Software package for assessing the quality of piloting based on data from onboard flight data recording devices
Keywords:
landing approach model, flight safety, flight training, statistical processing of flight data, piloting quality assessmentAbstract
Aviation safety experts agree that the reason for many aviation incidents is an insufficient level of flight training. The reason for this Aviation safety experts agree that the reason for many aviation incidents is an insufficient level of flight training. The reason for this phenomenon, in turn, is that thanks to digitalization, almost the entire flight, except for takeoff and landing, takes place using an automatic control system. As a result, even experienced pilots lose their aircraft control skills. Therefore, according to experts, captains of aircraft should be constantly "taught to fly «manually». To increase the effectiveness of flight training, an objective automatic assessment of the quality of piloting is necessary. This paper presents an analysis of the subject area, the concept of assessing the quality of piloting, and the results of using the developed software package to assess the quality of piloting based on data from on-board flight information recording devices. The proposed concept of assessing the quality of piloting is based on the fact that in a coordinated landing maneuver, flight parameters are correlated with each other. It is used to build approach models for the following parameters: barometric altitude, instrument speed, normal overload, pitch and roll. Practice has shown that the complex objectively and reliably detects flights with deviations of the landing maneuver from the approach model. This makes it an effective tool for airlines, since assessing the quality of piloting is the information necessary not only for managers responsible for the quality of flight training, but also for the pilots themselves so that they can see their shortcomings. One of the most promising areas of application of the developed software package is flight schools and retraining centers for new equipment.
References
«Чиркают задницей»: почему самолеты стали чаще биться хвостами о взлетные полосы // RTVI : сайт. URL : https://rtvi.com/news/chirkayut-zadniczej-pochemu-samolety-stali-chashhe-bitsya-hvostami-o-vzletnye-polosy/?utm_referrer=mirtesen.ru (Дата обращения: 21.10.2024).
Пилоту о предотвращении грубых посадок / В.М. Буряков, Г.С. Егоров, В.А. Еремин и др. М. : Транспорт, 1990. 47 с.
Сергин В.А. Анализ некоторых причин «грубых» посадок и повторных отделений // Научные исследования и современное образование : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019. С. 129–131.
Стрелков В.В. Оценка значимости основных факторов риска авиационного происшествия на посадке на основании анализа результатов опроса пилотов гражданской авиации // Научн. вестн. Москов. гос. техн. ун-та гражд. авиации. 2024. Т. 27. № 1. С. 43–60.
Stabilized Approach And Flare Are Keys to Avoiding Hard Landings // Flight Safety Digest. 2004. Vol. 23. No 8. URL : https://flightsafety.org/fsd/fsd_aug04.pdf (Дата обращения 21.10.2024).
Почему иногда пилоты сажают самолет более резко и жестко, чем можно было бы? // dzen. ru : сайт. URL : https://dzen.ru/a/ZKKwZm7tUQKwFL7V (Дата обращения 22.10.2024).
«Дурака включим, зайдем?» Неудачная посадка Боинга 737 в Сочи // dzen. ru : сайт. URL : https://dzen.ru/a/ZiE0N8gPeB31iOdP (Дата обращения 22.10.2024).
Состояние поверхности ВПП: оценка, измерение и представление данных. Циркуляр 329-AN/191. Монреаль : ИКАО, 2012. 92 с.
Человек и безопасность полетов. Научно-практические аспекты снижения авиационной аварийности по причине человеческого фактора : сб. науч. тр. / под ред. В.А. Пономаренко и А.В. Чунтул. М. : Когито-Центр, 2013. 288 с.
Человеческий фактор, управление и организация. Циркуляр ИКАО 247-AN/148. Сб. материалов № 10. Монреаль: ИКАО, 1993. 50 с.
Человеческий фактор в системах CNS/ATM. Циркуляр ИКАО 249-AN/149. Сб. материалов № 11. Монреаль : ИКАО, 1994. 43 с.
Фролов М.В. Контроль функционального состояния человека-оператора. М. : Наука, 1990. 208 с.
Артемов А.Д., Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Человеческий фактор в эксплуатации авиационной техники. М. : МАИ, 2018. 156 с.
Кузнецов И.Б. Человеческий фактор в гражданской авиации. Санкт-Петербург : Политехника, 2019. 102 с.
Роль человеческого фактора при техническом обслуживании и инспекции воздушных судов. Циркуляр 253-AN/151. Сб. материалов № 12. Монреаль : ИКАО, 1995. 58 с.
Подготовка летного экипажа: оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT). Циркуляр 217-AN/132. Человеческий фактор. Сб. материалов № 2. Монреаль : ИКАО, 1989. 78 с.
Человеческий фактор в обеспечении безопасности в пассажирском салоне. Циркуляр 300-AN/173. Сб. материалов № 15. Монреаль : ИКАО, 2003. 80 с.
Устинов В.В., Кашковский В.В., Чобанян Л.Г. Методика, алгоритм и критерий количественного оценивания качества выполнения маневра захода на посадку и посадки среднемагистрального воздушного судна по данным средств объективного контроля // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. 2022. № 1. С. 51–72.
Устинов В.В. Назаров П.С. Один из подходов к планированию подготовки курсантов летных училищ с учетом уровня натренированности и качества выполнения полетного задания // CREDE EXPERTO : транспорт, общество, образование, язык. 2020. № 1. С. 74–88.
Чобанян Л.Г., Назаров П.С. Методика, алгоритм и критерий количественного оценивания качества выполнения маневров и фигур пилотажа по данным средств объективного контроля // Актуальные проблемы развития авиационной техники и мето-дов ее эксплуатации : сб. тр. XIV Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. Иркутск, 2021. Т. 1. С. 125–130.
Устинов В.В., Шишкин Ю.Н., Полуэктов С.П. Методика и алгоритм объективного оценивания уровня натренированности летного состава // Сб. рефератов деп. рукописей, вып. 82, серия Б, инф. Б. М. : ЦВНИ МО РФ, 2008.
Устинов В.В., Шишкин Ю.Н., Желтухин А.С. Методика объективного оценивания уровня обученности курсантов летных училищ и планирования их летной подготовки // Актуальные проблемы вузов ВВС : межвуз. сб. М., 2007. Вып. 23. С. 15–18.
Устинов В.В, Кашковский В.В. Методика объективной оценки профессиональной подготовленности летного состава маневренных самолетов // Науч. вестн. Москов. гос. техн. ун-та гражд. авиации. 2013. № 187. С. 161–163.
Бутырин О.А., Клещенко С.В. Методика количественной оценки качества техники пилотирования летчика в рейсовых условиях // Проблемы безопасности полетов. 2008. № 9. С. 17–30.
Бутырин О.А., Клещенко С.В. Методика оптимального полета // Проблемы безопасности полетов. 2008. № 10. С. 23–30.
Бутырин О.А., Клещенко С.В. Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полета // Aviahumanfactor : сайт. URL : https://www.aviahumanfactor.ru/bezopasnost/1/1485/prodolzhenie-issledovaniy-po-metodike-parametricheskogo-monitori.htm (Дата обращения 22.10.2024).
Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М. : Высшая школа, 2001. 576 с.