерства внутренних дел Рос. Федераци. URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения 20.10.2022).
Тяжесть последствий ДТП определение // Справочник водителя : сайт. URL: https://ukstrela.com/tyazhest-posledstviy-dtp-opredelenie/ (Дата обращения 12.10.2022).
Паршина К.С., Печатнова Е.В. Снижение риска ДТП на основе анализа аварийности по месяцам года // Экология и без-опасность в техносфере: современные проблемы и пути решения : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. Томск : Изд-во ТПУ, 2017. С. 623–625.
Березин Н.А. Влияние неудовлетворительных дорожных условий на безопасность движения // Актуальные проблемы строительства, ЖКХ и техносферной безопасности: материалы IX Всерос. с междунар. участием науч.-техн. конф. молодых иссле-дователей. Волгоград, 2022. С. 16–18.
Гончарук Д.В. Анализ статистики ДТП в России // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное разви-тие общества : сб. науч. ст. 3-й Всерос. молодеж. науч. конф. Курск, 2022. Т. 3. С. 187–190.
МВД назвало самые частые причины аварий в России // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/mvd-nazvalo-samye-chastye-prichiny-avariy-v-rossii/ (Дата обращения 18.10.2022).
В России подготовлены масштабные поправки в ПДД // auto.ru журнал : сайт.. URL: https://mag.auto.ru/article/mintransannounsednewpdd/ (Дата обращения 18.11.2022).
Число аварий с электросамокатами в России выросло более чем вдвое // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/chislo-avariy-s-elektrosamokatami-vyroslo-bolee-chem-vdvoe/ (Дата обращения 18.10.2022).
В России разработали новый ГОСТ для электросамокатов // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/novyy-gost-vvodit-ogranicheniya-dlya-elektrosamokatov/ (Дата обращения 18.10.2022).
В России хотят ввести ограничение скорости для электросамокатов // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/evscooterrules/ (Дата обращения 18.10.2022).
В России готовят дорожные знаки для самокатов и моноколес // auto.ru журнал : сайт. URL: https://mag.auto.ru/article/newroadplatesnov/ (Дата обращения 18.10.2022).
Квашис В.Е. К проблеме культуры противодействия преступности // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2 (32). С. 13–20.