Гидравлическая стабилизация крена вагона

Авторы

  • Олег Львович Маломыжев Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Дмитрий Олегович Маломыжев Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Сергей Викторович Павлов ООО «Петроремстрой»
  • Александр Георгиевич Семенов Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Ключевые слова:

железная дорога, вагон, крен вагона, стабилизация поперечной устойчивости, скоростные поезда, боковая сила, боковая качка вагона

Аннотация

В процессе движения железнодорожного вагона неизбежно возникают боковые силы, обусловленные движением в кривой, наличием бокового ветра, рысканием тележки вагона и т.д. Такие силы вызывают крен или боковую качку вагона, что влияет на его устойчивость, приводят к циклически изменяющимся по величине нагрузкам на все элементы, могут перемещать расположенный в вагоне груз, а также вызывать дискомфорт у пассажиров. Наиболее выражены описанные проявления у скоростных поездов и двухэтажных пассажирских вагонов. В настоящее время для снижения крена и боковой качки используют торсионные стабилизаторы поперечной устойчивости, обеспечивающие в достаточной мере поставленные перед ними задачи. При этом торсионные стабилизаторы не лишены недостатков, к основным из которых следует отнести упругую закрутку торсиона, неизбежно вызывающую возникновение частичного крена вагона под действием боковой силы, а также невозможность регулирования момента сопротивления крену в зависимости от степени загрузки вагона. Современная тенденция роста скоростей движения пассажирских и грузовых поездов требует повышения уровня стабилизации крена с допустимостью регулирования стабилизатора. В статье рассматривается альтернативная торсионной гидравлическая система стабилизации крена вагона, обеспечивающая большую эффективность, позволяющая автоматически изменять момент сопротивления крену вагона с учетом его загрузки. Дополнительные возможности гидравлической стабилизации крена вагона создают предпосылки для ее применения на современных скоростных поездах.

Биографии авторов

Олег Львович Маломыжев, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой вагонов и вагонного хозяйства

Дмитрий Олегович Маломыжев, Иркутский государственный университет путей сообщения

Аспирант кафедры физики, механики и приборостроения

Сергей Викторович Павлов, ООО «Петроремстрой»

Генеральный директор

Александр Георгиевич Семенов, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, доцент Высшей школы транспорта

Библиографические ссылки

Лукин В.В., Анисимов П.С., Федосеев Ю.П. Вагоны : общий курс. М. : Маршрут, 2004. 424 с.

Кузьмич Л.Д., Кост Е.Л., Завт С.И. Двухэтажные пассажирские вагоны : обзор. М. : НИИинформтяжмаш, 1978. 36 с.

Вершинский С.В., Данилов В.Н., Хусидов В.Д. Динамика вагона. М. : Транспорт, 1991. 360 с.

Никитин Г.С., Тинт Наинг Вин. Результаты динамического моделирования поперечной устойчивости малотоннажного фургона при криволинейном движении // Науч.-техн. вестн. Брянск. гос. ун-та. 2022. № 4. С. 322–329.

Кравец В.Н. Теория автомобиля. Нижний Новгород : Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2013. 413 с.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка» / А.Ю. Слизов, А.Г. Брагин, В.О. Иващенко и др. М. : Автограф, 2015. 236 с.

Лебедев В.А. Обоснование технических решений конструкции двухэтажного пассажирского вагона : дис. … канд. техн. наук. М., 2017. 178 с.

Оценка безопасности движения двухэтажного пассажирского вагона методом математического моделирования / В.А. Лебедев, В.В. Кобищанов, Д.Я. Антипин и др. // Вестн. Брянск. гос. техн. ун-та. 2014. № 4 (44). С. 24–27.

О принятии технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транс-порта» : решение комиссии Таможенного союза № 710 от 15.07.2011 (в ред. 30.03.2023). Доступ из справ.-прав. системы АСПИЖТ в локал. сети.

Рожкова Е.А., Астафьева А.Н., Баранова Т.А. Анализ устойчивости вагона от опрокидывания при движении в кривых участках пути различного радиуса различного радиуса // Молодая наука Сибири. 2020. № 2 (8). С. 62–67.

Конторщиков С.В. Разработка стабилизатора поперечной устойчивости регулируемой жесткости для спортивного автомобиля класса «Формула студент» // Студенческие инженерные проекты : сб. материалов и докл. VI Всерос. форума. М., 2020. С. 75–81.

Пат. Рос. Федерация 2318678. Гидравлическая система стабилизации поперечной устойчивости транспортного средства / C.С. Якубов, Б.Е. Буртаков, Ф.З. Кабиров, и др. № 2006128530/11 ; заявл. 04.08.2006 ; опубл. 10.03.2008, Бюл. № 7. 7 с.

Пат. Рос. Федерация 2329159. Система стабилизации поперечной устойчивости транспортного средства / C.С. Якубов, Б.Е. Буртаков, Ф.З. Кабиров, и др. № 2006143514/11 ; заявл. 07.12.2006 ; опубл. 20.07.2008, Бюл. № 20. 6 с.

Попов А.В., Горбунов А.А. Выбор типа активной системы стабилизации поперечной устойчивости при проектировании автомобильных транспортных средств // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 (64). С. 72–78.

Невзоров Л.Л., Свиридов Е.В. Автоматическая система поперечной стабилизации военных колесных машин // Между-нар. студенч. науч. вестник. 2016. № 3-2. С. 206–207.

Мехонин О.Н., Щеткин Р.В., Пугин К.Г. Оценка влияния смещения ребер опрокидывания при крене подрессоренных элементов конструкции базовых шасси автомобильных кранов-манипуляторов на значение коэффициента грузовой устойчивости // Техника и технология транспорта. 2019. № S (13). URL: http://transport-kgasu.ru/files/N13-17TKR19.pdf (Дата обращения 02.04.2024).

Лозин А.В., Павлов С.В., Семенов А.Г. Модернизация торсионного узла стабилизатора поперечной устойчивости кузова железнодорожного вагона // Инновационная железная дорога. Новейшие и перспективные системы обеспечения движения поездов. Проблемы и решения : сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. СПб. ; Петергоф, 2022. С. 275–284.

Пат. Рос. Федерация 2807559. Гидравлический стабилизатор поперечной устойчивости железнодорожного вагона / О.Л. Маломыжев, Д.О. Маломыжев, С.В. Павлов и др. № 2023118971 ; заявл. 17.07.2023 ; опубл. 16.11.2023, Бюл. № 32. 14 с.

Шуханов С.Н., Маломыжев О.Л., Федотова Н.Е. Расчет расходов масла в агрегатах трансмиссий энергонасыщенных тракторов сельскохозяйственного назначения с принудительной системой смазки // Вестн. АПК Верхневолжья. 2017. № 2 (38). С. 75–78.

Опубликован

2024-08-05

Как цитировать

Маломыжев, О. Л., Маломыжев, Д. О., Павлов, С. В., & Семенов, А. Г. (2024). Гидравлическая стабилизация крена вагона. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (2(82), 35-43. извлечено от https://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1846

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)