РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОПУСКА ПОЕЗДОВ ПОВЫШЕННОЙ МАССЫ И ДЛИНЫ НА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Авторы

  • Анна Сергеевна Козлова Забайкальский институт железнодорожного транспорта
  • Константин Александрович Кирпичников Забайкальский институт железнодорожного транспорта

Ключевые слова:

Забайкальская железная дорога, поезд повышенной массы и длины, тяговые расчеты, грузонапряженность, реконструкция, техническое оснащение

Аннотация

Увеличение массы и длины поездов является приоритетным направлением развития железнодорожного транспорта в России. Особо актуально это направление на Восточном полигоне в условиях возрастающего грузооборота, где Забайкальская железная дорога выступает ключевым звеном транспортного коридора. В статье рассматривается проблема организации пропуска поездов повышенной массы и длины на Забайкальской железной дороге. Проанализирована динамика грузонапряженности на исследуемом участке и обоснована перспективность увеличения массы поездов. Представлены результаты комплексного исследования технического состояния участка Забайкальской железной дороги протяженностью 413 км, включающий 24 станции. Исследование охватывает параметры приемоотправочных путей, характеристику плана и профиля железнодорожного пути, состояния земляного полотна и искусственных сооружений. Техническое состояние некоторых участков Забайкальской железной дороги показало несоответствие требованиям для обращения поездов повышенной массы и длины. Выполнены тяговые расчеты для составов массой 7100 т, 10000 т, 12000 т. Выявлены «проблемные» зоны по плану и профилю, ограничивающие движение тяжеловесных поездов. Разработан комплекс реконструктивных мероприятий, включающий спрямление трассы, увеличение радиусов кривых участков пути, понижение уклонов и удлинению приемоотправочных путей. Предложенные решения позволяют повысить провозную способность Забайкальской железной дороги в условиях прогнозируемого роста грузонапряженности. При ограниченных возможностях увеличения количества вагонов, технология пропуска тяжеловесных составов позволяет повысить эффективность инфраструктуры без строительства дополнительных путей.

Биографии авторов

Анна Сергеевна Козлова, Забайкальский институт железнодорожного транспорта

Студентка кафедры «Строительство железных дорог»

Константин Александрович Кирпичников, Забайкальский институт железнодорожного транспорта

К.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Строительство железных дорог»

Библиографические ссылки

Переладов А.А., Царева В.В., Сторожев И.И. Организация движения поездов повышенной массы и длины на железнодорожном направлении // Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки : материалы XXXIII Международной научно-практической конференции. Bengaluru, 2023. С. 176–181.

Семёнкин А.Л. Организация пропуска поездов повышенной массы и повышенной длины на полигоне Дальневосточной железной дороги // Вопросы современных научных исследований : материалы Международной научно-практической конференции. Кишинев, 2018. С. 34–43.

Михайленко А.Н. Особенности организации тяжеловесного движения поездов // 82-я студенческая научно-практическая конференция РГУПС : сборник трудов конференции. Воронеж, 2023. Т. 2. С. 59–62.

Сдвоенные тяжеловесные. По Восточному полигону успешно проследовали десятки поездов массой 14 200 тонн // Гудок : сайт. URL : https://gudok.ru/news/?ID=1615456 (дата обращения: 13.05.2025).

Козлова А.С., Линейцев В.Ю., Кирпичников К.А. Анализ вариантов реконструктивных мероприятий участков Забайкальской железной дороги // Образование – наука – производство : материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Чита, 2024. Т. 1. С. 202–214.

Качесова О.Ю., Кирпичников К.А. Спрямление трассы Забайкальской железной дороги - как эффективная мера по увеличению ее мощности // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы IX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2018. Т. 1. С. 521–524.

Козлова А.С., Кирпичников К.А. Оценка состояния существующих искусственных сооружений для организации тяжеловесного движения на Забайкальской железной дороге // Образование – наука – производство : материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Чита, 2024. Т. 1. С. 184–192.

Об утверждении правил тяговых расчетов для поездной работы : распоряжение ОАО «РЖД» от 12.05.2016 № 867р (ред. 26.12.2024). Доступ из справ.-правовой системы АСПИЖТ в локал. сети.

Благоразумов И.В., Ворончихин К.Ю., Кирпичников К.А. Тяговые расчеты при проектировании железных дорог. Чита: ЗабИЖТ, 2018. 65 с.

Иванов С.В., Линейцев В.Ю. Выполнение тяговых расчетов в различных компьютерных программах // Безопасность транспорта и сложных технических систем глазами мо-лодежи : Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Иркутск, 2018. С. 261–264.

Линейцев В.Ю. САПР-технологии при проектировании параметров пути // Транс-портная инфраструктура Сибирского региона : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2016. Т. 1. С. 477–482.

Козлова А.С., Линейцев В.Ю. Применение геоинформационных систем для навигации по линейным объектам // Молодая наука Сибири. 2024. № 2 (24). С. 6–17.

Изыскания и проектирование железных дорог. Т.1 / А.В. Горинов, И.И. Кантор, А.П. Кондратченко и др. М.: Транспорт, 1979. 319 с.

Кирпичников К.А., Непомнящих Е.В. Проектирование организации строительства новой железнодорожной линии. Чита: ЗабИЖТ, 2012. 91 с.

Ворончихин К.Ю. Проектирование новой железнодорожной линии. Чита: ЗабИЖТ, 2012. 56 с.

Загрузки

Опубликован

2025-08-26

Как цитировать

Козлова, А. С., & Кирпичников, К. А. (2025). РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОПУСКА ПОЕЗДОВ ПОВЫШЕННОЙ МАССЫ И ДЛИНЫ НА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ. Электронный научный журнал "Молодая наука Сибири", (2 (28). извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2291

Выпуск

Раздел

СЖД, мостов, тоннелей, промышленных и гражданских зданий и сооружений