Исследования возможности снижения степени износа гребня колеса в грузовом вагоне

Авторы

  • Юрий Иванович Матяш Омский государственный университет путей сообщения
  • Александр Дмитриевич Родченко Омский государственный университет путей сообщения
  • Анна Геннадьевна Петракова Омский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

грузовой вагон, колесная пара, коэффициент трения, кассетный подшипник, углеродные нанотрубки, буксовый узел, узел «пятник – подпятник»

Аннотация

Наблюдаемый рост экспорта угля в азиатские страны (Япония, Китай и Индия) потребовал не только увеличения добычи угля по Кузбасскому региону до 16 млн т в год, но и обеспечения его вывоза по направлению Кузбасс – Восток, которое характеризуется большим количеством кривых малого и среднего радиуса. Поэтому был изучен механизм взаимодействия элементов грузового вагона в процессе прохождения вагона в кривой малого радиуса. Установлено, что при движении тележки грузового вагона в кривой малого радиуса возникает необходимость в его повороте с целью отслеживания изменяющегося плана рельсового пути. Однако свободному перемещению тележки грузового вагона препятствует сила трения, возникающая в узле «пятник – подпятник». Показано, что при нормируемых параметрах обточки обода колеса и интенсивности износа гребней колес инновационных вагонов, эксплуатационный пробег колеса может достигать не более 650 тыс. км с последующим демонтажем колеса с колесной пары и его утилизации. Однако в этом случае возникает необходимость демонтировать и кассетный подшипник, который имеет значительный запас по эксплуатационному пробегу (более 35 %). На основании исследований было установлено, что для обеспечения равного эксплуатационного срока службы колеса и кассетного подшипника необходимо снижать коэффициент трения в узлах «пятник – подпятник» грузового вагона (до f = 0,05). С этой целью было предложено использовать в узлах трения «пятник – подпятник» самосмазываемые композиционные материалы, включающие многостенные углеродные нанотрубки, обеспечивающие многократное (до 8 раз) снижение коэффициента трения. Это будет способствовать выравниванию эксплуатационного пробега колеса и кассетного буксового узла. Предложенные технические решения позволяют значительно уменьшить число обточек колесных пар и исключить повторное использование кассетных подшипников.

Биографии авторов

Юрий Иванович Матяш, Омский государственный университет путей сообщения

Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры вагонов и вагонного хозяйства

Александр Дмитриевич Родченко, Омский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры вагонов и вагонного хозяйства

Анна Геннадьевна Петракова, Омский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры вагонов и вагонного хозяйства

Библиографические ссылки

Лукс Д.Ю. Оценка динамических качеств грузового вагона, оснащенного тележкой 18–9855 // Известия Транссиба. 2017. №4 (32). С. 16–25.

Пути снижения износа гребней колес подвижного состава / В.Н. Кашников, В.М. Рубан, М.В. Гуськова и др. // Вестник РГУПС. 2000. № 3. С. 52–55.

Бунькова Т.Г. Об оптимальном соотношении твердости цельнокатаного колеса грузового вагона и железнодорожного рельса // Научно-технический вестник Поволжья. 2011. № 1. С. 86–90.

Бунькова Т.Г., Ражковский А.А., Петракова А.Г. Обоснование выбора соотношения твердости цельнокатаного колеса и железнодорожного рельса // Инновации для транспорта : сб. статей Междунар. науч.-техн. конф. Омск, 2010. Ч. 1. С. 74–78.

Как должны работать сервисные центры для вагонов на кассетных подшипниках // Евразия вести : сайт. URL: http://eav.ru/publ1.php?publid=2017–05a12&ysclid=l9f8fhb7hg116390417 (Дата обращения 04.09.2022).

Иванова Т.В., Налабордин Д.Г. Сравнительная оценка интенсивности износа гребней стандартных и инновационных колес грузовых вагонов // Сборка в машиностроении, приборостроении. 2017. № 10. С. 459–460.

Налабордин Д.Г., Иванова Т.В., Рудаков В.А. Сравнительная оценка интенсивностей износов гребней стандартных и инновационных колес грузовых вагонов // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2017. Т. 2. С. 514–518.

Савельев И.В. Курс общей физики. Ч. 1. Механика, колебания и волны, молекулярная физика. М. : Наука, 1970. 511 с.

Пат. 103520 Рос. Федерация. Износостойкая защита подпятника надрессорной балки / А.М. Орлова, И.В. Сухих. № 2010144650/11 ; заявл. 02.11.2010 ; опубл. 20.04.2011, Бюл. № 11. 2 с.

Пат. 193276 Рос. Федерация. Надрессорная балка с износостойкой защитой подпятника / А.В. Самсонов, А.А. Гореньков, П.М. Нечаев и др. № 2019124900 ; заявл. 05.08.2019 : опубл. 22.10.2019, Бюл. №30. 9 с.

Рощин М.Н. Исследование трибологических свойств новых углеродосодержащих материалов при высоких температурах // Фундаментальные исследования и инновационные технологии в машиностроении : науч. тр. VI Междунар. науч. конф. М., 2019. С. 358–359.

Савченко М.А. Расчетное обоснование протяженности гарантийного участка пункта технического обслуживания с учетом оценки технического состояния тормозной системы грузовых вагонов : дис. … канд. техн. наук. М., 2019. 217 с.

Изменение физико-химических свойств стальных узлов и деталей железнодорожного транспорта как метод определения остаточного ресурса / Ю.И. Матяш, Ю.М. Сосновский, А.А. Ражковский и др. // Омский научный вестник. 2017. № 4 (154). С. 9–13.

Strengthened electrically conductive composites based on ultra-high molecular weight polyethylene filled with fine graphite / O.V. Lebedev, A.S. Kechek’yan, V.G. Shevchenko et al. // Doklady Chemistry. 2014. Vol. 456. № 2. Р. 87–90.

Cassagnau P. Rheology of Carbon Nanoparticle Suspensions and Nanocomposites // Rheology of Non–Spherical Particle Suspensions. 2015. Р. 59–75.

Elastic hysteretic properties of damping composite materials for rail transport at low temperatures under static and dynamic loading / E.G. Kurzina, A.G. Kolmakov, Yu.N. Aksenov et al. // Russian Metallurgy (Metally). 2019. № 10. Р. 1090–1094.

Damping composites from materials with different elastic hysteresis properties for sandwich shock absorbers of railroad transport / E.G. Kurzina, A.G. Kolmakov, V.N. Filippov et al. // Inorganic Materials: Applied Research. 2020. Vol. 11. № 4. P. 947–954.

Петракова А.Г. Влияние криволинейности пути на ресурс колесной пары // Вагоны и вагонное хозяйство. 2021. № 2 (66). С. 31–33.

Опубликован

2023-04-28

Как цитировать

Матяш, Ю. И., Родченко, А. Д., & Петракова, А. Г. (2023). Исследования возможности снижения степени износа гребня колеса в грузовом вагоне. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (1(77), 51-59. извлечено от https://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1039