ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ УЧАСТКА ВОСТОЧНОГО ПОЛИГОНА
Ключевые слова:
устройства компенсации реактивной мощности, профиль пути, продольная компенсация, подпитывающая подстанцияАннотация
Данная работа посвящена задаче повышения энергоэффективности системы тягового электроснабжения участков Восточного полигона. Анализ профиля пути таких участков позволяет предварительно выбрать те из них, которые при увеличении объема грузопотока в перспективе потребуют выполнить модернизацию отдельных устройств и узлов тяговых подстанций и контактной сети. Решение указанной задачи особенно актуально в связи с планируемым развитием Восточного полигона в ближайшей перспективе на 2025 год.
С целью выбора наиболее оптимального варианта модернизации системы тягового электроснабжения взят один из участков Восточного полигона, в рамках которого и в настоящее время проявляется ограничение пропускной способности тяжеловесных поездов массой 7100 тонн. Выполнено моделирование в ПВК Кортэс нескольких вариантов модернизации, в которых использованы различные средства усиления системы электроснабжения: устройства поперечной и продольной компенсации, увеличение сечения контактной сети путем подвешивания усиливающего провода, включение в параллельную работу дополнительного силового трансформатора, строительство новой подпитывающей тяговой подстанции. Результаты анализа параметров режима работы системы тягового электроснабжения при пропуске пакетов поездов, включающих в обоих направлениях, четном и нечетном, поезда максимальной массы согласно перспективных размеров движения, показали, что единственным способом модернизации, обеспечивающим достижение необходимой пропускной способности при соответствии нормируемых параметров режима работы их допустимым значениям, является строительство подпитывающей тяговой подстанции в месте расположения поста секционирования в исследуемой межподстанционной зоне. Указанное техническое решение рекомендуется к практическому применению.
Библиографические ссылки
Пультяков А.В., Трофимов Ю.А., Скоробогатов М.Э. Комплексные решения по повышению устойчивости работы устройств автоматической локомотивной сигнализации на участках с электротягой переменного тока. Транспортная инфраструктура Сибирского региона. 2015. Т 1. С. 328-332.
Каимов Е.В., Оленцевич В.А., Власова Н.В. Проблемы формирования, развития и реконструкции элементов инфраструктурного комплекса железных дорог. Образование – Наука – Производство. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). В 2-хтомах. Чита. 2022. С. 288-296.
Puzina E.Yu., Khudonogov I.A. The Study of the Effectiveness of Strengthening the Traction Power Supply System of the Northern Route of the Eastern Polygon of the Russian Railroads. Journal of Physics: Conference Series. Сер. “International Conference on Automatics and Energy, ICAE 2021” 2021. C. 012153.
Xiaozhou Zhu, Minwu Chen, Shaofeng Xie and Jie Luo, “Research on new traction power system using power flow controller and Vx connection transformer,” 2016 IEEE International Conference on Intelligent Rail Transportation (ICIRT), Birmingham, pp. 111115, 2016.
Шевердин И.Н., Шаманов В.И., Трофимов Ю.А. Влияние тяжеловесных поездов на рельсовые цепи и АЛС. Автоматика, связь, информатика. 2004. № 8. С.24.
Пузина Е.Ю. Усиление системы тягового электроснабжения участка Чуро – Таксимо ВСЖД. Транспорт: наука, образование, производство. Труды международной научно-практической конференции. 2016. С. 306-310.
Пузина Е.Ю. Моделирование ремонтных режимов работы системы электроснабжения участка Юрты-Нижнеудинск при реализации систем интервального регулирования. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2022. № 3 (75). С. 181-194.
Есауленко А.С., Ступицкий В.П., Тихомиров В.А., Лобанов О.В. К повышению надежности устройств контактной сети. Молодая наука Сибири. 2021. № 2 (12). С. 200-205.
Куцый А.П.. Овечкин И.С., Галков А.А. Повышение пропускной способности участка Якурим-Киренга для обеспечения тяги сдвоенных электроподвижных составов массой 14200 т. Молодая наука Сибири. 2022. № 2 (16). С. 137-149.
Куцый А.П., Овечкин И.С., Галков А.А. Анализ эффективности применения организационных и технических способов повышения пропускной способности тяговой сети двухпутного горно-перевального участка. Молодая наука Сибири. 2022. № 3 (17). С. 56-63.
Рыжова Е.Л. Энергосберегающие и энергоэффективные технологии транспортной отрасли. Журнал естественнонаучных исследований. 2020. Т. 5. № 2. С. 51-57.
Захарова М.Ю., Пузина Е.Ю. Особенности проведения энергетического обследования нефтебазовых комплексов. Повышение эффективности производства и использования энергиив условиях Сибири: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 22-26 апреля 2014 г.): под общей редакцией В.В. Федчишина. - Иркутск: Изд-во ИРГТУ, 2014.- Т.2.- С.235-240.
Рыжова Е.Л. Новейшие технологии энергосбережения в электро- и теплоэнергетике. Цифровая трансформация в энергетике: материалы Четвертой Международной научной конференции. 2023. С. 131-133.
Cherepanov A., Kutsiy A. Modeling of tractive power supply systems for heavy-tonnage trains operation // International Russion Automation Conference, RusAutoCon 2018. C.8501734.
Ступицкий В.П, Худоногов И.А., Тихомиров В.А., Лобанов О.В. Расчет несущей способности металлической решетчатой опоры контактной сети при кручении верхней части методом конечных элементов в САПР FEMAP/ Транспорт Урала. 2021. № 1 (68). С 99-102.
Антипина О.В., Распутина Е.А. Инновационное развитие предприятий железнодорожного транспорта. Экономический альманах. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции “Экономика структурных преобразований : проблемы и перспективы развития”. Выпуск № 7. 2020. С. 194-198.