ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Ключевые слова:
обучение, иностранные студенты, успеваемость, высшее образованиеАннотация
С каждым годом в Россию приезжает все больше иностранных граждан для получения высшего образования по различным направлениям и специальностям. На факультете Транспортные системы в Иркутском государственном университете путей сообщения в настоящее время обучаются иностранные студенты из таких стран как Монголия, Китай, Таджикистан и Узбекистан. Каждый иностранный студент проходит процесс адаптации, как к бытовым условиям, так и к особенностям обучения. Данный процесс может колебаться от двух недель до нескольких лет. Вопросы, связанные с проблемами обучения, адаптацией иностранных студентов являются в настоящее время очень актуальными и изучаются с позиции социологии, педагогики, психологии. В данной статье рассмотрены основные проблемы в образовании и трудности привыкания к новой среде иностранных студентов в первое время. В работе описаны причины отчислений и переводов. Представлены результаты социологического опроса, проведенного на факультете среди граждан Узбекистана с разбором и анализом сопутствующих проблем (студенты из выбранной страны являются достаточно проблематичными с точки зрения восприятия информации и адаптации). Проанализированы приоритетные направления в подготовке специалистов среди иностранных граждан. Отслежена успеваемость после первого года обучения. Сделаны выводы. Определены предпосылки для решения выявленных проблем, с целью улучшения качества проживания и получения образования.
Библиографические ссылки
Капезина Т. Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Философия. Социология. Культурология. 2014 С. 1-10.
Куликова О.В. Особенности мотивации учения иностранных студентов // Актуальные про-блемы гуманитарных и естественных наук. — 2009. – № 8. – С. 229-232.
Арефьев А.Л. Экспорт российского образования: основные показания и тенденции // Высш. образование в России. – М., 2010. – № 1. – С. 125-141.
Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки нацио-нальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Прези-дентом Российской Федерации В.В. Путиным 18 октября 2002 г.
Ларченко А.Г., Белых А.П., Малова М.В. Инженерное образование: проблемы сохранности контингента в условиях современного учебного процесса // В сборнике: Совершенствование техники и технологий железнодорожного транспорта и подготовка кадров для транспортной отрасли. сборник научных трудов. Екатеринбург, 2022. С. 38-42.
Сейсенова А.С., Бейсова А.О. Проблемы современного образования // Вестник науки и образо-вания № 10 (64). часть 2. 2019.
Князева Е.М., Курина Л.Н. Особенности обучения иностранных студентов химии // Совре-менные проблемы науки и образования. – 2010. – № 6 – С. 39-43.
Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России // Вестник РУДН. - 2005. - № 6-7. - С. 267-283.
И. А. Вершинина, А. Р. Курбанов, Н. А. Панич. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(6):94-102.
Jiani M. A. Why and How International Students Choose Mainland China as a Higher Education Study Abroad Destination // Higher Education. 2017. Vol. 74. P. 563–579.
Li F. Factors Influencing Chinese Students’ Choice of an International Branch Campus: A Case Study. // Journal of Studies in International Education. 2020. Vol. 24, issue 3. P. 337–351.
Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia’s Leading Universities // Journal of Stu-dies in International Education. 2021. Vol. 25, issue 5. P. 582–597.
De Jager J. W., Gbadamosi G. Predicting Students’ Satisfaction through Service Quality in Higher Edu-cation // The International Journal of Management Education. 2013. Vol. 11, issue 3. P. 107–118.
i F., Qi H., Guo Q. Factors Influencing Chinese Tourism Students’ Choice of an Overseas PhD Pro-gram // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2021. Vol. 29.
Barriers to Students’ Academic Mobility in Russia / T. K. Rostovskaya, A. S. Maksimova, N. M. Mekeko, S. N. Fomina // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 4. P. 1218–12.