Применение кабельных линий электропередачи в системах внешнего электроснабжения железных дорог постоянного тока

Авторы

  • Андрей Васильевич Крюков Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Александр Валерьевич Черепанов Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Нгуен Куок Хиеу Иркутский национальный исследовательский технический университет

Ключевые слова:

тяговое электроснабжение, постоянный ток, кабельные линии, сшитый полиэтилен, моделирование, качество электроэнергии

Аннотация

Для присоединения тяговых подстанций железных дорог к высоковольтным сетям электроэнергетических систем применяются воздушные линии электропередачи. Такой подход имеет целый ряд недостатков, к которым относятся значительная ширина охранной зоны, возможность повреждений при сильных ветрах и образовании гололедно-изморозевых отложений, риск поражения людей и животных от воздействия шаговых напряжений из-за обрыва проводов. Указанные негативные эффекты можно исключить при использовании для подключения тяговых подстанций кабельных линий 110 кВ с изоляцией из шитого полиэтилена. В статье представлены результаты исследований по разработке цифровых моделей для определения режимов систем тягового электроснабжения постоянного тока с питанием преобразовательных подстанций по кабельным линиям. Полученные результаты позволили сделать следующие выводы: при использовании кабельных линий минимальные трехминутные напряжения повышаются на 2,0–3,5 %; потери активной мощности в головной питающей линии уменьшаются на 8–14 %. Тяговые подстанции постоянного тока не создают в примыкающих сетях заметного уровня несимметрии. Однако любая разбалансированность трехфазной системы оказывает негативное влияние на электроприемники, особенно на широко распространенные асинхронные электродвигатели. Применение кабелей из сшитого полиэтилена позволяет снизить коэффициенты несимметрии в 11–22 раза. При наличии воздушных линий уровни гармонических искажений на шинах 110 кВ тяговых подстанций 2 и 3 превышают нормально допустимые значения. Замена воздушной линии на кабельную дает возможность уменьшить эти показатели примерно на 60 %. Коэффициенты отдельных гармоник снижаются на 37–100 %. Разработанные цифровые модели могут использоваться при проектировании и эксплуатации систем тягового электроснабжения постоянного тока. Методика определения режимов является универсальной и подойдет для расчета систем внешнего электроснабжения любой конфигурации и тяговых сетей различного конструктивного исполнения.

Биографии авторов

Андрей Васильевич Крюков, Иркутский государственный университет путей сообщения

Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры электроэнергетики транспорта, профессор кафедры электроснабжения и электротехники

Александр Валерьевич Черепанов, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры электроэнергетики транспорта

Нгуен Куок Хиеу, Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аспирант кафедры электрических станций

Библиографические ссылки

Математическое моделирование электрического влияния тяговой сети постоянного тока напряжением 24 кВ на смежные линии / А.Н. Марикин, Е.С. Мушков, М.А. Иванов и др. // Электротехника. 2019. № 10. С. 23–26.

Лесников Д.В. Моделирование тяговой сети постоянного тока с учетом проводимости земли // Транспорт Урала. 2020. № 2 (65). С. 75–79.

Гаврилин И.С., Ершов С.В. Особенности моделирования и расчета тяговых сетей постоянного тока // Изв. Тульс. гос. ун-та. Техн. науки. 2012. № 12-3. С. 234–242.

Черемисин В.Т., Незевак В.Л., Шатохин А.П. Повышение энергетической эффективности системы тягового электро-снабжения в условиях работы постов секционирования с накопителями электрической энергии // Изв. Томск. политехн. ун-та. Инжиниринг георесурсов. 2015. Т. 326. № 10. С. 54–64.

Математическое моделирование магнитного влияния контактной сети постоянного тока напряжением 3 и 24 кВ на смежные коммуникации связи / Е.С. Мушков, А.Н. Марикин, М.А. Иванов и др. // Транспорт Урала. 2021. № 2 (69). С. 97–100.

Luo J. Fault Analysis and Simulation of Metro DC Traction Power Supply System under Multiple Working Conditions // IEEE International Conference on Advances in Electrical Engineering and Computer Applications (AEECA). Dalian, 2022. P. 92–95. DOI 10.1109/AEECA55500.2022.9918840.

Research on Short-Circuit Characteristics of Subway DC Traction Power Supply System / M. Xia, Y. Zhou, Y. Huang et al. // IECON : the 46th Annual Conference of the IEEE Industrial Electronics Society. Singapore, 2020. P. 3456–3460. DOI 10.1109/IECON43393.2020.9254651.

Lu C., Li X., Chen S. Composite Load Equivalent Modeling of Traction Power Supply System // 3rd Asia Energy and Electrical Engineering Symposium (AEEES). Chengdu, 2021. P. 32–40. DOI 10.1109/AEEES51875.2021.9403048.

AC/DC Converter for DC Traction Power Supply System with High-Speed Train Operation / Y. Sokol, V. Sychenko, Y. Voi-tovych et al. // 2019 IEEE 6th International Conference on Energy Smart Systems (ESS). Kyiv, 2019. P. 116–121. DOI 10.1109/ESS.2019.8764207.

Simulation Study on Dynamic Distribution of Ground Fault Current in Low and Medium Speed Magnetic Levitation Traction Power Supply System / N. Yan, J. Wang, A. Ping et al. // IEEE International Conference on High Voltage Engineering and Applications (ICHVE). Chongqing, 2022. DOI 10.1109/ICHVE53725.2022.9961483.

Reliability and Life Evaluation of a DC Traction Power Supply System Considering Load Characteristics / Y. Chen, Z. Tian, C. Roberts et al. // IEEE Transactions on Transportation Electrification. 2021. Vol. 7. Iss. 3. P. 958–968.

Modelling and Simulation of New Traction Power Supply System in Electrified Railway / M. Chen, T. Wen, W. Jiang et al. // IEEE 18th International Conference on Intelligent Transportation Systems. Las Palmas, 2015. P. 1345–1350. DOI 10.1109/ITSC.2015.221.

Research on the influence of urban metro traction power supply system on power grid harmonics / H. Aoyang, Y. Litao, W. Li et al. // First International Conference on Electronics Instrumentation & Information Systems (EIIS). Harbin, 2017. DOI 10.1109/EIIS.2017.8298567.

An Improvement Method of Feeder Protection in DC Traction Power Supply System / W. Wei, C. Yueliang, W. Chuanxiu et al. // IEEE 4th Advanced Information Technology, Electronic and Automation Control Conference (IAEAC). Chengdu, 2019. P. 1588–1594. DOI 10.1109/IAEAC47372.2019.8997569.

Kang D., Xu J., He X. Structure Scheme and Control Strategy Design of Advanced Traction Power Supply System // IEEE 17th Conference on Industrial Electronics and Applications (ICIEA). Chengdu, 2022. P. 69–74. DOI 10.1109/ICIEA54703.2022.10006325.

Song H., Zeng L., He X. Power Quality Comprehensive Compensation Strategy for Retrofit Structure of Advanced Traction Power Supply System // IECON : 49th Annual Conference of the IEEE Industrial Electronics Society. Singapore, 2023. DOI 10.1109/IECON51785.2023.10312296.

Simiyu P., Davidson I.E. Modeling and Simulation of MVDC Traction Power System for High-Speed Rail Transportation // IEEE PES/IAS PowerAfrica. Nairobi, 2021. DOI 10.1109/PowerAfrica52236.2021.9543274.

Study on new traction power supply system for power quality comprehensive compensation in electrified railway / M. Chen, J. Luo, W. Jiang et al. // TENCON : IEEE Region 10 Conference. Macao, 2015. DOI 10.1109/TENCON.2015.7372869.

Probabilistic power flow calculation method for subway traction load based on quasi-Monte Carlo and semi-invariant method / J. Chang, Ch. Da, H. Guo et al. // 7th International Forum on Electrical Engineering and Automation (IFEEA). Hefei, 2020. P. 586–591. DOI 10.1109/IFEEA51475.2020.00126.

DC Traction System Hardware Emulator for Rail Potential Distribution in DCAT Traction Power Supply System / L. Wang, X. Yang, J. Xu et al. // IEEE International Power Electronics and Application Conference and Exposition (PEAC). Shenzhen, 2018. DOI 10.1109/PEAC.2018.8590497.

Modeling and Simulation of a New Hybrid Transformer for Metro Traction Power Supply System / C. Wang, Y. Huang, F. Hou et al. // IEEE 5th International Electrical and Energy Conference (CIEEC). Nangjing, 2022. P. 3350–3355. DOI 10.1109/CIEEC54735.2022.9846385.

Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. Иркутск : ИрГУПС, 2005. 273 с.

Закарюкин В.П., Крюков А.В. Моделирование систем тягового электроснабжения постоянного тока на основе фазных координат. М. : Директ-Медиа, 2023. 156 с.

Моделирование режимов электрических сетей, питающих тяговые подстанции постоянного тока / А.В. Крюков, К.В. Суслов, А.В. Черепанов и др. // Энергетик. 2024. № 2. С. 9–13.

Крюков А.В., Суслов К.В., Нгуен К.Х. Моделирование режимов систем тягового электроснабжения, оснащенных установками инверторной генерации // Интеллектуальная электротехника. 2024. № 1 (25). С. 70–85.

Уменьшение гармонических искажений в электрических сетях, питающих тяговые подстанции железных дорог постоянного тока / А.В. Крюков, К.В. Суслов, А.В. Черепанов и др. // Промышленная энергетика. 2024. № 4. С. 51–57.

Опубликован

2024-12-12

Как цитировать

Крюков, А. В., Черепанов, А. В., & Куок Хиеу, Н. (2024). Применение кабельных линий электропередачи в системах внешнего электроснабжения железных дорог постоянного тока. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (3(83), 67-77. извлечено от https://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1823

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)