Способ диагностирования гидравлических гасителей колебаний на тяговом подвижном составе
Ключевые слова:
электроподвижной состав, гидравлический гаситель колебаний, диагностика, датчик виброускорения, техническое состояние рессорного подвешивания, рессорное подвешивание, моделированиеАннотация
В статье описывается важность улучшения характеристик подвижного состава для повышения эффективности железнодорожного транспорта и достижения такой стратегической цели, как увеличение грузооборота. От состояния рессорного подвешивания тягового подвижного состава зависят динамическая нагруженность, износ и повреждаемость его экипажной части, затраты на ремонт и техническое обслуживание, виброзащищенность машинистов. Гидравлический гаситель колебаний является ответственным узлом в подвеске тягового подвижного состава, а наличие дефектного гидравлического гасителя колебаний может привести к сходу тягового подвижного состава, а также способствует повышению износа его элементов, отрицательно воздействует на путь и вызывает необходимость снижения скорости. В работе представлена конструкция рессорного подвешивания первой и второй ступеней, описывается ее назначение и принцип работы гидравлических гасителей колебаний на электровозе серии 3ЭС5К. Приведены существующие методы и способы диагностирования гидравлических гасителей колебаний. С помощью программы MSC Adams произведены расчет и моделирование электровоза серии 3ЭС5К. С учетом полученных результатов можно предположить, что происходит при исправном и неисправном состояниях гидравлических гасителей колебаний. В исследовании также приводится новый метод диагностирования технического состояния гидравлических гасителей колебаний на тяговом подвижном составе с помощью установки датчиков виброускорения на подвижной состав в определенные места по предложенной схеме.
Библиографические ссылки
Об утверждении стратегии научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 г. и на перспективу до 2030 года (Белая книга) : распоряжение ОАО «РЖД» № 769/р от 17.04.2018 г. Доступ из справ.-прав. системы «АСПИЖТ» в локал. сети.
Электровоз магистральный 2ЭС5К (3ЭС5К, 4ЭС5К). Руководство по эксплуатации. Кн. 6. Механическая часть. ИДМБ.661142.009РЭ6 (ЗТС 001.012 РЭ6). Новочеркасск : Новочеркас. электровозостроител. завод, 2004. 66 с.
Руководство по эксплуатации 677.00 РЭ. Демпферы гидравлические подвижного состава железных дорог. Первомайск : Транспневматика, 2008. 69 с.
Челноков И.И. Гидравлические гасители колебаний пассажирских вагонов. М. : Транспорт, 1975. 73 с.
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту гидравлических и фрикционных гасителей колебаний локомотивов ПКБ ЦТ.25.0113. М. : ПКБ ЦТ, 2011. 250 с.
Электровоз ВЛ85 : Руководство по эксплуатации / Б.А. Тушканов, Н.Г. Пушкарев, Л.А. Позднякова и др. М. : Транспорт, 1992. 480 с.
Электровоз ВЛ80р. Руководство по эксплуатации / Б.А. Тушканова, Н.М. Васько, В.И. Покромкин и др. М. : Транспорт, 1985. 541 с.
Механическая часть тягового подвижного состава / И.В. Бирюков, А.Н. Савоськин, Г.П. Бурчак и др. М. : Транспорт, 1992. 440 с.
Стенд испытания гидравлических гасителей колебаний // ТПИ : сайт. URL : https://tpiomsk.ru/catalog/oborudovanie-dlya-remonta-zheleznodorozhnogo-transporta/lokomotivnoe/stend-ispytaniya-gidravlicheskikh-gasiteley-kolebaniy/ (дата обращения 30.05.2024).
Болобонов С.И. Стенд для испытания гидродемпферов тягового подвижного состава // Локомотив. 2023. № 4. С. 10–11.
Пат. 7201 Рос. Федерация. Стенд для испытания гасителей колебаний вагонов и локомотивов / Ю.П. Бороненко, В.И. Варава, Г.М. Левит. № 97110618/20 ; заявл. 24.06.1997 ; опубл. 16.07.1998.
Пат. 102798 Рос. Федерация. Стенд снятия нагрузочной характеристики гидродемпфера / Е.Г. Борисов, А.В. Голубев, В.С. Усс. № 2010141222/28 ; заявл. 07.10.2010 ; опубл. 10.03.2011, Бюл. № 7. 2 с.
Пат. 2556768 Рос. Федерация. Универсальный стенд для испытания гасителей колебаний / В.А. Каньшин, А.М. Третьяков, Ф.П. Мельников и др. № 2013149886/11 ; заявл. 07.11.2013 ; опубл. 20.05.2015, Бюл. № 20. 12 с.
Тимошенко С.П., Янг Д.Х., Уивер У. Колебания в инженерном деле. М. : Машиностроение, 1985. 472 с.
Иванов А.А. MSC.Adams: теория и элементы виртуального конструирования и моделирования. М. : MSC.Software Corporation, 2003. 97 с.
Марченко Д.М. Создание компьютерной модели вагона для динамического моделирования в MSC.ADAMS // Механика. Исследования и инновации. 2017. № 10. С. 148–156.
ГОСТ Р 55513-2013. Локомотивы. Требования к прочности и динамическим качествам. Введ. 2014–07–01. М. : Стан-дартинформ, 2014. 46 с.
Шкодун П.К. Диагностирование технического состояния гидравлических гасителей колебаний при ремонте и обслужи-вании подвижного состава : автореф. дис. … канд. техн. наук. Омск, 2002. 21 с.