АВТОМАТИЗАЦИЯ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ ВСЖД С ПРИМЕНЕНИЕМ SCADA-СИСТЕМЫ
Ключевые слова:
тяговая подстанция, автоматизация, SCADA-система, структура, сравнение, преимущества, особенностиАннотация
Согласно стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации поставлен вопрос цифровизации тяговых подстанций. Приведен текущий уровень цифровизации Российских железных дорог. Определено перспективное начало цифровизации Восточно-Сибирской железной дороги в рамках применения SCADA-системы. Благодаря компактности и мобильности блоков, на основе которых строится SCADA-система, появляется возможность реализовать любые типы подстанций. При этом существует возможность учесть особенности конкретной подстанции. Высоконадежное оборудование, на базе которого строится система, дает возможность организовать нужный уровень резервирования для электроснабжения контактной сети, а так же обеспечивает функционирование без перерыва всей системы тягового электроснабжения. Применение автоматизации в свою очередь позволит Российской железной дороге перейти от работ «по техническому регламенту» к работам «по текущему состоянию».
Одной из ключевых целей применения SCADA-системы является централизация процесса управление всеми тяговыми подстанциями, что в конечном итоге позволит получить единую, централизованную информационно-вычислительную сеть.
В представленной статье представлена структура и ожидаемые эффекты от внедрения SCADA-системы. Приведены основные технические средства, на базе которых строится SCADA-система. Указаны основные преимущества от использования данной системы. Перечислены наиболее популярные отечественные SCADA-системы. На основе технико-функциональных параметров произведено сравнение наиболее популярных систем и выбрана SCADA-система, которая учитывает территориально-климатическое расположение и технические особенности Восточно-Сибирской железной дороги. Выбор был остановлен на системе SCADA NPT Expert. Представлены преимущества и наглядные особенности выбранной SCADA-системы. По результатам работы сделаны соответствующие выводы.
Библиографические ссылки
Овечкин И.С., Поляков М.М. Изменение сигнала на выходе линейного колебательного контура при приближении частоты к резонансной //Молодая наука Сибири. 2021. № 2 (12). С. 372-382.
Пузина Е.Ю., Алексеенко В.А. Регрессионный анализ повреждаемости измерительных трансформаторов // Повышение эффективности производства и использования энергии в условиях Сибири. Иркутск, 2010. С. 421-423.
Пузина Е.Ю., Алексеенко В.А. Анализ времени наработки до отказа измерительных трансформаторов // Транспорт-2010. Ч. 2. 2010. С. 307-309.
Алексеенко В.А., Пузина Е.Ю. Анализ повреждений измерительных трансформаторов на тяговых подстанциях ВСЖД//Транспортная инфраструктура Сибирского региона. Иркутск. Т. 2. 2009. С. 4-9.
Соловьев А.Е. Виды аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте и их причины //Горный информационно-аналитический бюллетень. 2005. № 5. С. 156-159.
Лундалин А.А., Пузина Е.Ю., Худоногов И.А. Направления развития релейной защиты и автоматики в Российских электрических сетях. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2019. № 2 (62). С 77-85.
Ковина А.С. Анализ эффективности автоматизированных систем мониторинга и управления подстанций и энергосистем //В сборнике: Образование. Наука. Производство. XIII Международный молодежный форум. Белгород, 2021. С. 1652-1654.
Овечкин И.С. Оценка эффективности применения комплектных распределительных устройств для тяговых подстанций // Молодая наука Сибири. 2021. № 2 (12). С. 181-194.
Пузина Е.Ю., Туйгунова А.Г., Худоногов И.А. Системы мониторинга силовых трансформаторов тяговых подстанций. Иркутск, 2020. – 184 с.
Ступицкий В.П., Худоногов И.А., Тихомиров В.А., Лобанов О.В. Повышение достоверности диагностирования состояния несущего троса контактной сети. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2020. № 1 (65). С. 136-143.
СТО 56947007- 25.040.40.227-2016. Типовые технические требования к функциональной структуре автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций Единой национальной электрической сети (АСУ ТП ПС ЕНЭС). Утверждён и введён в действие: Приказом ПАО «ФСК ЕЭС» от 26.09.2016 № 341.
Puzina E.Yu., Cherniga M.Yu., Khudonogov I.A. Strengthening the power supply system of electrified railways, taking into account the use of interval control devices. 2020 International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies, FarEastCon 2020. 2020. C. 9271385.
Шевердин И.Н., Шаманов В.И., Трофимов Ю.А. Влияние тяжеловесных поездов на рельсовые цепи и АЛС. Автоматика, связь, информатика. 2004. № 8. С.24.
Черепанов А.В., Куцый А.П., Есауленко А.С. Применение технологии виртуальной сцепки для поездов повышенной массы. Молодая наука Сибири. 2020. № 2 (8). С. 191-199.
Пузина Е.Ю., Перелыгин В.М. Усиление системы тягового электроснабжения участка Якурим-Звездная ВСЖД. Транспорт-2013: труды международной научно-практической конференции. 2013. – С. 176-178.