Цифровизация как основное стратегическое направление для достижения устойчивой конкурентной позиции ОАО «РЖД» на транспортном рынке

Авторы

  • Наталья Васильевна Власова Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Виктория Александровна Оленцевич Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

железнодорожный транспорт, качество грузовых перевозок, оценка лояльности клиентов, транспортно-логистические услуги, уровень клиентоориентированности, информационные технологии, бизнес-модель, цифровые инновации, трансформация транспортного процесса

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы целесообразности применения в производственном процессе структурных подразделений и филиалов Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД» маркетинговой стратегии, основной задачей которой является достижение положительных результатов функционирования в условиях глобального изменения логистических схем доставки грузов на восточном направлении. Представлены результаты социологического исследования удовлетворенности клиентов, проведенного с применением методов системного анализа, позволившего выявить сильные и слабые стороны работы ОАО «РЖД». Выполнена сравнительная оценка лояльности клиентов при использовании транспортно-логистических сервисов и услуг. Это в дальнейшем помогло сформировать комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня клиентоориентированности грузовых перевозок ОАО «РЖД». Цифровизацию в данном случае необходимо рассматривать как источник основного конкурентного преимущества компании на рынке транспортно-логистических услуг в долгосрочной перспективе, так как сегодня цифровая трансформация затрагивает все сферы бизнес-процессов. Адресация вагоно- и поездопотоков на экономически более оптимальных объектах транспортной инфраструктуры, концентрация грузовой работы на технически развитых грузовых дворах и комплексах позволяют сократить зависящие затраты структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД», а также снизить себестоимость перевозочного процесса. Научная проработка данного вопроса должна включать в себя маркетинговые исследования лояльности клиентов с использованием систематизированного метода исследования сценариев (SWIFT), что позволит определить сильные и слабые стороны работы компании и заблаговременно внести изменения в стратегию развития с целью достижения устойчивого конкурентного положения на транспортном рынке.

Биографии авторов

Наталья Васильевна Власова, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления эксплуатационной работой

Виктория Александровна Оленцевич, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления эксплуатационной работой

Библиографические ссылки

Стратегия развития Холдинга «РЖД» на период до 2030 года // ОАО «РЖД» : сайт. URL : https://volgograd-terkom34.ru/wp-content/uploads/2017/05/Стратегия-развития-ОАО-РЖД-до-2030-года.pdf (Дата обращения 10.01.2023).

Об утверждении концепции клиентоориентированности холдинга «РЖД» в области грузовых перевозок : распоряжение ОАО «РЖД» от 07.12.2016 г. № 2487р. Доступ из локал. сети БД АСПИЖТ.

Власова Н.В., Оленцевич В.А. Декомпозиция основных бизнес-процессов и зоны формирования рисков железнодорож-ной транспортной системы в сфере грузовых перевозок // Вестн. Сибир. гос. ун-та путей сообщ. 2022. № 4 (63). С. 44–52.

Динец Д.А., Меркулов А.С. Применение принципа управления транспортным коридором к организации деятельности Транссибирской магистрали // Транспортное право и безопасность. 2021. № 3 (39). С. 49–56.

Абалонин С.М. Конкурентоспособность транспортных услуг. М. : Академкнига, 2004. 172 с.

Оленцевич В.А., Власова Н.В. Оценка удовлетворенности качеством услуг грузовых железнодорожных перевозок // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2021. № 8. С. 187–188.

Российские железные дороги // ОАО «РЖД» : сайт. URL : http://www.rzd.ru (Дата обращения 10.01.2023).

Фирсова О.А. Способы оценки степени риска // Наука-2020. 2012. № 1 (1). С. 155–167.

Система мониторинга уровня удовлетворенности клиентов услугами грузовых и пассажирских перевозок (принципы формирования и методы реализации) : утв. Старшим вице-президентом ОАО «РЖД» 21.11.2016 г. № 688р. Доступ из локал. сети БД АСПИЖТ.

Перспективы развития в 2022 году // ОАО «РЖД» : сайт. URL : https://ar2021.rzd.ru/ru/strategic-report/development-prospects (Дата обращения 11.01.2023).

Годовой отчет 2013 // ОАО «РЖД» : сайт. URL : http://ar2013.rzd.ru/ru/development-strategy/strategy-key-trends/ (Дата об-ращения 11.01.2023).

Власова Н.В., Оленцевич В.А. Инновационные подходы к оценке погрузочно-разгрузочных операций на местах обще-го пользования (на примере Восточного полигона железных дорог) // Постсоветский материк. 2022. № 3 (35). С. 65–75.

Оленцевич В.А., Гозбенко В.Е. Задачи приспособления транспортной инфраструктуры к новым технологиям // Совре-менные технологии и научно-технический прогресс. 2021. № 8. С. 189–190.

Перфильева П.В., Кашкарев А.С., Власова Н.В. Инновационные подходы к совершенствованию качества предоставле-ния услуг клиентам железнодорожного транспорта // Современные инновации в науке и технике : сб. науч. ст. 12-й Всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием. Курск, 2022. С. 193–196.

Иванкова Л.Н., Иванков А.Н., Волкова С.Г. Формирование опорной сети транспортно-логистических комплексов // Инновационные технологии на железнодорожном транспорте : сб. тр. науч-практ. конф. с междунар. участием. Москва, 2022. С. 177–183.

Оленцевич А.А., Игнатьева Е.И., Комаров А.В. Повышение клиентоориентированности системы фирменного транс-портного обслуживания ОАО «РЖД» // Молодая наука Сибири. 2020. № 4 (10). С. 87–93.

Абрамян А.Э. Процесс цифровой трансформации транспортно-логистического комплекса // Железная дорога: путь в будущее : сб. материалов I Междунар. науч. конф. аспирантов и молодых ученых. Москва, 2022. С. 349–353.

Осьминин А.Т. О цифровой трансформации процессов планирования и управления грузовыми перевозками на желез-нодорожном транспорте // Управление эксплуатационной работой на транспорте : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. СПб, 2022. С. 41–60.

Полиэктов Д.А., Покровская О.Д. Цифровые технологии на сети железных дорог России // Управление эксплуатацион-ной работой на транспорте : сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. СПб, 2022. С. 132–137.

Яньшина И.В. Оценка надежности организационно-технологических процессов инфраструктурных объектов железно-дорожного транспорта // Вестн. Сибир. гос. ун-та путей сообщ. 2021. № 3 (58). С. 60–70.

Терешина Н.П., Тонг Хонг Фи. Факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ в сфере транспорта // Транспортное дело России. 2021. № 5. С. 64–66.

Опубликован

2023-04-28

Как цитировать

Власова, Н. В., & Оленцевич, В. А. (2023). Цифровизация как основное стратегическое направление для достижения устойчивой конкурентной позиции ОАО «РЖД» на транспортном рынке. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (1(77), 127-135. извлечено от https://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1059

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>