Влияние различных скоростей движения поездов на силовое взаимодействие подвижного состава и железнодорожного пути в условиях высокой грузонапряженности

Авторы

  • Татьяна Николаевна Асалханова Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Андрей Александрович Осколков Иркутский государственный университет путей сообщения; Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры – структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД»

Ключевые слова:

железнодорожный путь, рельсовая нить, кривые участки пути, оптимальный скоростной режим, планирование, организация текущего содержания пути

Аннотация

В условиях активного развития российско-китайских торгово-экономических отношений и ориентации перевозочного процесса нашей страны на восток возникают новые вызовы для железнодорожной инфраструктуры, связанные с расширением объемов грузопотока по Восточному полигону. Провозная способность по железным дорогам полигона к 2024 г. должна увеличиться до 180 млн т в год, а транзитный контейнеропоток – почти в 4 раза; к 2030 г. планируется рост первого показателя до 255 млн т. Таким образом, полигон становится одним из ключевых российских транспортных коридоров. В этих условиях эксплуатации инфраструктурный комплекс будет испытывать огромную нагрузку. Планирование и организация текущего содержания железнодорожного пути, ремонтных работ становятся сложной задачей для структурных подразделений путевого хозяйства: с одной стороны, обеспечение качественной эксплуатации пути, а с другой – сохранение пропуска поездопотока с учетом установленных скоростей и безопасности движения подвижного состава. Анализ инцидентов, зафиксированных в Единой корпоративной автоматизированной системе управления инфраструктурой за последние годы по Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, показал, что на указанные процессы негативно влияют отказы технических средств, ненадежность конструкций элементов верхнего строения пути, а также недостаточные меры безопасности в виде ограничения скорости движения. Для решения стоящих проблем необходимо искать новые подходы к планированию, организации и выполнению работ по поддержанию объектов инфраструктуры путевого хозяйства на требуемом техническом уровне в условиях высокой грузонапряженности с целью обеспечения безопасного движения поездов с установленными скоростями, использовать различные способы продления ресурсного срока эксплуатации железнодорожного пути и пересматривать скоростные режимы, которые должны не только способствовать повышению безопасности перевозочного процесса, но и положительно повлиять на пропускную способность.

Биографии авторов

Татьяна Николаевна Асалханова, Иркутский государственный университет путей сообщения

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры пути и путевого хозяйства

Андрей Александрович Осколков, Иркутский государственный университет путей сообщения; Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры – структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД»

Аспирант кафедры пути и путевого хозяйства;  начальник сектора информатизации

Библиографические ссылки

Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации : приказ Минтранса России № 250 от 23.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы АСПИЖТ в локал. сети.

ГОСТ 34759-2021. Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний. Введ. 2023–02–01 с правом досрочного применения. М. : Рос. ин-т стандартизации, 2021. 31 с.

Об утверждении правил назначения ремонтов железнодорожного пути : распоряжение ОАО «РЖД» № 2888/р от 17.12.2021 (ред. 03.02.2023). Доступ из справ.-правовой системы АСПИЖТ в локал. сети.

Об утверждении методики оценки воздействия подвижного состава на путь по условиям обеспечения надежности : рас-поряжение ОАО «РЖД» № 2706р от 22.12.2017. Доступ из справ.-правовой системы АСПИЖТ в локал. сети.

Об утверждении положения об организации комплексного обслуживания объектов инфраструктуры хозяйства пути и сооружений : распоряжение ОАО «РЖД» от 29.11.2019 № 2675/р (ред. 06.10.2020). Доступ из справ.-правовой системы АСПИЖТ в локал. сети.

Величко Д.В., Севостьянов А.А., Антерейкин Е.С. Оценка надежности рельсов на участках Транссибирской магистрали // Вестн. Сибир. гос. ун-та путей сообщ. 2019. № 1 (48). С. 5–11.

Туманов Д.О., Ковенькин Д.А., Подвербный В.А. Принятие решений при эксплуатации железнодорожного пути с уче-том стоимости жизненного цикла // Наукосфера. 2023. № 5-2. С. 335–343.

Об утверждении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 г. № 2101-р (ред. 24.06.2023). Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс в локал. сети.

Севостьянов А.А. Планирование и организация работ по содержанию геометрии рельсовой колеи в зимний период экс-плуатации // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. 2022. № 4 (7). С. 95–102.

Об утверждении и введении в действие инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути : распоряжение ОАО «РЖД» от 16.11.2016 № 2288р (ред. 26.05.2023). Доступ из справ.-правовой системы АСПИЖТ в локал. сети.

Правила и технология выполнения основных работ при текущем содержании пути : утв. Центральной дирекцией ин-фраструктуры 30.11.2018 № ЦДИ-1511. URL: http://scbist.com/put-putevoe-hozyaistvo/52430-cpt-52-pravila-i-tehnologiya-vypolneniya-osnovnyh-rabot-pri-tekuschem-soderzhanii-puti.html (Дата обращения 18.02.2024).

Гридасова Е.А., Локтев А.А., Локтев Д.А. Математическая модель динамического поведения рельса при различных условиях // Внедрение современных конструкций и передовых технологий в путевое хозяйство. 2019. Т. 15. № 15 (15). С. 28–32.

Морозов С.И. Методика решения задачи удара колеса о рельс в стыках // Изв. высш. учеб. заведений. Лесной журнал. 1994. № 2. С. 35–41.

Чижов А.А. Оценка отказов элементов верхнего строения пути, влияющих на скорости движения поездов на участках К. дистанции // Молодежная наука : тр. XXVI Всерос. студен. науч.-практ. конф. Красноярск, 2022. Т. 1. С. 285–289.

Тимофеев Е.Н., Севостьянов А.А. Анализ дефектности рельсов к дистанции пути // Интеллектуальный потенциал Си-бири : 29-я регион. науч. студен. конф., посвящ. году науки и технологии в России. Новосибирск, 2021. Ч. 4. С. 142–145.

Пат. 2784392 Рос. Федерация. Способ контроля поверхности катания железнодорожных колес в движении / С.А. Бехер, В.С. Выплавень, А.О. Коломеец и др. № 2021139001 ; заявл. 24.12.2021 ; опубл. 24.11.2022, Бюл. № 33. 12 с.

Галлямов Д.И., Овчинников Д.В. Изменение параметров пятна контакта системы «колесо – рельс» в процессе совершенствования профиля рельса // Наука и образование транспорту. 2021. № 2. С. 212–217.

Манашкин Л.А., Мямлин С.В., Приходько В.И. Оценка силы ударного воздействия колеса и рельса на стыке двух рельсов // Вісн. Дніпропетров. нац. ун-ту залізничного транспорту ім. акад. В. Лазаряна. 2008. № 22. С. 36–39.

Опубликован

2024-03-29

Как цитировать

Асалханова, Т. Н., & Осколков, А. А. (2024). Влияние различных скоростей движения поездов на силовое взаимодействие подвижного состава и железнодорожного пути в условиях высокой грузонапряженности. Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, (1(81), 126-137. извлечено от http://ojs.irgups.ru/index.php/stsam/article/view/1416

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)