РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПУЭ ПО РЕЗЕРВИРОВАНИЮ ПИТАНИЯ ПОСТОВ ЭЦ

Авторы

  • Елена Юрьевна Пузина Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Кирилл Романович Зеленский Иркутский государственный университет путей сообщения
  • Иван Николаевич Леонов Иркутский государственный университет путей сообщения

Ключевые слова:

электрическая централизация, первая категория электроснабжения, резервирование питания, фидер «два провода - рельс», трансформаторная подстанция

Аннотация

В статье рассматривается проблема обеспечения бесперебойного электроснабжения поста электрической централизации станции ЛН, расположенной на одной из развивающихся железных дорог России, и относящегося к потребителям первой категории надежности согласно требованиям ПУЭ 7-го издания, где в настоящее время электропитание объекта осуществляется по фидеру ВЛ-10 кВ с ненадёжным резервным источником питания, что не соответствует нормативам для потребителей 1-й категории. Проведен анализ трех технических решений: 1) подключение к распределительным устройствам подстанций УК и ЯК одной из российских железных дорог было исключено из-за значительной удаленности (8 и 14 км соответственно) и сложных топографических условий местности; 2) применение дизель-генераторной установки признано экономически и технически нецелесообразным вследствие ограниченного предложения отечественного оборудования требуемой мощности и сложностей сервисного обслуживания; 3) организация резервного питания от линии «два провода - рельс» с устройством трансформаторной подстанции 27,5/10 кВ. Последний вариант определен как оптимальное решение, имеющее ключевые преимущества: наличие технической возможности размещения оборудования на выделенном участке площадью 12 м² в полосе отвода, обеспечение надежного контура заземления через дроссель-трансформатор М32, а также полное соответствие действующим нормативным документам в области электроснабжения железнодорожного транспорта. Реализация предложенного технического решения с использованием линии  «два провода - рельс» напряжением 27,5 кВ в качестве резервного источника питания обеспечит требуемую надежность электроснабжения поста ЭЦ в соответствии с категорийными требованиями.

Библиографические ссылки

ПУЭ, изд. 7-е.: НТД. М.: ЭНАС, 2013. URL: https://tech-expo.ru/pue/ (дата обращения: 23.05.2025).

Давыдова И.К., Попов Б.И., Эрлих В.М. Справочник по эксплуатации тяговых подстан-ций и постов секционирования [Текст] / И. К. Давыдова, Б. И. Попов, В. М. Эрлих. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Транспорт, 1978. - 416 с.

СТО РЖД 12.003-2011 «Требования к техническому обслуживанию и ремонту тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств тягового электроснаб-жения».

Крапивин М.И., Пузина Е.Ю. Разработка предложений по устранению лимитирующих межподстанционных зон при развитии Восточного полигона // Исследование и развитие рельсового и автомобильного транспорта: сборник трудов Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2024. С. 61–65.

Бардушко А.Ю., Куцый А.П. Повышение пропускной способности электрифицированно-го участка железной дороги Якурим-Киренга на перспективу // Молодая наука Сибири. 2023. №4 (22). С. 182-193.

Куцый А.П., Овечкин И.С., Галков А.А. Анализ эффективности применения организаци-онных и технических способов повышения пропускной способности тяговой сети двухпут-ного горно-перевального участка // Молодая наука Сибири. 2022. № 3 (17). С. 56-63.

Крапивин М.И., Куцый А.П., Пузина Е.Ю. Разработка технических решений по увеличе-нию пропускной способности системы тягового электроснабжения участка Восточного по-лигона // Проблемы электроэнергетики и телекоммуникаций Севера России. Сборник науч-ных трудов Международной научно-практической конференции. Москва. 2024. С. 180-186.

Пузина Е.Ю. Увеличение пропускной и провозной способности системы тягового элек-троснабжения Восточного участка БАМа // Вестник Уральского государственного универ-ситета путей сообщения. 2025. № 1 (65). С. 99-108.

Puzina E.Yu.,, Khudonogov I.A. The Study of The Effectiveness of Strengthening The Traction Power Supply System of The Northern Routeof The Eastern Polygon of The Russian Railroads // Journal of Physics: Conference Series. Сер. «International Conference on Automatics and Energy, ICAE 2021» 2021. C. 012153.

Овечкин И.С., Пузина Е.Ю. Организация бесперебойного питания устройств автобло-кировки при внедрении системы АБТЦ-МШ // Технико-экономические проблемы развития регионов. Материалы XXVI научно-практической конференции с международным участи-ем. Иркутск. 2023. С. 213-217.

Пузина Е.Ю. Повышение надежности электроснабжения постов электрической центра-лизации Восточного полигона // Транспорт Урала. 2024. № 1 (80). С. 110-115.

Овечкин И.С., Пузина Е.Ю. Разработка технических решений по уменьшению искаже-ния синусоидальности кривой напряжения воздушных линий, питающих устройства авто-блокировки // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2023. № 3 (79). С. 112-123.

Овечкин И.С., Пузина Е.Ю. Снижение несимметрии напряжения воздушных линий, пи-тающих устройства автоблокировки // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2023. № 4 (60). С. 84-95.

Бесков Б.А., Геронимус Б.Е., Давыдов В.Н., Крестьянов М.Е., Марквардт Г.Г., Минин Г.А.

Под общ. ред. инж. Перцовского Л.М. — Учебное пособие для высших учебных заведений ж.д. транспорта. — М: Трансжелдориздат, 1963. — 471 с.

Давыдов, В.Н. Справочник по проектированию, монтажу и эксплуатации устройств энергоснабжения электрической тяги [Текст] / В.Н. Давыдов, В.П. Луппов, А.А. Вашурин. – М.: Транспорт, 1967. – 312 с.

Загрузки

Опубликован

2025-08-26

Как цитировать

Пузина, Е. Ю., Зеленский , К. Р. ., & Леонов , И. Н. . (2025). РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПУЭ ПО РЕЗЕРВИРОВАНИЮ ПИТАНИЯ ПОСТОВ ЭЦ. Электронный научный журнал "Молодая наука Сибири", (2 (28). извлечено от https://ojs.irgups.ru/index.php/mns/article/view/2363

Выпуск

Раздел

Энергетика, электрификация железных дорог

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>