Разработка мероприятий по устранению ложного срабатывания телесигнализации системы телемеханики аппаратуры микропроцессорной телемеханики в границах читинской дистанции электроснабжения Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
Ключевые слова:
телесигнализация, система телемеханики, сигнал помехи, «сухой» датчик - контакт, чувствительность, ложное срабатывание, модуль оптрона, светодиод, сигнальный шлейфАннотация
Статья посвящена актуальной проблеме наличия случайного ложного срабатывания подсистемы телесигнализации системы телемеханики аппаратуры микропроцессорной телемеханики. Детально проанализированы пути возможного попадания помехи во входные / выходные цепи модулей преобразования сигналов телесигнализации стойки ТУ-ТС АМТ-002, размещенной на посту электрической централизации станции Тургутуй, располагаемой в границах Читинской дистанции электроснабжения ЭЧ-1 Забайкальской железной дороги. Для исследования работы подсистемы телесигнализации аппаратуры микропроцессорной телемеханики была разработана имитационная модель входных цепей модулей оптронов системы телемеханики МСТ-95 и аппаратуры микропроцессорной телемеханики. Проведена оценка степени влияния схемотехнического решения на чувствительность входного элемента модуля оптронов системы телемеханики МСТ-95 и аппаратуры микропроцессорной телемеханики. В имитационную модель были заложены реальные параметры электронных компонентов стоек МСТ-95 и аппаратуры микропроцессорной телемеханики. На основании исполненных в программном комплексе «Мультисим 11.0» расчетов были определены реакции на воздействие помехи при четырех различных вариантах исключения ложного срабатывания. Проведенное имитационное моделирование показало, что на степень чувствительности входных цепей модулей оптронов систем телемеханики МСТ-95 и аппаратуры микропроцессорной телемеханики большое влияние оказывает входное сопротивление модуля оптронов. При этом под воздействием существенных по величине помех, превышающих паспортные значения напряжения срабатывания оптронов, вызывает срабатывания последних и в итоге приводит к появлению у энергодиспетчера дистанции электроснабжения ложной индикации срабатывания телесигнализации. При этом под воздействием напряжения помехи происходит формирование напряжения во входных цепях оптронов, приводящее к его нештатному срабатыванию. Выявлено, что повышение чувствительности у модуля оптронов системы телемеханики аппаратуры микропроцессорной телемеханики по сравнению с МСТ-95, заложенное конструктивно, является источником нештатного срабатывания фототранзистора оптрона как при наличии напряжения помехи, так и при ее отсутствии. Отмечено, что в условиях эксплуатации существующих схем модуля оптронов аппаратура микропроцессорной телемеханики приводит к наличию ложного срабатывания подсистемы телесигнализации, что является существенным ограничением при организации энергодиспетчерского управления конфигурацией системы тягового электроснабжения. Это критически важно для обеспечения надежного и эффективного перевозочного процесса в границах Читинской дистанции электроснабжения ЭЧ-1 Забайкальской дирекции энергообеспечения.
Библиографические ссылки
Аппаратура микроэлектронной системы телемеханики МСТ-95. М.: МЭЗ ДКРЭ ОАО РЖД, 2001. 14 с.
Аппаратура микропроцессорной системы телемеханики АМТ. М.: МЭЗ ДКРЭ ОАО РЖД, 2018. 31 с.
Протокол технического Совета ЗабНТЭ. Приложение 2: приказ № 227 от 23 июля 2020 г. по РРУ ЭЧ-1. Чита: ЗабНТЭ, 2020. 4 с.
Проект технического перевооружения системы телемеханики на участке Хилок – Яблоновая: рабочая документация 6036-0.0-ТЛМ. Чита: ЗабНТЭ, 2018. 62 с.
Multisim – NI. URL: https://www.ni.com/ru-ru/shop/electronic-test-instru-mentation/application-software-for-electronic-test-and-instrumentation-category/what-is-multisim/multisim-еdu-cation (дата обращения: 21.07.2021).
Бадер М.П. Электромагнитная совместимость. М.: УМК МПС, 2002. 637 с.
Горлов Н.И., Михайловская Ж.А., Первушина Л.В. Методы и средства измерений параметров электрических кабелей связи. Новосибирск: СибГУТИ, 2009. 258 с.
Шалягин Д.В., Цыбуля Н.А., Косенко С.С., Волков А.А. и др. Устройства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Ч. 1. М.: Маршрут, 2006. 587 с.
Московский электромеханический завод. URL: https://mez.ru (дата обращения: 12.01.2021).
Почаевец В.С. Автоматизированные системы управления устройствами электроснабжения железных дорог. М.: Маршрут, 2003. 318 с.
ГОСТ Р 33398-2015. Железнодорожная электросвязь. Правила защиты проводной связи от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока. М.: Стандартинформ, 2015. Т. II. 21 с.
ChipDip. URL: https://www.chipdip.ru (дата обращения: 9.02.2021).
Datasheet California Eastern Labs. URL: www.alldatasheet.com (дата обращения: 9.02.2021).
Чернов Ю.А. Электроснабжение электрических железных дорог. М.: УМЦ ЖДТ, 2016. 404с.
Володин С.В., Иванов В.В., Просвиров Ю.Е и др. Электрические железные дороги. М.: УМЦ ЖДТ, 2010. 355 с.
Шишов О.В. Современные технологии промышленной автоматизации. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015. 256 с.
Tornado modular systems. URL: https://tornado.nsk.ru (дата обращения: 10.01.2021).
Харлов Н.Н. Электромагнитная совместимость в электроэнергетике. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 207 с.
Протокол технического Совета ЗабНТЭ//Статистика отказов устройств ТМ ЭЧ-1 за период 2013 – 2020 гг. Чита: ЗабНТЭ, 2020.
ГОСТ IEC 60870-4 – 2011. Ч. 4. Технические требования. Устройства и системы телемеханики. М.: Стандартинформ, 2014. 23 с.