Логистические схемы доставки скоропортящихся грузов
Ключевые слова:
скоропортящийся груз, транспортное средство, транспортно-логистический центр, автомобильный транспорт, Западно-Сибирский регионАннотация
В статье рассматривается значимость продовольственной безопасности нашей страны в свете последних экономических и политических событий на международной арене. Многие скоропортящиеся продукты относятся к категории продуктов первой необходимости. Для нашего государства очень значима цель их доведения до населения по доступным ценам. В цене продукции немаловажную роль играет транспортная составляющая. В зависимости от конфигурации логистических цепей поставки ее можно увеличить или сократить до минимума. В работе доказана актуальность транспортировки скоропортящихся грузов от распределительного центра до ближайших потребителей. Дана оценка прогнозного значения перевозки продовольственной продукции по Сибирскому федеральному округу. Определен оптимальный маршрут перевозки скоропортящихся грузов в Западно-Сибирском регионе, при этом за расчетный маршрут следования взято направление Новосибирск – Новокузнецк. Рассчитано кратчайшее расстояние для высокотонажных транспортных средств. Направление попадает под категорию межобластного сообщения, проходит через сеть региональных трасс, а также скоростную автомагистраль. Рассмотрены также разные варианты транспортных средств, позволяющих выполнить перевозку от двери до двери. В процессе экономических расчетов по вариантам доставки проанализирована транспортировка скоропортящихся грузов крупным продовольственным ритейлером «X5 RG», который имеет свой распределительный центр в Новосибирске. Исходя из расчетов разработаны рекомендации по использованию того или иного варианта транспортировки в зависимости от условий и расстояния перевозки. Установлено, что наиболее экономически целесообразным вариантом перевозки продуктов первой необходимости посредством автомобильного транспорта является вариант приобретения собственного транспортного средства – седельного тягача «SCANIA P380 A4X2NA», оборудованного рефрижераторным полуприцепом «Schmitz SKO 24/L». При практически равной грузоподъемности с автопоездом данное транспортное средство имеет меньший расход топлива для транспортировки и потребный расход топлива для работы холодильной установки.
Библиографические ссылки
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 21 янв. 2020 г. № 20 // Президент России : сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45106 (Дата обращения: 19.04.2021).
Лавриненко П.П. Транспортная инфраструктура и экономический рост. М. : Перо, 2019. 142 с.
Тузов К.А., Сабельников И.Е. Грузовые перевозки в России : обзор текущей статистики // Бюл. о текущ. тенденциях рос. экономики. 2019. № 53. С. 3–5.
Сибирский федеральный округ // Министерство транспорта Российской Федерации : сайт. URL : old.mintrans.ru/activity/transport_of_russian/2489/ (Дата обращения 11.03.2021).
Прокофьева Т.А., Ювина В.Н. Создание опорной сети логистических центров на основных направлениях товародвиже-ния в системе международных транспортных коридоров // Транспорт: наука, техника, управление. Науч. информ. сб. 2007. № 8. С. 62–65.
Прокофьева Т.А. Проектирование и организация региональных транспортно-логистических систем. М. : РАГС, 2009. 334 с.
Гришкова Д.Ю. Определение перерабатывающей способности терминала при различных условиях работы // Заметки ученого. 2021. № 1. С. 30–34.
Резер С.М., Прокофьева Т.А., Гончаренко С.С. Международные транспортные коридоры. Проблемы формирования и развития. М : ВИНИТИ РАН, 2010. 311 с.
Покровская О.Д. Эволюционно-функциональный подход к развитию транспортных узлов // Научные проблемы реали-зации транспортных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке : материалы IX Междунар. науч.-техн. конф. Новосибирск, 2017. С. 233–238.
Гришкова Д.Ю. Анализ транспортно-логистической инфраструктуры Новосибирской области // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий : сб. науч. ст. по итогам работы второго круглого стола с междунар. уча-стием. М., 2020. С. 170–172.
Степанов И. Склады на подъеме // ИД Коммерсантъ : сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4012511 (Дата обраще-ния 16.05.2021).
Новокузнецк // ДубльГИС : сайт. URL: 2gis.ru/novokuznetsk (Дата обращения: 03.05.2021).
Актуальные вопросы развития инфраструктуры Кузбасса рассмотрел Комитет СФ по экономической политике // Совет Федерации Федерал. Собрания Рос. Федерации : сайт. URL: http://council.gov.ru/events/news/104771/ (Дата обращения: 11.04.2021).
X5 открыла логистический комплекс в Сибири // Х5 Group : сайт. URL:https://www.x5.ru/ru/Pages/Media/News/060919.aspx (Дата обращения 16.05.2021).
Смольников И. «Пятерочка» запаслась ресурсами для освоения Сибири // Infopro54 : сайт. URL: https://infopro54.ru/news/pyaterochka-zapaslas-resursami-dlya-osvoeniya-sibiri/ (Дата обращения: 20.05.2021).
ГК «Деловые Линии» : сайт. URL: https://www.dellin.ru/ (Дата обращения: 25.05.2020).
Лизинг как финансовая услуга //All-leasing : информационный портал. (Электронный ресурс). URL: https://www.all-leasing.ru/info/#lizing-kak-finansovaya-usluga (Дата обращения: 21.05.2021).
Гришкова Д.Ю., Корнеев М.В. Развитие электронных сервисов для контейнерных перевозок // Политранспортные си-стемы : материалы XI Междунар. науч.-техн. конф. Новосибирск, 2020. С. 705–709.
Гришкова Д.Ю. Выбор подвижного состава для автомобильной перевозки // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 11. С. 200–205.
Зачешигрива М.А., Тесленко И.О. Проблемы логистики перевозки скоропортящихся грузов в Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2020. № 1. С. 41–47.