РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ХАРАКТЕРА СВАРКИ ВНУТРЕННЕГО УГЛА БУКСОВОГО ПРОЕМА НА ЛИТЫХ КОМПОНЕНТАХ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА
Ключевые слова:
неразрушающий контроль, литые детали, грузовые вагоны, боковые рамы, надрессорные балки, сварка, термическая обработка, твердостьАннотация
В данной работе рассматриваются вопросы контроля качества литых деталей тележек грузовых вагонов. Качество эксплуатируемого литья напрямую влияет на безопасность, прочность, срок службы грузовых вагонов. В статье описываются этапы литья при производстве таких крупногабаритных компонентов как надрессорная балка и боковая рама. Представлен статистический анализ основных неисправностей боковых рам за 2023 год. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что основной процент приходится на сварку внутреннего угла буксового проема (R55). Данный угол - область с повышенной концентрацией напряжений, исправление дефектов на данном участке возможно только на заводах-изготовителях с обязательной последующей термической обработкой. На сегодняшний день дефектоскопист в современных производственных условиях на ремонтных предприятиях не может оценить качество сварочного шва и присутствие последующей высокотемпературной обработки. В связи с вышесказанным цель работы заключается в разработке методики неразрушающего контроля характера сварки внутреннего угла буксового проема на литых компонентах тележки грузового вагона, путем измерения механических свойств. В
работе описана методика контроля качества, представлены результаты экспериментальных исследований с использованием универсального твердомера Metolab 701. Указаны значения твердости до и после нанесения сварочного шва, значение твердости после высокотемпературной обработки. Описаны температурные режимы таких операций, как отжиг, нормализация и закалка.
Библиографические ссылки
РД 32 ЦВ 052-2009. Руководство по ремонту тележек грузовых вагонов зазорного типа.
Сравнительный анализ консольных частей боковых рам тележек грузовых вагонов с различной технологией литья. [Электронный ресурс]. URL: https://alt.edu.kz/wp-content/assets/docs/Наука/Вестник/2019/2019 - 2(109).pdf (дата обращения 15. 05.).
Аргунова А.А., Семенов Я.С., Мыреев Н.В., Габышева Т.А. Влияние микроструктуры зоны термического влияния и линии сплавления сварного соединения низколегированной стали на замедленное разрушение // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Том 12, № 1-2. С. 276-279.
Криворудченко В.Ф., Игнатьев О.Л., Северинова Л.Г., Коваленко О.В. Анализ состояния неразрушающего контроля литых деталей грузовых вагонов // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2020. №4(53). С.65-70.
Малыгин Ф.К., Стариков Н.Е., Гвоздев А.Е., Золотухин В.И., Сергеев Н.Н. "Технология конструкционных материалов. Учебник для вузов" (Изд. 2-е испр. и доп.). Тула, 2015.
Неровный В.М., Коновалов А.В., Якушин Б.Ф., Макаров Э.Л., Куркин А.С. "Теория сварочных процессов (2-е издание)". Москва, 2016.
Гордеева Э.С. Влияние фазового состава зоны термического влияния при сварке на ее твердость // Современные проблемы теории машин. 2019. № 8. С. 16-18.
Шекшеев М.А., Ширяева Е.Н. Формирование структуры наплавленного металла низкоуглеродистой стали при различных технологических воздействиях // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2021. Том 19, № 1. С. 42-47.
Голев А.С. Особенности применения портативных методов измерения твердости. В сборнике: Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 22-27.
Никазов А.А. Обеспечение достоверности результатов измерений твердости по методу Либа. В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 130-134.
Ларченко А.Г. Неразрушающий контроль и диагностика изделий из реактопластов (тормозные колодки) // Контроль. Диагностика. 2022. Т. 25. № 3 (285). С. 46-51.
Ларченко А. Г., Яковлев Д. А. Разработка методики диагностики тормозных колодок подвижного состава из композиционных материалов // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2022. № 9. С. 1–5.
Воронин Н.Н. Материаловедение и технология конструкционных материалов для железнодорожной техники. Москва: Маршрут, 2013. 456 с.
Ларченко А.Г., Филиппенко Н.Г., Лившиц А.В. Методика диагностирования полимерных электроизоляционных материалов // Контроль. Диагностика. 2021. Т.24. № 3 (273). С. 24-31.
Filippenko N.G., Larchenko A.G. Automated experiment systems for studying the properties of transport polymer materials in high-frequency electrothermia // Siberian Journal of Science and Technology. 2020. Т. 21. № 2. С. 279-288.
ГОСТ 32400-2013. РАМА БОКОВАЯ И БАЛКА НАДРЕССОРНАЯ ЛИТЫЕ ТЕЛЕЖЕК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ: дата введения от 14 ноября 2013 г. № 44. - Москва: Стандартинформ, 2014. – 61 с.