Оценка грузового спроса посредством восстановления матриц корреспонденций с использованием различных данных
Ключевые слова:
матрица корреспонденций, транспортный поток, моделирование, грузовой спросАннотация
Важным научным направлением развития организации грузового перевозочного процесса является изучение методик оценки матриц корреспонденций с использованием различных данных, что соответствует стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года. Автомобильный городской грузовой транспорт является важной частью транспортной системы Российской Федерации, эффективное функционирование которой создает условия для развития экономики, обеспечения удовлетворения транспортных потребностей. В этих условиях повышение требований к качеству транспортных услуг и обеспечению безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы является современным вызовом, стоящим перед автомобильным транспортом и требующим четкого определения приоритетов, целей и задач развития автомобильного транспорта, как подотрасли транспортного комплекса страны. Актуальность научной статьи заключается в том, что проблема оценки грузового спроса посредством оценки матриц корреспонденций носит комплексный характер. С 1970-х гг. разработано несколько методов для оценки матриц корреспонденций с использованием всех видов данных. Показано, что некоторые методики могут применяться только в определенных ограниченных условиях и иногда приводят к потере информации. Для того чтобы решить эту задачу предлагается использовать эластичные, а не фиксированные ограничения. Альтернативным вариантом является применение метода стохастической оценки (бинарной калибровки) из-за отсутствия коэффициентов, зависящих от времени и пространства. Этот метод может использоваться при прогнозировании деятельности грузового транспорта в городских агломерациях в виде единой системы, гарантирующей соблюдение нормативов качества его обслуживания при высокой эффективности работы транспортной системы. Сравнительный анализ различных методов оценки матрицы является целью данной статьи.
Библиографические ссылки
Лебедева О.А., Антонов Д.В. Моделирование грузовых матриц корреспонденций гравитационным и энтропийным методами // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 5 (100). С. 118-122.
Лебедева О.А., Крипак М.Н. Моделирование грузовых перевозок в транспортной сети // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2016. № 10. С. 182-184.
Лебедева О.А., Крипак М.Н. Развитие городских грузовых систем с учетом концепции городского планирования / Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2016. Т. 1. № 1. С. 244-247.
Полтавская Ю.О. Повышение эффективности цепи поставок с учетом оптимального местоположения распределительного центра // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2021. № 15. С. 164-167.
Полтавская Ю.О. Оптимизация транспортной сети на основе минимума общих затрат на доставку грузов // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2019. № 13. С. 178-183.
Шаров М.И., Михайлов А.Ю., Дученкова А.В. Пример оценки транспортной доступности с использованием программного продукта PTV «VISUM» // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2013. № 1(4). С. 133-138.
Лебедева О.А. Анализ проектирования транспортных зон на основе моделирования сети // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2019. № 13. С. 172-177.
Гозбенко В.Е., Крипак М.Н., Иванков А.Н. Совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев. Иркутск: ИрГУПС, 2011. 176 с.
Гозбенко В.Е., Иванков А.Н., Колесник М.Н., Пашкова А.С. Методы прогнозирования и оптимизации транспортной сети с учетом мощности пассажиро и грузопотоков // Депонированная рукопись № 330-В2008 17.04.2008.
Полтавская Ю.О. Основные факторы, влияющие на выбор способа транспортировки // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2021. № 8. С. 191-192.
Lebedeva, O., Kripak, M., Gozbenko, V. Increasing effectiveness of the transportation network through by using the automation of a Voronoi diagram. Transportation Research Procedia. 2018. Vol. 36. 427–433.
R. Hamerslag and FI. C. Huisman. Binaire Calibratie. De Scbauing Van Coefficienten in een Verkeersmodel Met Ge brickmaking van Verschillende Soorten Waarnemingen. Verkeerskunde, No. 4, 1978, pp. 166-168.
J. G. Smit. Het Schatten van Herkomst-bestemmings Matrices: de Maximum Likelihood Versus de Minimum Vari- ance Methode. In Proceedings Colloquium Vervoersplano logisch Speurwerk, 1981, pp. 737-741.
H.J. Van Zuylen. The Information Minimising Method: Its Validity and Applicability to Transportation Planning. In New Developments in Modelling Travel Demand and Urban Systems (G. R. M. Jansen et al., eds.) Saxon House, 1979, pp. 344-371.
M. G. H. Bell. The Estimation of Junction Turning Volumes from Traffic Counts: The Role of Prior Information. Traffic Engineering and Control, Vol. 25, No. 5, 1984, pp. 279- 283.
L. G. Willumsen. Estimating Time-dependent Trip Matrices from Traffic Counts. Proceedings of 9th International Symposil. un on Transportation and Traffic Theory, 1984, pp. 377- 411.
A. G. Wilson. The Use of Entropy Maximising Models in the Theory of Trip Distribution, Modal Split and Route Split. Joumal of Transport Economics and Policy, Vol. 2, No. 1, 1969, pp. 108-126.
S.Nguyen. 0n the Estimation of an 0-D Trip Matrix by Equilibrium Methods Using Pseudo-delay Funclions. CRT publ. 81. University de Montreal, Centre de Recherche sur Les Transports Montreal, Quebec Canada, 1978.
R. Hamerslag. Het Schatten van Herkomst- en Bestemmings matcices m.b.v. Schijnbaar Tegenstrijctige Waamemiogen. Proceedings Colloquium Vervoersp/ano/ogisch Spe11nverk 1980, pp. 711-714.
A. G. Wilson. A Statistical Theory of Spatial Distribution Models. Transportation Research, 1967, pp. 253-269.
M. J. Maher. Bias in the Estimation of O-D Hows from Link Counts. Paper presented at UTSO conference, Sheffield, United Kingdom, 1987.
M. F. A. M. Van Maarseveen and C. J. Ruygrok. Het Oebruik van Route-informatie Voor het Opstellen van HB-matrices. Proceedings Colloquium Vervoersplanologisch Speurwerk, 1982, pp. 399-420.
M. F. A. M. Van Maarseveen et al. Estimating 0-D Tables Using Empirical Route Choice Information with Application to Bicycle Traffic. Paper presented at 64th Annual Meeting, TRB, January 1985.
T. Van Vuren. Het Schatten van een Herkomst- en Bestemmingstabel: Een Overzicht. Thesis. Delft University of Technology, Delft, Netherlands, 1985.
E. Heere and M. C. Huisman. Toepassing van de binaire Calibratiemethode in Zaanstad. Verkeerskunde, 1978, pp. 239-242.
Kuzmin O. V., Khomenko A. P., Artyunin A. I. Development of special mathematical software using combinatorial numbers and lattice structure analysis. Advances and Applications in Discrete Mathematics, 2018, 19(3), 229-242.
Kuzmin O. V., Khomenko A. P., Artyunin A. I. Discrete model of static loads distribution management on lattice structure. Advances and Applications in Discrete Mathematics, 2018, 19(3), 183-193.
M. C. Ellis and H. Van Ammers. Forecasting Using Cordon Surveys in the Egyptian National Transportation Study. Pro• ceedings of 9th Summer Annual Meeting, PTRC, Warwick, England, 1981.