Повышение энергоэффективности железнодорожного транспорта путем применения мобильных устройств поперечной емкостной компенсации
Ключевые слова:
поперечная емкостная компенсация, реактивная мощность, профиль пути, пропускная способность, компенсирующее устройство, энергоэффективностьАннотация
Авторы статьи предлагают использовать мобильные устройства поперечной емкостной компенсации реактивной мощности для повышения энергоэффективности железнодорожного транспорта. В работе рассмотрена возможность сокращения существующих межпоездных интервалов движения тяжеловесных поездов по участку железной дороги Ачинск-I – Чернореченская Ачинской дистанции электроснабжения при применении поперечной емкостной компенсации реактивной мощности на посту секционирования Тарутино для увеличения наличной пропускной способности рассматриваемого железнодорожного участка. Проверка расчетов выполнена в программном комплексе «КОРТЭС». Проведенный расчет показывает, что при использовании мобильных устройств поперечной емкостной компенсации реактивной мощности на Красноярской железной дороге возможно повысить энергоэффективность расчетного участка Ачинской дистанции электроснабжения Ачинск-I – Чернореченская и увеличить его пропускную способность. Применение указанных мобильных устройств позволяет поднять уровень напряжения на токоприемнике электроподвижного состава на 1,05–1,33 кВ и обеспечить движение грузовых поездов повышенной массы (до 7 100 т) в четном направлении при межпоездном интервале 14 мин. При включении второго силового трансформатора на тяговых подстанциях Ачинск-I и Чернореченская напряжение на токоприемнике электроподвижного состава увеличивается на 2,43–2,65 кВ, а межпоездной интервал уменьшается до 8–9 мин. Авторы считают, что результаты представленного расчета могут быть полезны для оптимизации работы железнодорожных систем и повышения их эффективности в целом.
Библиографические ссылки
Герман Л.А., Серебряков А.С. Регулируемые установки емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения железных дорог. М. : УМЦ ЖДТ, 2015. 316 с.
СТO РЖД 07.022.2–2015. Система тягового электроснабжения железной дороги переменного тока. Методика выбора мест размещения и мощности средств продольной и поперечной компенсации реактивной мощности. Введ. 2016–01–01. Доступ из справ.-прав. системы КонсультантПлюс в локал. сети.
Рубцов К.Д., Чинков П.О. Применение продольной и поперечной компенсации на станции Минино // Молодежная наука : тр. XXVI Всерос. студен. науч.-практ. конф. Красноярск, 2022. Т. 1. С. 138–141.
Общие методы выбора параметров и оценки эффективности применения устройств компенсации реактивной мощности в тяговой сети переменного тока : утв. совещанием Комиссии ОСЖД по инфраструктуре и подвижному составу 27–30 октября 2015. URL : https://osjd.org/api/media/resources/9705 (Дата обращения 29.03.2024).
Безопасность жизнедеятельности в условиях производства. Расчеты / Т.А. Бойко, Е.Б. Воробьев, Ж.Б. Ворожбитова и др. Ростов-на-Дону : РГУПС, 2007. 127 с.
Герман Л.А., Серебряков А.С. Снижение потерь электроэнергии при помощи установок компенсации реактивной мощности на посту секционирования тяговой сети переменного тока // Вестник ВНИИЖТ. 2019. Т. 78. № 5. С. 297–302.
Железко Ю.С. Потери электроэнергии. Реактивная мощность. Качество электроэнергии. Руководство для практических расчетов. М. : ЭНАС, 2009. 456 с.
Карта технологического процесса № 2/23. Устройство компенсации реактивной мощности УКРМ-27,5 кВ. Текущий ремонт : утв. расп. Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» №ТЭ-72/р от 10.04.2023 // Сборник карт технологических процессов на работы по содержанию тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового электроснабже-ния. Кн. I. М. : ОАО «РЖД», 2021. 622 с.
Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. М. : АльянС, 2019. 528 с.
Бурман А.П., Розанов Ю.К., Шакарян Ю.Г. Управление потоками электроэнергии и повышение эффективности элек-троэнергетических систем. М. : МЭИ, 2012. 335 с.
Инструкция по монтажу стационарных аккумуляторных батарей и конденсаторных установок : утв. тех. директором Концерна «Электромонтаж» от 29.05.1992. Введ. 1993–01–01. URL : https://energoboard.ru/information/171/ (Дата обращения 28.03.2024).
Правила техники безопасности при электромонтажных и наладочных работах / Ю.А. Войлошников, Б.М. Дидух, А.С. Дружинин и др. М. : Энергоатомиздат, 1992. 192 с.
Саитбаталова Р.С., Ившин И.В. Некоторые вопросы компенсации реактивной мощности в системе электроснабжения промышленного предприятия // Изв. высш. учеб. заведений. Проблемы энергетики. 2012. № 1-2. C. 77–81.
Бородулин Б.М., Герман Л.А., Николаев Г.А. Конденсаторные установки электрифицированных железных дорог. М. : Транспорт, 1983. 183 с.
Луковенко А.С., Туйгунова А.Г. Методы повышения надежности и качества электроэнергии тяговых подстанций с применением компьютерных технологий. М. : Русайнс, 2018. 98 с.
Кабышев А.В. Компенсация реактивной мощности в электроустановках промышленных предприятий. Томск : ТПУ, 2012. 234 с.
Тер-Оганов Э.В., Пышкин А.А. Электроснабжение железных дорог. Екатеринбург : УрГУПС, 2014. 431 с.
Поперечно-емкостная компенсация // Studfiles : сайт. URL: https://studfile.net/preview/7312126/page:6/ (Дата обращения 01.04.2024).
Продольная и поперечная компенсация реактивной мощности // Мегавар : сайт. URL : https://megavarm.ru/articles/prodolnaya-i-poperechnaya-kompensatsiya-reaktivnoy-moshchnosti.html (Дата обращения 01.04.2024).
Компенсация реактивной мощности // «Хомов электро» : сайт. URL: https://khomovelectro.ru/articles/kompensatsiya-reaktivnoy-moshchnosti.html (Дата обращения 01.04.2024).