Эволюция систем опирания кузова восьмиосного вагона на ходовые части

Авторы

  • Татьяна Александровна Попова Российский университет транспорта (МИИТ)
  • Геннадий Иванович Петров Российский университет транспорта (МИИТ)
  • Виктор Николаевич Филиппов Российский университет транспорта (МИИТ)

Ключевые слова:

восьмиосный вагон, четырехосная тележка, скользуны, балансирные системы

Аннотация

В работе рассмотрены различные конструкции опорных устройств ходовых частей большегрузных восьмиосных вагонов и этапы их модернизации. Подробно изучены ходовые части многоосных тележек, которые отвечают за равномерное распределение нагрузки, обеспечивая устойчивость большегрузного подвижного состава. Показано, что ввиду поддержания необходимого уровня грузоперевозок наиболее рационально эксплуатировать восьмиосные грузовые вагоны, устанавливаемые на четырехосные тележки. Изучены конструктивные особенности опорных узлов различных систем четырехосных тележек, а также вопросы балансирных систем опирания на скользуны двухосных тележек, которые гарантируют устойчивость вагонов при прохождении больших неровностей в прямых и криволинейных участках пути, горбов сортировочных станций и аппарелей паромных переправ. Были проанализированы решения систем опирания на пятники соединительной балки четырехосной тележки и различные модернизации, при которых балансирные системы могут представлять собой подпружиненные элементы, гидравлические и клиновидные конструкции, опорные роликовые балансирные узлы. В статье обозначены оригинальные конструктивные решения, при которых кузов (котел) большегрузного вагона опирается на скользуны двухосных тележек с заменой тяжелой соединительной балки четырехосной тележки на облегченную связывающую балку с балансирной системой. Это значительно снизило массу тары вагона и воздействие на верхнее строение пути, сократило износ опорных узлов и ходовых частей, повысило грузоподъемность вагона, базу четырехосной тележки и погонную нагрузку на путь, увеличило динамические ходовые качества и запас устойчивости колес против схода в прямых и криволинейных участках пути. Поезда из таких вагонов везут в 1,5–2 раза большую массу грузов при той же длине и могут значительно поднять провозную и пропускную способности без удлинения станционных и сортировочных путей.

Биографии авторов

Татьяна Александровна Попова, Российский университет транспорта (МИИТ)

Cтарший преподаватель кафедры технологии транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава

Геннадий Иванович Петров, Российский университет транспорта (МИИТ)

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой вагонов и вагонного хозяйства

Виктор Николаевич Филиппов, Российский университет транспорта (МИИТ)

Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры вагонов и вагонного хозяйства

Библиографические ссылки

Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм : альбом-справочник 002И-2009 ПКБ ЦВ (ремонт) / Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства филиал ОАО «РЖД». М., 2009. URL: http://scbist.com/vagony-i-vagonnoe-hozyaistvo/51805-gruzovye-vagony-kolei-1520mm-albom-spravochnik-002i-2009-pkb-cv.html (Дата обращения 25.09.2023).

Пат. 2754932. Рос. Федерация. Длиннобазовая железнодорожная вагон-платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров / В.В. Тюньков, В.Н. Железняк, Ю.В. Воронова и др. № 2020131535 ; 24.09.2020 ; опубл. 08.09.2021, Бюл. № 25. 12 с.

Анализ центрального подвешивания тележки вагона метрополитена / Г.И. Петров, В.В. Писаренко, О.И. Паначев и др. // Безопасность движения поездов : материалы XVII науч.-практ. конф. М., 2016. С. II-100–II-102.

Ефимов В.П., Пранов А.А., Павлюков А.Э. Тележки для перспективных грузовых вагонов // Железнодорожный транс-порт. 2002. № 4. С. 46–49.

Турутин И.В., Рудакова Е.А., Конструкция тележек моделей 18-9889 и 18-9890 для инновационных четырех и шестиос-ных грузовых вагонов // Транспорт Российской Федерации. 2013. № 3 (46). С. 10–12.

Wheel-rail contact : handbook of Railway Vehicle Dynamics / ed. by S. Iwnicki. Boca Raton : London, New York: CRC Press, 2006. 552 p.

Тибилов Т.А. Нелинейные задачи динамики рельсовых экипажей // Проблемы механики железнодорожного транспорта : тезисы докл. всесоюз. конф. Днепропетровск, 1980. С. 137–138.

Бороненко Ю.П., Рудакова Е.А., Орлова А.М. Инновации в тележках грузовых вагонов: реальность и перспективы // Наука и транспорт. 2009. № S. С. 14–17.

Петров Г.И. Динамика многоосных грузовых вагонов с опиранием кузова на скользуны : дис. … канд. техн. наук. М., 1986. 308 с.

Types of bogies // Trackopedia : site. URL: https://www.trackopedia.com/en/encyclopedia/railway-vehicles/types-of-bogies (Дата обращения 25.09.2023).

Романова А.А. Повышение ресурса соединительной балки // Изв. Петербург. ун-та путей сообщ. 2004. № 1. С. 63–66.

Орлова А.М. Влияние конструктивных схем и параметров тележек на устойчивость, ходовые качества и нагруженность грузовых вагонов : автореф. дис. … д-ра техн. наук. СПб., 2008. 34 с.

Орлова А.М., Саидова А.В., Разработка математических моделей вагона на тележках 18-9810 и 18-9855 для исследования износов колес // Наука и прогресс транспорта. Вестн. Днепропетров. нац. ун-та ж.-д. трансп. 2013. № 2 (44). С. 118–123.

Пат. Рос. Федерация 216548. Четырехосная тележка для грузового вагона / С.А. Раловец, А.В. Маненков, А.В. Григо-рьев. № 2023101278 ; заявл. 23.01.2023 ; опубл. 14.02.2023, Бюл. № 5. 8 с.

Саидова А.В. Влияние характеристик буксового узла и боковых скользунов тележки грузового вагона на износ колес // Бюл. результатов научных исследований. 2014. № 1 (10). С. 170–176.

Пат. Рос. Федерация 29020. Упруго-катковый скользун / В.Ф. Ушкалов, Брюс Г. Гатнарек, Денис Л. Рен. № 2002124396/20 ; заявл. 19.09.2002 ; опубл. 27.04.2003, Бюл. № 12. 7 с.

Филиппов В.Н. Особенности расчета, анализа и пути улучшения динамических показателей перспективных большегрузных вагонов : дис. … д-ра техн. наук. М., 1986. 384 с.

Иванов Д.В. Влияние технического состояния ходовых частей грузовых вагонов на безопасность движения и износ в системе колесо-рельс : дис. … канд. техн. наук. М., 2010. 203 с.

Бороненко Ю.П., Житков Ю.Б. Уточнение силовой характеристики связи кузова вагона c тележками при перевалке на плоских пятниках // Изв. Петербург. ун-та путей сообщ. 2016. Т. 13. № 2 (47). С. 133–145.

Ремонт тележек грузовых вагонов. Руководящий документ. РД 32 ЦВ 052-2009 : утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества 14.05.2010, протокол № 52. Доступ из справ.-правовой системы АСПИЖТ в локал. сети.

Опубликован

2024-03-29

Как цитировать

Попова, Т. А., Петров, Г. И., & Филиппов, В. Н. (2024). Эволюция систем опирания кузова восьмиосного вагона на ходовые части. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (1(81), 10-21. извлечено от https://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1390