К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КУРСА, ПОСВЯЩЁННОГО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Ключевые слова:
социальный императив, дискурс власти, духовно-нравственное воспитание, учебно-педагогический дискурсАннотация
В современном мире социальная система организуется посредством внутрисистемного кода, на роль которого может претендовать дискурс власти. Последний является системообразующим для тех типов социальных систем, которые напрямую связаны с идеологией, вопросами государственности и национальной идентичности, системой государственного обязательного школьного образования и официальных медиа. Особенности учебно-педагогического дискурса как институционального позволяют нам рассматривать его как своеобразный инструмент реализации власти социума в лице представителей элиты, над остальными членами общества. Это выражается в том, что члены государственной элиты определяют социально значимые ценностные ориентиры обязательные для усвоения и принятия подрастающим поколением, чем задают вектор развития учебно-педагогического дискурса (далее УПД) как социальной практики и социального явления. В настоящем исследовании мы рассматриваем учебно-педагогический дискурс, воплощенный в текстах учебно-методического материала курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Анализ выявил следующие базовые концепты, являющиеся социальными императивами: группа «человек — творец и носитель культуры», группа «нравственные ценности российского народа», группа «религия и культура» и группа «твой духовный мир». Работа выявляет основную структуру и особенности подачи данных ценностей в рамках курса.
Библиографические ссылки
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Фе-дерации на 2016-2020 годы» / Постановление Правительства РФ от 30.12.2015. № 1493.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение. 2009. 23 с.
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России в си-стеме начального и среднего общего образования : сб. ст. ежегод. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию пед. образования в Поволжье (12 апр. 2012 г., Казань-Зеленодольск) /ред. А. М. Калимуллин. Казань : Отечество. 2012. 164 с.
Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года / Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751. URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 10.06.2023).
О реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры наро-дов России»: Письмо Минобрнауки России от 01.09.2016 г. № 08-1803. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr.html (дата обращения: 10.06.2023).
Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской эти-ки» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России»: Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181244/ (дата обращения: 10.06.2023).
Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов: Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014. № 115 (ред. от 31.05.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159873/ (дата обращения: 10.06.2023).
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ documents/543 (дата обращения: 10.06.2023).
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (действующая редакция, 2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.06.2023).
Тебенькова Е. А. Воспитание личности // Директор школы. 2015. № 8(201). с. 81–88.
Виницкая Н. В. Шабалина, Е. П. Духовно-нравственное воспитание: религиозно- этические ценности: учеб.-метод. пособие. Бийск : АГАО, 2015. 89 с.
Ходырева, А. В. Процесс духовно-нравственного воспитания учащихся 5-11-х классов средствами проектной деятельности: (из опыта работы) // Наука и практика воспи-тания и дополнительного образования. 2010. № 4. с. 41.
Ценности и смыслы современного образования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения акад. РАО З. И. Васильевой, 9 окт. 2014 г. СПб.: Свое издательство, 2014. 436 с.
Шарунов А. И. Проблемы функционирования системы ценностей в современной отечественной педагогике. Лингвистика и аксиология. Этносемиометрия ценностных смыс-лов: коллективная монография / Отв. ред. Л. Г. Викулова. М.: Тезаурус, 2011. гл. 5. с. 246–261.
Kolmogorova A.V., Kozachina A.V. Discursive Strategies of Legitimating Institutional-ized Values in Educational Settings: Experience of Japan // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020. Т. 13. №12. с. 1985–1994.
Sarkis F.W. Yes Pa. Lessons in character. International and Pan-American Convention 2008. 117 p.
Дейк Т.А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и комму-никации. М.: Либроком, 2015. 352 с.
Иссерс О.С. Дискурсивные практики нашего времени. М.: Ленанд, 2021. 272 с.
Fairclough N. Analyzing Discourse. N.Y.: Routledge, 2003. p. 288.
Виноградова Н. Ф., Власенко П. И, Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник. М.: Вентана-Граф. 2012. 156 с.
Barebina N.S., Zakharova D.P., Fang Zh. Language Argumentation as Educational Tech-nology in Journalism Students Training // International Journal of Professional Science. 2021. №3. С. 5–16.