ПРИМЕР КОЛЛЕКТИВНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ВАРИАНТА РЕКОНСТРУКЦИИ УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Авторы

  • Маргарита Владимировна Феоктистова Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Вячеслав Анатольевич Подвербный Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Константин Михайлович Титов Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

пропускная способность, барьерные места, частные критерии эффективности, проектные решения, сравнение вариантов, метод линейной свертки, метод идеальной точки

Аннотация

В связи с важной ролью железнодорожного транспорта в грузообороте страны и постоянно увеличивающейся нагрузкой на путь производятся мероприятия по реконструкции и развитию железнодорожных линий. При проведении реконструкции железнодорожных участков возможны различные варианты проектных решений: реконструкция плана железнодорожной линии для повышения скоростей движения грузовых и пассажирских поездов, замена верхнего строения пути, ликвидация больных мест земляного полотна, реконструкция искусственных сооружений, строительство дополнительных главных путей и двухпутных вставок и др. Выбор мероприятий по реконструкции железнодорожной линии является многокритериальной задачей. Для оценки вариантов проектных решений используются различные показатели – частные критерии эффективности. Одни критерии следует минимизировать, другие максимизировать. Чтобы структурировать процесс выбора и учесть различные факторы целесообразно применять методы из теории принятия решений. Определение наилучшего варианта в области проектирования железных дорог (и не только) неразрывно связано с коллегиальным выбором. Принятие решение группой отличается от индивидуального, так как на итоговый результат влияют предпочтения членов экспертной группы, мнение которых может быть различно. Конечно, группа может сразу достичь консенсуса относительно наилучшего варианта. Однако в данной статье рассматривается случай, когда предпочтения экспертов расходятся. В работе приводится пример коллективного принятия решения по выбору варианта реконструкции участка железной дороги с помощью метода линейной свертки. Итоговый результат (принятый группой) сравнивается с результатом, полученным при индивидуальном решении (на основе метод идеальной точки).

Биографии авторов

Маргарита Владимировна Феоктистова, Иркутский государственный университет путей сообщения

Аспирант кафедры «Строительство железных дорог, мостов и тоннелей»

Вячеслав Анатольевич Подвербный, Иркутский государственный университет путей сообщения

Д. т. н., доцент, профессор кафедры «Строительство железных дорог, мостов и тоннелей»

Константин Михайлович Титов, Иркутский государственный университет путей сообщения

К. т. н., доцент, и.о. заведующего кафедрой «Строительство железных дорог, мостов и тоннелей»,

Библиографические ссылки

Дубровская Т.А., Тавтын А.В. Реконструкция участка железной дороги с целью увеличения скоростей движения поездов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2022. № 1(73). С. 64–74.

Морозова А.Е., Новак Е.Д., Кравчук И.С. Новые подходы к определению приоритетности выбора участка железнодорожного пути для проведения ремонта (реконструкции) // Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки : материалы Всероссийской конференции с международным участием. Москва, 2019. С. 308–312.

Казарина В.В., Подвербный В.А. Принятие решения по выбору варианта трассы железнодорожной линии // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 140−151.

Ковальчук М.В., Казарина В.В., Подвербный В.А. Многокритериальное сравнение вариантов проектных решений на основе комплексного критерия // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2016. Т. 1. С. 457–461.

Перелыгина А.А., Подвербный В.А. Пример принятия решения в области проектирования железных дорог // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы IX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2018. Т. 1. С. 606–611.

Борисов В.И. Метод свертки критериев для решения задачи многокритериальной оптимизации // Проблемы и тенденции научных исследований в системе образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. Тюмень, 2019. Ч. 1. С. 25–26.

Пиявский С. А. Метод универсальных коэффициентов при принятии многокритериальных решений // Онтология проектирования. 2018. Т. 8. № 3 (29). С. 449–468.

Математическое моделирование многомерной оптимизации производства тонко-пленочных структур методом свертки критериев / Е.О. Тарасенко, А.В. Шапошников, А.В. Гладков и др. // Инженерный вестник Дона. 2019. № 4 (55). URL : https://elibrary.ru/download/elibrary_39277831_12545754.pdf.

Феоктистова М.В., Зуев М.В. Выбор варианта железнодорожного моста на основе методов «идеальной» точки и линейной свертки // Молодая наука Сибири. 2024. № 1(23). URL : https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1557/1111.

Подвербный В.А., Перелыгина А.А. Принятие решения по выбору типа укрепления водоотводных и нагорных канав на основе метода идеальной точки // Транспорт Урала. 2021. № 2 (69). С. 57–62.

Феоктистова М.В., Подвербный В.А. Выбор берегоукрепительного сооружения для Кругобайкальской железной дороги с применением методов многокритериального сравнения // Молодая наука Сибири. 2023. № 3(21). С. 82–91.

Веприкова М.Я. Коллективные методы принятия решений в современных организациях, их эффективность // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 9A. С. 353–360.

Степанова А.Ю. Индивидуальные и коллективные решения проблем уникального выбора // Экономическая наука сегодня: теория и практика : сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017. С. 142–145.

Трушкина С. И. Особенности коллективного выбора решений // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 5-1(33). С. 251–254.

Петровский А.Б. Теория измеримых множеств и мультимножеств. М. : Наука, 2018. 359 с.

Загрузки

Опубликован

2024-07-12

Как цитировать

Феоктистова, М. В., Подвербный, В. А., & Титов, К. М. (2024). ПРИМЕР КОЛЛЕКТИВНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ВАРИАНТА РЕКОНСТРУКЦИИ УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. Электронный научный журнал "Молодая наука Сибири", (2(24). извлечено от https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1697

Выпуск

Раздел

СЖД, мостов, тоннелей, промышленных и гражданских зданий и сооружений

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)