Моделирование процессов билетно-кассового обслуживания посетителей вокзального комплекса

Авторы

  • Ирина Александровна Чубарова Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Алена Дмитриевна Доможирова Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

вокзальный комплекс, программное обеспечение AnyLogic, имитационная модель, моделирование, билетно-кассовое обслуживание, организация пассажиропотока, посетители, пассажиры, улучшению качества обслуживания

Аннотация

Для эффективного использования и дальнейшего развития вокзальных комплексов ОАО «РЖД» была принята и утверждена Стратегия развития холдинга на период до 2030 года. На ее основе сейчас осуществляется работа по модернизации вокзалов на железнодорожном транспорте: внедрение современных технологий, переустройство пассажирских обустройств, увеличение услуг, которые предоставляются на вокзале посетителям, изменение основных устройств вокзалов, автоматизация процессов производства. Одновременно идет поиск направлений для более эффективного использования объектов вокзальных комплексов, в том числе с помощью методов имитационного моделирования. Целью настоящего исследования является изучение возможностей программного обеспечения AnyLogic для имитационного моделирования процессов работы вокзального комплекса. Задачи исследования заключаются в анализе пассажиропотоков и имитационном моделировании билетно-кассового обслуживания. Объектом изучения выступает вокзальный комплекс Иркутск-Пассажирский. В работе показано моделирование процессов, происходящих на вокзальном комплексе (на примере отдельной железнодорожной станции), и рассмотрены варианты совершенствования качества обслуживания посетителей. В статье обоснован выбор метода имитационного моделирования и проведен анализ текущей системы путем построения имитационных моделей. Представлены результаты двух сценариев имитационного моделирования работы билетных касс. Разработка имитационной модели билетно-кассового обслуживания позволила определить «узкие» места и скорректировать режим работы билетных касс для рациональной организации обслуживания посетителей вокзального комплекса. Внедрение программного обеспечения AnyLogic даст возможность получать детальное представление о процессах, происходящих на вокзальном комплексе, находить недостатки в его функционировании и оптимизировать необходимые операции.

Биографии авторов

Ирина Александровна Чубарова, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры управления эксплуатационной работой

Алена Дмитриевна Доможирова, Иркутский государственный университет путей сообщения

Старший преподаватель кафедры управления эксплуатационной работой

Библиографические ссылки

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 19.03.2019 № 466 (ред. 13.10.2022). URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903210017 (Дата обращения 12.01.2023).

Российские железные дороги // ОАО «РЖД» : сайт. URL: http://www.rzd.ru (Дата обращения 17.01.2023).

AnyLogic : сайт. URL : https:/www.anylogic.ru/ (Дата обращения 10.01.2023).

Рудин Р.Ю. Решение транспортных задач с помощью имитационного моделирования // Достижения науки и образова-ния. 2016. № 11 (12). С. 12–16.

Об утверждении типового технологического процесса работы железнодорожного вокзального комплекса : распоряжение ОАО «РЖД» от 23.09.2020 № 2072/р (ред. 10.10.2022). Доступ из справ.-прав. системы «АСПИЖТ» в локальной сети.

Об утверждении Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях : распоряжение ОАО «РЖД» от 1.12.2021 № 2695/р. Доступ из справ.-прав. системы «АСПИЖТ» в локальной сети.

ГОСТ Р 58171-2018. Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров на вокзальных комплексах. Введ. 2018–12–01. М. : Стандартинформ, 2018. 22 с.

Пазойский Ю.О. Организация пригородных железнодорожных перевозок. М. : УМЦ по образованию на ж.-д. трансп., 2015. 270 с.

Свистунова А.С., Хасанов Д.С., Кравец Д.М. Имитационное моделирование на железнодорожном вокзале в программ-ной среде AnyLogic // Системный анализ и проектирование в управлении : сб. науч. тр. XXIV Междунар. науч. и учеб.-практ. конф. СПб., 2020. Ч. 2. С. 274–282.

Свистунова А.С., Хасанов Д.С. Имитационное моделирование процессов обслуживания пассажиров на железнодорож-ном вокзале // Транспорт России: проблемы и перспективы-2020 : материалы Юбилейной междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2020. Т. 2. С. 28–32.

Елуферьева Ю.С., Пальмов С.В. Моделирование работы железнодорожного вокзала средствами АnyLogic // Междуна-родный научно-исследовательский журнал. 2018. № 12-1 (78). С. 121–127.

Козлов П.А., Колокольников В.С., Копылова Е.В. Об имитационном моделировании и имитационных системах // Транспорт Урала. 2019. № 1 (60). С. 3–6.

Смесова К.С., Кандрашина Т.Е., Баусова З.И. Имитационная модель системы обслуживания пассажиров железнодо-рожного вокзала // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике : сб. ст. XVII Междунар. науч.-техн. конф. Пенза, 2017. С. 211–215.

Особенности моделирования пассажиропотока объектов транспортной инфраструктуры / С.П. Вакуленко, Н.Ю. Еврее-нова, О.И. Коровкина и др. // Экономика железных дорог. 2021. № 7. С. 41–47.

Svistunova A.S. Using the AnyLogic software product in modeling the passenger traffic of a railway station // Computing, Tel-ecommunications and Control. 2020. Vol. 13. № 4. Р. 54–65.

Чубарова И.А. Вокзалы. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2014. 168 с.

Никонова Я.И., Проскурякова Е.А. Цифровизация железнодорожных вокзальных комплексов // Инновационные транспортные системы и технологии. 2022. Т. 8. № 3. С. 31–44.

Экономика пассажирского транспорта / В.А. Персианов, Е.А. Макарова, А.И. Забоев и др. М. : КноРус, 2012. 400 с.

Опубликован

2023-04-28

Как цитировать

Чубарова, И. А., & Доможирова, А. Д. (2023). Моделирование процессов билетно-кассового обслуживания посетителей вокзального комплекса. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (1(77), 156-168. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1022

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)