ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАМВАЙНОГО ПАРКА
Ключевые слова:
urban public transport, transport marketing, financing, passenger service quality, modernization of tram cars, transport development strategy, rolling stock upgrades, urban public transport, transport marketing, financing, passenger service quality, modernization of tram cars, transport development strategy, rolling stock upgradesАннотация
В настоящее время трамвайный парк российских регионов насчитывает большое количество морально и физически устаревших вагонов. Согласно статистическим данным более 70% трамвайных парков эксплуатируются свыше 15 лет, т.е. три четверти эксплуатируемых трамваев не соответствуют установленному уровню качества городских общественных перевозок, что выражается в низкой надёжности вагонного парка, высоком потреблении материалов и электроэнергии, увеличении времени обслуживания пассажиров, низкой производительности работы, влечёт за собой повышенные издержки на текущий ремонт и эксплуатацию трамвайных вагонов со стороны транспортных предприятий. Данные факторы ставят городской электротранспорт на грань убыточности, снижают качество и комфортность поездок, что ставит перед транспортниками вопрос о существовании данного вида общественного транспорта как такового.
Ключевая проблема убыточности и снижения уровня рентабельности трамвайных хозяйств в отдаленных регионах России заключается в снижении степени финансирования, что приводит к постоянному «недоремонту» вагонного парка, отставанию от установленных сроками плановых объемов ремонта и выполнению работ по содержанию инфраструктуры, моральном и техническом «старении» всех видов техники.
Одним из способов обновления подвижного состава является закупка новых трамвайных вагонов. Средняя стоимость трамвая в России составляет около 15 млн. рублей, цена зависит от класса транспортного средства, его модели и типа. Также не менее эффективным, но более экономичным способом обновления подвижного состава является модернизация трамвайных вагонов, которая предусматривает полную замену электрооборудования и более 80% всех узлов и агрегатов на новое. Кузов вагона проходит замену несущих элементов и всей внешней обшивки, или заменяется на новый. От старого вагона сохраняются только внешние очертания.
Библиографические ссылки
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р об утверждении «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года»
Об утверждении Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом Иркутска городской агломерации: постановление Администрации города Иркутска: [принято 22.01.2018]. – Иркутск, 2018. – 53 с.
Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»
Анализ рынка трамваев в России в 2014-2018 гг., прогноз на 2019-2023 гг. BusinesStat. С. 26
Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»
Трамвайный ренессанс в городах России: условия, риски, источники инвестиций. [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/tramvaynyy-renessans-v-gorodakh-rossii-usloviya-riski-istochniki-investitsiy/ (дата обращения: 15.05.2023), 20123.
Оленцевич В.А., Власова Н.В. Интеграция разрозненных форматов коммуникаций с клиентами в единую систему // Вопросы новой экономики. 2023. № 2 (66). С. 39-47.
Петров А. Минтранс РФ предостерег регионы от демонтажа инфраструктуры электротранспорта // Электронное периодическое издание «Вечерний Орел, www.vechor.ru». 28.12.2022. URL: https://vechor.ru/society/mintrans-rf-predostereg-regiony-ot-demontazha-infrastruktu ry-elektrotransporta (дата обращения: 18.01.2023).
Усольские трамваи живут сами по себе // Медиахолдинг PrimaMedia. 26.04.2022. URL: https://irkutskmedia.ru/news/1269216/?from=48 (дата обращения: 18.12.2022).
Крылач А.И., Першина И.Е., Оленцевич В.А. Экономическое обоснование цифровизации транспортных процессов // В сборнике: наука молодых - будущее россии. сборник научных статей 7-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых в 5-ти томах. Курск, 2022. С. 277-280.
Распоряжение Минтранса России от 30.11.01 № АН-103-р «Об утверждении Правил технической эксплуатации трамваев»
Радионова, С. Г. В Красноярске намерены привлечь 23 млрд рублей на развитие сетей трамваев и троллейбусов // Информационное агентство ТАСС. 18.02.2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/13670567 (дата обращения: 25.11.2022).
Мальчикова А.Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок: Автореф. ... канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 18 с.
Эльдарханов Х.Ю. Логистика: управление городским движением. Тамбов: Грамота, 2008. 143 с.
Григорьева Н.Н., Асташков Н.П., Оленцевич В.А. Формирование новых принципов и моделей работы структурных подразделений отрасли в условиях внедрения цифровых технологий // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2020. № 1 (65). С. 156-165.
Официальный сервер Правительства Москвы. Режим доступа: www.mos.ru – свободный.
Кузьмина А. Об основных итогах развития транспортного комплекса в 2022 году и задачах на перспективу // Автомобильный транспорт. 2012, № 5. С. 6–10.
Сергиенко Н.В. Приоритеты и бюджетные механизмы управления общественным сектором экономики // Финансы и кредит. 2011. № 6. С. 33–40.
Серова В.А., Серова Н.А. Проблемы пассажирского городского транспорта и качество жизни // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. Т. 2. № 28. C. 107–110.