ВЫБОР БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ

Авторы

  • Маргарита Владимировна Феоктистова Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Вячеслав Анатольевич Подвербный Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

береговое укрепление, альтернатива, частные критерии эффективности, метод «идеальной» точки, гармоничное вписывание в архитектуру, экологичность варианта

Аннотация

В статье рассматривается методика многокритериального сравнения при выборе берегоукрепительного сооружения для Кругобайкальской железной дороги. Методика подразумевает процесс оценки и сравнения альтернатив на основе нескольких критериев или показателей. Этот метод используется в тех случаях, когда принятие решения требует учета множества факторов и условий, и позволяет выбрать наиболее подходящую альтернативу из множества возможных. Строительство береговых укреплений на рассматриваемой дороге имеет свои особенности, так как она является частью Транссибирской магистрали и проходит по берегу озера Байкал, что делает строительство береговых укреплений сложным и уникальным процессом. От выбора берегоукрепительных сооружений зависит устойчивость, надежность, срок службы дороги, безопасность движения на протяжении всего маршрута. Береговые укрепления также должны играть роль туристических объектов, привлекающих внимание любителей природы и истории железных дорог. Актуальность методики принятия многокритериальных решений состоит в ее способности обеспечить более объективный и комплексный подход к принятию непредвзятых и эффективных решений. Преимуществом методики является наличие различных критериев для оценки альтернативных вариантов. К ним относятся такие факторы, как финансовые показатели, социальные последствия, экологические воздействия и т.д. В работе применялся метод «идеальной» точки, метод принятия решения по аддитивному и мультипликативному критерию, с использованием Системы поддержки принятия решения «Валерия», позволяющей проводить автоматизированную процедуру принятия решения с аксиоматическим обоснованием предложенного оптимального варианта.

Биографии авторов

Маргарита Владимировна Феоктистова, Иркутский государственный университет путей сообщения

Аспирант кафедры «Строительство железных дорог, мостов и тоннелей»

Вячеслав Анатольевич Подвербный, Иркутский государственный университет путей сообщения

Д. т. н., доцент, профессор кафедры «Строительство железных дорог, мостов и тоннелей»

Библиографические ссылки

Казарина В.В., Подвербный В.А. Принятие решения по выбору варианта трассы железнодорожной линии // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 140−151.

Холодов П.Н. Основные факторы выбора способа принятия решений при проектировании железных дорог // Проблемы и перспективы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог : труды всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 2008. Т. 1. С. 72–76.

Холодов П.Н. Многокритериальный выбор оптимального решения при проектировании железных дорог // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2011. № 4 (32). С. 76–82.

Ковальчук М.В., Казарина В.В., Подвербный В.А. Многокритериальное сравнение вариантов проектных решений на основе комплексного критерия // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2016. Т. 1. С. 457–461.

Феоктистова М.В., Титов К.М. Берегоукрепительные мероприятия на Кругобайкальской железной дороге // Молодая наука Сибири. 2023. № 2 (20). С. 183–203.

Феоктистова М.В., Полищук С.С., Титов К.М. Восстановление, строительство берегоукрепительных сооружений Кругобайкальской железной дороги / Образование – наука – производство: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с между-народным участием). Чита, 2022. Т. 1. С. 136–146.

Немитовская Д.В., Подвербный В.А. Проблема защиты берегов водоемов и насыпей, испытывающих волновое воздействие морей // Мировые тенденции развития науки и тех-ники: пути совершенствования : материалы X Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. Ч. 3. С. 237–244.

Подвербный В.А., Бушмакин Д.Н. Разработка мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению безопасности движения поездов и безопасности производства работ при выполнении среднего ремонта железнодорожного пути // Наука и образование в эпоху перемен: перспективы развития, новые парадигмы : материалы X Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 2022. Ч. 1. С. 191–198.

Подвербный В.А., Френкель А.С., Терентьева Н.Ю. Проблемы и перспективы развития объектов культурного наследия // Наукосфера. 2023. № 2-1. С. 25–36.

Терентьева Н.Ю., Френкель А.С., Подвербный В.А. К вопросу реконструкции объекта культурного наследия федерального значения – Кругобайкальской железной дороги // Заметки учёного. 2023. № 1. С. 201–211.

Подвербный В.А., Перелыгина А.А. Принятие решения по выбору типа укрепления водоотводных и нагорных канав на основе метода идеальной точки // Транспорт Урала. 2021. № 2 (69). С. 57–62.

Холодов П.Н. Разработка программного комплекса для поддержки принятия решений при проектировании железных дорог // Проблемы и перспективы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации железных дорог : труды IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 2010. Т. 1. С. 227–229.

Холодов П.Н., Подвербный В.А. Программа поддержки принимаемых решений в проектировании железных дорог // Проблемы и перспективы изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации российских железных дорог : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск, 2007. Т. 2. С. 135−141.

Холодов П.Н. Совершенствование процедуры принятия решений при проектировании железных дорог // Вестник транспорта Поволжья. 2011. № 4 (28). С. 62–68.

Протасов Н.М., Перелыгина А.А. Принятие решений по защите железнодорожного пути от опасных инженерно-геологических процессов при реконструкции Кругобайкальской железной дороги // Цифровизация современной науки: стратегии, инновации : материалы XXXVII Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 160–168.

Загрузки

Опубликован

2023-11-01

Как цитировать

Феоктистова, М. В., & Подвербный, В. А. (2023). ВЫБОР БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНОГО СООРУЖЕНИЯ ДЛЯ КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОГО СРАВНЕНИЯ. Электронный научный журнал "Молодая наука Сибири", (3(21). извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/1442

Выпуск

Раздел

СЖД, мостов, тоннелей, промышленных и гражданских зданий и сооружений