РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ УСТРОЙСТВ АВТОБЛОКИРОВКИ УЧАСТКА ВОСТОЧНОГО ПОЛИГОНА
Ключевые слова:
качество электроэнергии, система электроснабжения устройств автоблокировки, модель, оценка корректности моделиАннотация
В настоящее время актуальной проблемой в системах электроснабжения устройств автоблокировки на грузонапряженных участках железных дорог, электрифицированных на переменном токе, является несоответствие показателей качества электроэнергии требованиям государственных стандартов. Особенно остро данная проблема проявляется в связи с высокой чувствительностью к качеству электрической энергии микропроцессорной техники системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями в микропроцессорных шкафах (АБТЦ-МШ), которую планируют внедрить на отдельных участках Восточного полигона к концу 2024 года. Из-за несоответствия показателей качества электроэнергии ГОСТ происходят отказы данной системы, что в свою очередь приводит к простоям поездов и, соответственно, является недопустимым.
В статье приведено описание системы электроснабжения устройств автоблокировки одного из участков Восточного полигона. Представлены результаты замеров показателей качества электроэнергии на двух постах электрической централизации исследуемого участка. Результаты предоставлены Дорожной электротехнической лабораторией Восточно-Сибирской железной дороги. Выявлено несоответствие измеренных показателей требованиям стандарта.
Произведена разработка модели системы электроснабжения устройств автоблокировки исследуемого участка в ПК Fazonord. Модель призвана упростить процесс анализа отклонений показателей качества электроэнергии от допустимых значений и ускорить процесс разработки технических решений по уменьшению отклонений значений проблемных показателей от допустимых. Целью работы являлась проверка корректности модели путем сравнения значений суммарного коэффициента гармонических составляющих напряжения, измеренных экспериментально, с значениями, полученными по результатам моделирования. Выявлено что, значения, полученные при моделировании, отличаются от значений, измеренных ДЭЛ следующим образом: максимальное отклонение равно 4,9%, что ниже допустимой технической погрешности 5%. Поэтому следует заключить, что разработанная модель в полной мере описывает все процессы, протекающие в системе электроснабжения устройств автоблокировки и может применяться для дальнейшей разработки технических решений по нормализации значений проблемных показателей качества электроэнергии.
Библиографические ссылки
Туйгунова, А.Г. О переводе питания СЦБ с 27,5 кВ на нетяговую обмотку на тяговой подстанции переменного тока / А.Г. Туйгунова, И.А. Худоногов, Е.Ю. Пузина // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2018. - № 4 (60). - С. 93-98.
Xiaozhou Zhu, Minwu Chen, Shaofeng Xie and Jie Luo, “Research on new traction power system using power flow controller and Vx connection transformer,” 2016 IEEE International Conference on Intelligent Rail Transportation (ICIRT), Birmingham, pp. 111115, 2016.
Пузина Е.Ю. Оценка потенциала повышения энергоэффективности системы тягового электроснабжения Абаканской дистанции электроснабжения / Транспорт: наука, образование, производство: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУПС, 2017. – С. 154-157.
Пузина Е.Ю. Усиление системы тягового электроснабжения участка Ния-Киренга Восточно-Сибирской железной дороги. Электрификация и развитие инфраструктуры энергообеспечения тяги поездов на железнодорожном транспорте. Материалы Шестого Международного симпозиума “Элтранс-2011”. 2013. С. 464-468.
Puzina E.Yu., Cherniga M.Yu., Khudonogov I.A. Strengthening the power supply system of electrified railways, taking into account the use of interval control devices. 2020 International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies, FarEastCon2020. 2020. C. 9271385.
Keyvan Firuzi, Mehdi Vakilian, B. Toan Phung, Trevor R. Blackburn, "Partial Discharges Pattern Recognition of Transformer Defect Model by LBP & HOG Features," Power Delivery IEEE Transactions on, vol. 34, no. 2, pp. 542550, 2019.
Черепанов А.В., Куцый А.П. Использование управляемых источников реактивной мощности в системах тягового электроснабжения. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2016. Т. 20. № 9 (116). С. 103-110.
Черепанов А.В., Куцый А.П., Хисамов А.Р. Влияние режимов систем внешнего электроснабжения на пропускную способность системы тягового электроснабжения. Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2019. Т. 2. С. 8-14.
Куцый А.П.. Овечкин И.С., Галков А.А. Повышение пропускной способности участка Якурим-Киренга для обеспечения графика движения поездов с максимальной массой 7100 т. Молодая наука Сибири. 2022. № 2 (16). С. 166-174.
Куцый А.П.. Овечкин И.С., Галков А.А. Повышение пропускной способности участка Якурим-Киренга для обеспечения тяги сдвоенных электроподвижных составов массой 14200 т. Молодая наука Сибири. 2022. № 2 (16). С. 137-149.
Овечкин И.С. Оценка эффективности применения комплектных распределительных устройств для тяговых подстанций. Молодая наука Сибири. 2021. № 2 (12). С. 181-194.
Пузина Е.Ю. Усиление системы тягового электроснабжения участка Якурим-Звездная ВСЖД / Транспорт-2013: труды международной научно-практической конференции. –Ростов-на-Дону: Изд-во РГУПС, 2013. – С. 176-178.
Распутина А.В., Еремеева К.Е., Распутин В.С. Социотехноприродные системы АПК России: подходы к методологии оптимальных моделей. Global and Regional Research. 2020. Т. 2. № 2. С. 146-157.
Воронина Е.В., Куцый А.П. Модернизация пути и повышение пропускной способности однопутного электрифицированного участка железной дороги Якурим-Киренга. Молодая наука Сибири. 2021. № 3 (13). С. 196-204.
Пузина Е.Ю., Барыкина Ю.Н. Бенчмаркинг: основные понятия и процесс реализации. Экономический альманах. Иркутский национальный исследовательский технический университет. Иркутск, 2015. С. 147-150.
Каимов Е.В., Оленцевич В.А., Власова Н.В. Проблемы формирования, развития и реконструкции элементов инфраструктурного комплекса железных дорог. Образование – Наука – Производство. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). В 2-хтомах. Чита. 2022. С. 288-296.
Овечкин И.С., Поляков М.М. Изменение сигнала на выходе линейного колебательного контура при приближении частоты к резонансной//Молодая наука Сибири. 2021. No 2 (12). С. 372-382.
Овечкин И.С., Миронов Б.М. Формирование сигналов произвольной формы с применением микропроцессорного стенда SDK-1.1. Молодая наука Сибири. 2022. № 3 (17). С. 142-150.
Овечкин И.С. Автоматизация тяговых подстанций ВСЖД с применением SCADA-системы. Молодая наука Сибири. 2022. № 3 (17). С. 104-112.
Лундалин А.А., Пузина Е.Ю., Худоногов И.А. Направления развития релейной защиты и автоматики в российских электрических сетях. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2019. № 2 (62). С. 77-85.
Есауленко А.С., Ступицкий В.П., Тихомиров В.А., Лобанов О.В. К повышению надежности устройств контактной сети. Молодая наука Сибири. 2021. № 2 (12). С. 200-205.
Пультяков А.В., Трофимов Ю.А., Скоробогатов М.Э. Комплексные решения по повышению устойчивости работы устройств автоматической локомотивной сигнализации на участках с электротягой переменного тока. Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2015. Т 1. С. 328-332.
Сольская И.Ю., Русакова О.И., Меркулов А.С., Головань С.А., Зиборева О.Ю., Бородавко Л.С., Астраханцева А.С., Басова А.В., Халетская С.А., Яковлева Н.В. Инфраструктурные аспекты управления социально-экономическими системами. Иркутский государственный университет путей сообщения. Иркутск, 2022.